Налоговый контроль. налоговые проверки.

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ. НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ.

Теоретические вопросы:

  1. Понятие и сущность налогового контроля.
  2. Правовое регулирование налогового контроля. Особенности российского законодательства.
  3. Налоговые проверки. Виды налоговых проверок.
  4. Камеральные налоговые проверки.
  5. Порядок проведения выездных налоговых проверок.
  6. Акт выездной налоговой проверки. Порядок обжалования.
  7. Встречные налоговые проверки, основание проведения.
  8. Меры правовой ответственности налогоплательщиков по результатам проводимой налоговой проверки.

Практические задания:

Задание №1.

Налогоплательщику несвоевременно направлено требование о представлении пояснений по камеральной налоговой проверке (требование получено после даты составления акта, в котором указана ссылка на данное требование, доначислены налог, пени и штраф). Можно ли не отвечать и избежать ответственности?

Ответ: В случае если требование представить пояснения получено организацией после составления акта проверки, организации можно рекомендовать представить ответ на требование (уточненную декларацию) и возражения к акту, в которых отразить факты нарушения налоговым органом процедуры проведения камеральной налоговой проверки.

Обоснование: Налогоплательщик вправе представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок (пп. 7 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ).

Как следует из вопроса, налоговым органом в рамках камеральной налоговой проверки налогоплательщику направлено требование о представлении пояснений.

Представление пояснений производится налогоплательщиком в течение пяти рабочих дней. По общему правилу при направлении документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ).

При этом следует обратить внимание, что налоговый орган в ряде случаев вправе (абз. 2 - 3 п. 3 и п. 6 ст. 88 НК РФ), а в ряде случаев обязан (абз. 1 п. 3 ст. 88 НК РФ) направить налогоплательщику требование о представлении пояснений.

Также из вопроса следует, что акт камеральной налоговой проверки был составлен при отсутствии у налогоплательщика фактической возможности представить пояснения (уточненную декларацию), поскольку акт проверки был составлен и направлен до истечения срока на представление налогоплательщиком ответа по требованию.

Положения п. 1 ст. 129.1 НК РФ предусматривают ответственность за непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации в виде штрафа в размере 5 000 руб.

В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Подпунктом 1 п. 4 ст. 81 НК РФ предусмотрено освобождение налогоплательщика от ответственности, если им представлена уточненная налоговая декларация после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, но до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, и при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Таким образом, если в качестве основания направления требования о представлении пояснений указаны обнаруженные налоговой проверкой ошибки в налоговой декларации, несоответствия сведений и при этом налогоплательщик считает обоснованной выявленную налоговым органом недоимку, рекомендуется:

представить в ответ на требование уточненную декларацию (это имеет значение для целей снижения риска привлечения к ответственности по ст. 129.1 НК РФ), уплатить недоимку и пени;

представить возражения к акту.

К письменным возражениям необходимо приложить копии почтовых конвертов от заказных писем налоговой инспекции, подтверждающих даты отправки налогоплательщику требования и акта и свидетельствующих о том, что установленный НК РФ срок на представление налогоплательщиком пояснений по требованию не истек на дату составления акта. В возражениях указать, что налоговым органом нарушена процедура проведения камеральной налоговой проверки (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Допущенные нарушения лишили налогоплательщика права воспользоваться положениями пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ о представлении уточненной декларации, и в связи с этим просить принять решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Подготовлено на основе материала

С.В. Разгулина,

действительного

государственного советника

Российской Федерации

3 класса

26.09.2017

Задание №2.

Налогоплательщик считает, что вынесенное в отношении него решение о проведении выездной налоговой проверки подлежит отмене по следующим основаниям:

- в решении указано, что проверка проводится «по всем налогам и сборам» без их перечисления;

- подлежат проверке налоговые периоды текущего календарного года;

- подлежат проверке отчетные периоды по налогу на прибыль организаций, тогда как налоговый период еще не завершен.

