Налоговый контроль. Ответственность за налоговые правонарушения
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК.
Налоговые органы Российской Федерации — это единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных российским законодательством, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных подразделений.
Налоговые органы вправе:
§ требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица документы, а также пояснения, документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
§ проводить налоговые проверки (ст. 87—89 НК РФ);
§ производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
§ вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов;
§ приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц;
§ осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
§ определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды);
§ требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов и их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
§ взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени;
§ контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
§ требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;
§ привлекать для налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
Налоговые органы обязаны:
§ соблюдение законодательства о налогах и сборах;
§ осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также других нормативных актов;
§ ведение учета налогоплательщиков;
§ проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, а также других нормативных актах;
§ осуществление возврата или зачета излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
§ соблюдение налоговой тайны;
§ направление налогоплательщику или налоговому агенту копий актов налоговой проверки и решений налоговых органов.
Должностные лица налоговых органов в соответствии со ст. 33 НК РФ обязаны:
§ действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами;
§ реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
§ корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
§ вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
§ заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
§ создавать налоговые посты;
§ предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски;
§ осуществлять другие права, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.
Налоговый кодекс РФ впервые в обязанность налоговых органов ввел полномочия профилактического характера:
§ проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах;
§ бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, в том числе: разъяснять порядок начисления и уплаты налогов и сборов, предоставлять формы установленной отчетности, объяснять порядок их заполнения.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции в следующих основных формах (ст. 82 НК РФ):
§ налоговые проверки;
§ получение объяснений налогоплательщиков и плательщиков сборов;
§ проверка данных учета и отчетности;
§ осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году ее проведения (ст. 87 НК РФ).
Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные. В настоящее время камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на базе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ). Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Во время камеральной проверки налоговые органы могут запрашивать у налогоплательщика иные сведения и подтверждающие документы, а также проводить встречные налоговые проверки. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Если по истечении трехмесячного срока налоговые органы приходят к выводу о необходимости начать производство по делу о налоговом правонарушении или уголовное преследование, то они могут провести выездную налоговую проверку на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
Статья 89 НК РФ устанавливает некоторые общие правила проведения выездной налоговой проверки.
§ Выездные налоговые проверки проводятся в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
§ Для их проведения требуется решение руководителя налогового органа (его заместителя). Форма решения разрабатывается и утверждается Министерством РФ по налогам и сборам.
§ Решение о проведении выездной налоговой проверки выносится в форме постановления в соответствии с приказом министра РФ по налогам и сборам от 31 марта 1999 г. № ГБ-3-16/67 «Порядок назначения выездных налоговых проверок».
§ Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые и более проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.
§ Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность ее проведения до трех месяцев. При наличии филиалов и представительств срок проведения проверки увеличивается на один месяц в связи с проверкой каждого филиала и представительства.
§ Срок проведения проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, в который не засчитывается период между вручением налогоплательщику требования о предоставлении документов (ст. 93 НК РФ) и представлением им данных документов.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения, и передает ее проверенному налогоплательщику.
Повторная выездная проверка возможна в двух достаточно редких случаях:
§ при реорганизации или ликвидации организации-налогоплательщика, плательщика сборов;
§ если вышестоящий налоговый орган назначит дополнительную налоговую проверку в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего предыдущую проверку (п. 3 ст. 89 НК РФ).
Первичные документы и учетные регистры бухгалтерской отчетности проверяются налоговыми органами с использованием сплошного и выборочного методов контроля.
Сплошной (комплексный) метод — это проверка всей документации по заранее составленной программе, в том числе и записей бухгалтерского учета. В первую очередь такой проверке подвергаются кассовые и банковские операции, а также расчеты с поставщиками, покупателями, заказчиками, дебиторами и кредиторами.
Выборочный метод характеризуется проверкой определенной части первичных документов за планируемый период (месяц, декаду и т.п.). Если выборочная проверка устанавливает серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, проводится сплошной контроль с обязательным изъятием у предприятия тех документов, которые указывают на эти нарушения (злоупотребления).
Налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.
К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации, так и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 Налогового кодекса. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста.
Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:
§ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ;
§ ответственность за налоговое правонарушение, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ;
§ Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.
§ Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
§ Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.
Виды налоговых правонарушений:
§ Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе
§ Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
§ Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)
§ Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
§ Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)
§ Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
§ Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога
Виды ответственности:
1) Уголовная ответственность – УК РФ налоговые преступления отнесены к группе экономических преступлений. В УК РФ содержатся 5 составов налоговых преступлений:
– уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (статья 194 УК РФ);
– уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (статья 198 УК РФ);
– уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (статья 199 УК РФ);
– неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ);
– сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (статья 199.2 УК РФ);
2) дисциплинарная;
3) административная – Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает три состава административных правонарушений в области налогов и сборов:
– нарушение сроков представления налоговой декларации (статья 15.5 КоАП РФ);
– грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (статья 15.11 КоАП РФ);
– непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статья 15.6 КоАП РФ);
4) налоговая – Налоговый кодекс РФ устанавливает следующие виды налоговых правонарушений:
а) нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
б) уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
в) нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
г) непредставление налоговой декларации;
д) грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
е) неуплата или неполная уплата сумм налогов;
ж) невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению доходов;
з) несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
у) непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
ф) неправомерное несообщение сведений налоговому органу.