Операционный анализ. Метод CVP. пример
Люб выручка=пост затра+перем+прибыль
CVP анализ показывает, что прибыль изм-ся непропорционально выручке и чем б пост расходы, тем труднее получить прибыль.
ПРИМЕР:у нас 11 млн выр, пост затраты – 1500т. (13.6%), перем – 9300т (84.6),а следовательно прибыль=200т. пусть выр повысилась на 9.1 % и составила 12 млн. пост затраты остались неизм – 1500т, а переем повысятьлся на ту же величину 9.1%=10146.3, а приб=353.7т.
(353.7-200):200=76.9% на стока повысилась прибыль.
ВЫВ: чем больше уд вес переем затрат в цене, тем сильнее изменение выручки влияет на прибыль.
Операционный анализ включает расчёт трёх показателей.
Операционный рычаг.Сила воздействия операционного рычага состоит в том, что любое (даже незначительное) изменение выручки от реализации туристской продукции всегда порождает более сильное изменение прибыли, она в знач мере зависит от величины пост затрат, чем выше пост затраты и фондоемкость, тем сильнее сила возд-я ОР, выше предприн риски.
когда выручка от реализации туристской продукции снижается, сила воздействия ОР возрастает, и каждый процент снижения выручки даёт всё больший и больший процент снижения прибыли, и наоборот; таким образом, выручка от реализации туристской продукции неразрывно связана с величиной ОР.
Расчёт операционного рычага проводят двумя методами:
1. С использованием показателя прибыли туристского предприятия:
Операционный рычаг = Валовая маржа / Валовая прибыль
ВМ – это результат от реализации туристской продукции после возмещения переменных затрат.
ВП=выручка – произв затраты
2. При отсутствии показателя прибыли туристского предприятия:
Операционный рычаг = 1 / (1 – Постоянные издержки / Валовая маржа)
Порог рентабельности, такая выручка от реализации, при которой туристское предприятие уже не имеет убытков, но ещё не имеет прибыли. Валовой маржи только хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль рана нулю.
Порог рентабельности = Постоянные издержки
(косв и прям) / Удельный вес валовой маржи
Удельный вес валовой маржи – это её процентное отношение к выручке от реализации туристской продукции.
В целях проведения более дополнительно рассчитывают побочный коэффициент порога рентабельности – порог безубыточности:
Порог безубыточности = Прямые постоянные затраты / Удельный вес валовой маржи
Порог безубыточности туристского товара – это такая выручка от реализации, которая покрывает переменные и прямые постоянные затраты. При этом промежуточная маржа равна нулю. Если не достигается хотя бы нулевое значение промежуточной маржи, то такой туристский товар надо снимать с производства.
Запас финансовой прочности, какой процент снижения выручки от реализации без серьёзного ущерба для своего финансового состояния способно выдержать туристское предприятие. При этом показатель ЗФП тем выше, чем ниже значение операционного рычага.
Определить ЗФП можно тремя способами, два из которых представляют результат в денежной форме, а третий в процентном выражении:
Запас финансовой прочности = Выручка от реализации – Порог рентабельности
Запас финансовой прочности = Выручка от реализации / Операционный рычаг
ЗФП = 100% / Операционный рычаг
CVP-анализ является ключевым в принятии многих решений, включая выбор выпускаемой продукции, установление цены на выпускаемую продукцию, маркетинговую стратегию и использование производственных мощностей. Благодаря широким возможностям использования CVP-анализ представляет собой лучший инструмент, каким только располагает менеджер, для обнаружения скрытого потенциала прибыльности, существование которого возможно в любой организации.
37. Балансовый отчет: содержание, порядок составления.
Бухгалтерский баланс (балансовый отчет) - это способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия по составу и источникам на определенную дату.
Применительно к тур пред-ю ББ отражает его имущ. и фин. положение через систему показателей по состоянию на определенную (отчетную) дату в ден.выражении, давая представление о хоз.средствах тур.предприятия (активах) и его источниках (пассивах).
ББ -форма внутренней отчетности ТП и представляется в установленные сроки в налоговые органы.
По своему строению отчет – либо в виде двухсторонней таблицы, левая часть - активы, а правая -пассивы, либо эти части следуют одна за другой. ББ показывает, как на определенный момент времени распределены активы и как осуществляется фин-ие этих активов с помощью собств. или привлеч. капитала.
Актив- имущество ТП (все, чем оно владеет) - здания, сооружения, оборудование, инвестиции в дочерние, товарно-материальные запасы, наличные средства (в кассе и на банковских счетах), ц.б., дебит. задолженность и НМА. Активы показывают, как предприятие использовало средства, и дают представление о потенциале ТП, о перспективах его будущей деятельности.
Пассивы – (источники и размеры финансирования ТП) это совокупность его обязательств краткоср. и долгоср.характера, а также собственный капитал. Возникая из-за событий, произошедших в прошлом, обязательства, будучи выполненными в настоящем, повлекут отток ресурсов.
Обязательства:
• привлеченный капитал - долгосрочные долги и займы, счета к оплате (кредит.зад-ть), краткоср.долги;
• собственный капитал - средства, которые отданы владельцами в распоряжение ТП, а также средства, сформированные за счет деят-ти ТП в прошлые годы.
В зависимости от особенности содержательной части ББ выделим 2 группы предприятий туризма:
1) средства размещения (гостиницы, мотели и т.д.) и предприятия питания;
значительная доля внеоборотных активов - ОС (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и т.д.). Часто это собственные основные средства. Для функционирования гостиниц необходимо значительно большее количество объектов ОС и ресурсов для их приобретения, чем турфирмам. Поэтому анализ основных средств показателен именно для таких объектов.
Доля НМА незначительна.
Особый интерес здесь представляет франчайзинг - это предоставление крупной «родительской» туркомпанией лицензии (франшизы) на производство турпродукции под фирменной маркой этой компании Сначала делается первоначальный взнос за лицензию (покупка франшизы), составляющий 7-10% объема нач.инвестиций, а затем производятся тек. Ежем.платежи в размере 4-7% объема продаж, а также плата в рекламный бюджет до 3% объема продаж. Основная доля заемного капитала приходится на кредиты и займы, которые могут быть получены для расширения деятельности.
2) туристские фирмы (туроператоры и турагенты).
для них в большей степени показательно исследование состава НМА. Это связано с тем, что у них значительные средства вложены именно в информац.базы, в программные продукты, в деловую репутацию ТП с помощью рекламы. Последнее согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности репутацию туристского предприятия предписано учитывать в составе нематериальных активов в стоимостном виде. Фирмы имеют дело не только с юридическими лицами, но и с большим числом физических лиц, для которых надежность, устойчивость, респектабельность ТП играют опред. роль при выборе турфирмы.
Т.о., на лицо отличительные черты состава и содержания бухгалтерского баланса для различных групп тур пр-ий. Учет этого факта поможет учесть специфику туризма и его организации.