Могут ли указанные налогоплательщиком аргументы являться основанием для отмены решения о проведении выездной налоговой проверки?

Решение:

1)в решении указано, что проверка проводится «по всем налогам и сборам» без их перечисления – Это не является нарушением.

В решении о проведении выездной налоговой проверки должен быть определен предмет проверки, т.е. те налоги и сборы, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке (п. 2 ст. 89 НК РФ).

При определении предмета выездной проверки налоговый орган вправе указать, что она проводится "по всем налогам и сборам". Это предусмотрено формой Решения о проведении выездной налоговой проверки, утвержденной Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (Приложение N 3 к данному Приказу).

Такой способ определения предмета выездной проверки не противоречит требованиям ст. 89 НК РФ. Данный вывод находит подтверждение в судебной практике.

Есть исключение:

Существуют особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков. Предметом такой проверки является налог на прибыль организаций по этой группе (п. п. 1, 4 ст. 89.1 НК РФ). Поэтому, если оговорку "по всем налогам и сборам" налоговый орган допустит в решении о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, такое решение может быть обжаловано в административном, а затем и в судебном порядке (ст. 137, п. 2 ст. 138 НК РФ).

2) - подлежат проверке налоговые периоды текущего календарного года;

Является нарушением.

Период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам, сборам, по которым назначена проверка. При этом выездная налоговая проверка может быть назначена не ранее наступления сроков представления налоговых деклараций за последний налоговый период по всем налогам, по которым назначена проверка.

Задание №3.

Допустимо ли проведение почерковедческой экспертизы на основании копий документов в рамках налоговой проверки?

Решение:

Согласно судебной практике проведение в рамках налоговой проверки почерковедческой экспертизы на основании копий документов является правомерным.

Обоснование: В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков. Порядок проведения экспертизы при осуществлении мероприятий налогового контроля установлен в ст. 95 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 95 НК РФ предусмотрено, что в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.

Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, если иное не предусмотрено НК РФ. В постановлении указываются, в частности, материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта (п. 3 ст. 95 НК РФ).

Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов (п. 4 ст. 95 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 95 НК РФ эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ при вынесении решения по результатам налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ.

При этом НК РФ не определяет, что эксперту для исследования в составе материалов проверки необходимо представить исключительно подлинники исследуемых документов. Действующее законодательство прямо не запрещает проводить почерковедческую экспертизу на основании копий документов. Вопрос о достаточности и пригодности предоставленных образцов для исследования экспертом, сравнения подписей с использованием специальных познаний относится к компетенции лица, проводящего экспертизу, как и вопрос о методике проведения экспертизы применительно к поставленным в постановлении о назначении экспертизы вопросам.

Согласно п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", если объектом исследования является не сам документ, а содержащиеся в нем сведения, в распоряжение эксперта в силу положений ч. 6 ст. 71 и ч. 8 ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ могут быть предоставлены надлежаще заверенные копии соответствующих документов после того, как они были приобщены к материалам дела.

Суды придерживаются мнения, что, поскольку действующее законодательство не предусматривает запрета на проведение почерковедческой экспертизы на основании копий документов, а также не содержит запрета на возможность использования судом заключения такой экспертизы, заключения почерковедческих экспертиз, назначенных на основании ст. 95 НК РФ, могут быть признаны правомерными, принимая во внимание, что отказа эксперта от проведения исследования не последовало.

Данный вывод содержится, например, в Определениях Верховного Суда РФ от 14.03.2017 N 20-КГ16-21, от 20.04.2015 N 305-КГ15-2779 по делу N А40-11792/13, Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.03.2017 N Ф01-156/2017 по делу N А11-8274/2015.

С учетом изложенного заключение назначенной в порядке ст. 95 НК РФ почерковедческой экспертизы нельзя признать недопустимым доказательством лишь по причине проведения ее на основании копий документов.

Подготовлено на основе материала

М.И. Дедусовой

Консалтинговая группа "ТаксАртГрупп"

26.09.2017

Задание №4.

С какого момента исчисляется 10-дневный срок представления документов в ходе выездной налоговой проверки, если требование налоговым органом отправлено в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, а квитанция о приеме требования организацией-налогоплательщиком не направлена?

Ответ: В случае если квитанция о приеме требования о представлении документов в электронной форме не направлена в налоговый орган, соответствующее требование подлежит направлению налогоплательщику по почте заказным письмом. При направлении документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма. При получении требования о представлении документов в пределах отведенных шести дней срок представления документов исчисляется с даты фактического получения требования.

За непредставление квитанции о приеме требования в отношении налогоплательщика могут быть приняты решение о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ и решение о приостановлении операций по счетам.

Обоснование: Согласно п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение десяти дней (двадцати дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.

Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ (зарегистрирован в Минюсте России 28.03.2011 N 20303) утвержден Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок).

В соответствии с п. 12 Порядка и с учетом ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью налогоплательщика.

При получении от налогового органа требования о представлении документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и отсутствии оснований для отказа в приеме указанного требования налогоплательщик в течение одного рабочего дня с момента его получения формирует квитанцию о приеме, подписывает ее электронной подписью и направляет в налоговый орган (п. 17 Порядка).

При получении налоговым органом квитанции о приеме требования о представлении документов датой его получения налогоплательщиком в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи считается дата, указанная в квитанции о приеме (п. 13 Порядка).

Следует обратить внимание, что лица, на которых налоговым законодательством возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны не позднее десяти дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Указанные лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Обязанность лица по обеспечению электронного документооборота считается исполненной при наличии у него договора с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с указанным налоговым органом по месту учета этого лица и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи или при наличии такого договора и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи у уполномоченного представителя лица, которому предоставлены полномочия на получение документов от указанного налогового органа (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов, предусмотренных НК РФ, влечет ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Если налогоплательщиком-организацией не исполнена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган, то в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа может быть принято решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Таким образом, в отношении организации, которая не передала налоговому органу квитанцию о приеме требования о представлении документов, направленного в электронной форме, в течение шести дней со дня его отправки налоговым органом, может быть принято:

решение о привлечении к ответственности за непредставление документа (квитанции) по п. 1 ст. 126 НК РФ;

решение о приостановлении операций по счетам.

При этом согласно п. 19 Порядка, если налоговый орган не получил от налогоплательщика квитанцию о приеме, он направляет требование о представлении документов на бумажном носителе.

В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ).

При получении требования о представлении документов в пределах отведенных шести дней срок представления документов исчисляется с даты фактического получения требования (Определения ВАС РФ от 23.03.2012 N ВАС-2652/12, от 24.05.2013 N ВАС-6232/13).

Подготовлено на основе материала

С.В. Разгулина,

действительного

государственного советника

Российской Федерации

3 класса

26.09.2017

Задание №5.

Вправе ли налоговый орган истребовать документы по конкретной сделке вне рамок налоговой проверки?

Ответ: Налоговый орган вправе истребовать документы и информацию по конкретной сделке вне рамок налоговой проверки, исходя при этом из принципов целесообразности, разумности и обоснованности.

Не допускается произвольное истребование документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.

Обоснование: Статьей 31 Налогового кодекса РФ определен комплекс прав налоговых органов, при этом данный перечень не является исчерпывающим, поскольку налоговые органы осуществляют также и иные права, предусмотренные НК РФ.

Статья 93.1 НК РФ, предусматривающая право налоговых органов истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках, устанавливает два случая истребования у налогоплательщика, в отношении которого не проводится выездная либо камеральная проверка, документов либо информации:

1) истребование у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), этих документов (информации) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);

2) истребование информации относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения таких документов (информации) (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Из приведенных положений ст. 93.1 НК РФ можно сделать вывод, что в любом случае налоговый орган вправе истребовать как документы, так и информацию соответствующего содержания.

Из п. 2 ст. 93.1 НК РФ следует, что налоговые органы вправе требовать у налогоплательщика в том числе копию договора, акта, первичных документов по сделке.

Задание №6.

Вправе ли налоговый орган в рамках выездной проверки проводить допрос свидетелей без повестки о вызове на допрос? Могут ли свидетели отказаться от дачи показаний?

Ответ: В случае получения показаний свидетеля по месту его пребывания отказ от дачи показаний по причине невручения повестки (уведомления о вызове в налоговый орган) неправомерен, что влечет ответственность в виде штрафа в размере трех тысяч рублей. Протокол допроса заведомо заинтересованных в исходе дела лиц может быть квалифицирован как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 90 Налогового кодекса РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

НК РФ не регулирует порядок вызова в налоговый орган для дачи показаний.

Пунктом 5.1 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 налоговые органы ориентированы на осуществление вызова свидетеля для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой.

При этом в соответствии с п. 4 ст. 90 НК РФ по усмотрению должностного лица налогового органа показания могут быть получены по месту пребывания свидетеля.

В Приложении N 11 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ приведена форма протокола допроса свидетеля, в котором помимо прочего отражается адрес места проведения допроса.

Таким образом, в случае проведения допроса по месту нахождения проверяемого налогоплательщика составления документа о вызове его представителей - физических лиц в качестве свидетелей в налоговый орган не требуется.

Также отметим, что в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 20.10.2016 N Ф09-9287/16 по делу N А76-26441/2015 отклонена ссылка на нарушение инспекцией порядка проведения допроса свидетеля, поскольку данный допрос проводился в нерабочее время и без повестки в нарушение норм действующего законодательства. Налоговое законодательство не определяет обязательное место проведения допроса свидетеля. В рассматриваемом случае свидетель предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний.

Вместе с тем физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 3 ст. 90 НК РФ).

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей (ст. 128 НК РФ).

Следует обратить внимание, что ФНС России рекомендует квалифицировать протокол допроса директора, главного бухгалтера проверяемого налогоплательщика, опрошенных в качестве свидетелей и заведомо заинтересованных в исходе дела, как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, абз. 2 п. 5.1 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837).

Подготовлено на основе материала

С.В. Разгулина,

действительного

государственного советника

Российской Федерации

3 класса

26.09.2017

Задание №7.

Как обжаловать решение налогового органа по налоговой проверке?

Решение:

Апелляционная жалоба призвана обжаловать не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в таком привлечении, если, по вашему мнению, такое решение нарушает ваши права (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Жаловаться возможно в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. При этом решения налогового органа (за исключением решений, принятых по итогам рассмотрения жалоб, в т.ч. апелляционных) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).

Однако в налоговый орган, проводивший проверку, можно подать возражения по акту налоговой проверки, в связи с чем мы их также кратко рассмотрим.

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ. НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ.

Теоретические вопросы:

  1. Понятие и сущность налогового контроля.
  2. Правовое регулирование налогового контроля. Особенности российского законодательства.
  3. Налоговые проверки. Виды налоговых проверок.
  4. Камеральные налоговые проверки.
  5. Порядок проведения выездных налоговых проверок.
  6. Акт выездной налоговой проверки. Порядок обжалования.
  7. Встречные налоговые проверки, основание проведения.
  8. Меры правовой ответственности налогоплательщиков по результатам проводимой налоговой проверки.

Практические задания:

Задание №1.

Налогоплательщику несвоевременно направлено требование о представлении пояснений по камеральной налоговой проверке (требование получено после даты составления акта, в котором указана ссылка на данное требование, доначислены налог, пени и штраф). Можно ли не отвечать и избежать ответственности?

Ответ: В случае если требование представить пояснения получено организацией после составления акта проверки, организации можно рекомендовать представить ответ на требование (уточненную декларацию) и возражения к акту, в которых отразить факты нарушения налоговым органом процедуры проведения камеральной налоговой проверки.

Обоснование: Налогоплательщик вправе представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок (пп. 7 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ).

Как следует из вопроса, налоговым органом в рамках камеральной налоговой проверки налогоплательщику направлено требование о представлении пояснений.

Представление пояснений производится налогоплательщиком в течение пяти рабочих дней. По общему правилу при направлении документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ).

При этом следует обратить внимание, что налоговый орган в ряде случаев вправе (абз. 2 - 3 п. 3 и п. 6 ст. 88 НК РФ), а в ряде случаев обязан (абз. 1 п. 3 ст. 88 НК РФ) направить налогоплательщику требование о представлении пояснений.

Также из вопроса следует, что акт камеральной налоговой проверки был составлен при отсутствии у налогоплательщика фактической возможности представить пояснения (уточненную декларацию), поскольку акт проверки был составлен и направлен до истечения срока на представление налогоплательщиком ответа по требованию.

Положения п. 1 ст. 129.1 НК РФ предусматривают ответственность за непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации в виде штрафа в размере 5 000 руб.

В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Подпунктом 1 п. 4 ст. 81 НК РФ предусмотрено освобождение налогоплательщика от ответственности, если им представлена уточненная налоговая декларация после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, но до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, и при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Таким образом, если в качестве основания направления требования о представлении пояснений указаны обнаруженные налоговой проверкой ошибки в налоговой декларации, несоответствия сведений и при этом налогоплательщик считает обоснованной выявленную налоговым органом недоимку, рекомендуется:

представить в ответ на требование уточненную декларацию (это имеет значение для целей снижения риска привлечения к ответственности по ст. 129.1 НК РФ), уплатить недоимку и пени;

представить возражения к акту.

К письменным возражениям необходимо приложить копии почтовых конвертов от заказных писем налоговой инспекции, подтверждающих даты отправки налогоплательщику требования и акта и свидетельствующих о том, что установленный НК РФ срок на представление налогоплательщиком пояснений по требованию не истек на дату составления акта. В возражениях указать, что налоговым органом нарушена процедура проведения камеральной налоговой проверки (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Допущенные нарушения лишили налогоплательщика права воспользоваться положениями пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ о представлении уточненной декларации, и в связи с этим просить принять решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Подготовлено на основе материала

С.В. Разгулина,

действительного

государственного советника

Российской Федерации

3 класса

26.09.2017

Задание №2.

Налогоплательщик считает, что вынесенное в отношении него решение о проведении выездной налоговой проверки подлежит отмене по следующим основаниям:

- в решении указано, что проверка проводится «по всем налогам и сборам» без их перечисления;

- подлежат проверке налоговые периоды текущего календарного года;

- подлежат проверке отчетные периоды по налогу на прибыль организаций, тогда как налоговый период еще не завершен.

Могут ли указанные налогоплательщиком аргументы являться основанием для отмены решения о проведении выездной налоговой проверки?

Решение:

1)в решении указано, что проверка проводится «по всем налогам и сборам» без их перечисления – Это не является нарушением.

В решении о проведении выездной налоговой проверки должен быть определен предмет проверки, т.е. те налоги и сборы, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке (п. 2 ст. 89 НК РФ).

При определении предмета выездной проверки налоговый орган вправе указать, что она проводится "по всем налогам и сборам". Это предусмотрено формой Решения о проведении выездной налоговой проверки, утвержденной Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (Приложение N 3 к данному Приказу).

Такой способ определения предмета выездной проверки не противоречит требованиям ст. 89 НК РФ. Данный вывод находит подтверждение в судебной практике.

Есть исключение:

Существуют особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков. Предметом такой проверки является налог на прибыль организаций по этой группе (п. п. 1, 4 ст. 89.1 НК РФ). Поэтому, если оговорку "по всем налогам и сборам" налоговый орган допустит в решении о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, такое решение может быть обжаловано в административном, а затем и в судебном порядке (ст. 137, п. 2 ст. 138 НК РФ).

2) - подлежат проверке налоговые периоды текущего календарного года;

Наши рекомендации