Финансовый менеджмент клиента банка
Основные положения финансового менеджмента клиента банка:
ФМ банк-клиент – это вид профессиональной деятельности по формированию управляющих воздействий на открытую систему банк-клиент, которая осуществляется в целях принятия рационального решения в условиях неопределенности и многокритериальности выбора.
Основные этапы с позиции банка:
1. анализ клиентской базы банка с позиции
а) изменение свободных сумм остатков на счетах
колебание кредиторской и дебиторской задолженности
возможности высвобождения денежных средств для инвестирования
б) изучение особенности деятельности клиента и оборачиваемости его средств
с) изучение качества менеджмента и степени готовности использовать предлагаемый банковский продукт.
2. формирование чего-то там…
Финансовый менеджмент клиента направлен на разработку и реализацию политики оптимального сочетания экономических интересов банка и клиента, а также обеспечение наиболее эффективного финансовых ресурсов клиента.
Пути банковской финансовой технологии для получения доходов:
1. диверсификация ресурсной базы банка;
2. увеличение объемов банковских операций;
3. снижение рисков текущей и срочной ликвидности банка за счет уменьшения объемов клиентских ресурсов с неопределенным сроком обращения;
4. удовлетворение потребности клиентов в индивидуальных банковских услугах и продуктах;
5. повышение имиджа высокотехнологичного банка.
Подготовка и внедрение финансового менеджмента клиента требует от банка построения соответствующей системы внедрения банковских продуктов, регламентов, правил и процедур.
Деятельность банка осложняется тем, что совместить банковский менеджмент и менеджмент клиента очень сложно, в связи с тем, что не совпадают цели полностью. Невозможность полного совпадения экономических интересов банка и клиента обусловлено тем, что банк является посредником, а не собственником привлеченных средств.
Раздробленность действий банковских подразделений не позволяет охватить потребности клиента во всей полноте, при этом требования клиента к банку растут, что приводит к необходимости создания координационных центров.
Задача центра – координация усилий различных подразделений банка с целью реализации и разработки индивидуального банковского продукта для клиента.
Создание рациональной стратегии привлечения клиентов требует:
1. учет особенности движения денежных потоков клиента;
2. распределение денежных потоков по суммам, срокам и доходности;
3. установление процентных ставок по каждой группе денежных средств клиентов;
4. формирование для активных операций банка портфеля привлеченных ресурсов;
5. оптимизация процентных издержек банка в рамках финансовой технологии;
6. взаимодействие с другими подразделениями банка, которые могут быть сопряжены с данной услугой;
7. учет, контроль и отчетность по каждому клиенту по объемам и времени движения его денежных средств;
Основные преимущества проблемно-ориентированного подхода к банковской клиентуре по технологии финансового менеджмента клиента банка:
1. предложение клиенту специфических банковских услуг для целостного решения его проблем;
2. концентрация усилий каждого специалиста банка по выполнению его профессиональных функций (производительность и качества);
3. комплексность обслуживания клиента;
4. оперативность принятия решений;
5. исключение дублирующих операций внутри банка.
Организационное построение технологии финансового менеджмента клиента банка требует системного подхода, который должен учитывать взаимосвязь методов его реализации с действиями целевой функциональной и обеспечивающей подсистем банка, способствующих принятию и реализации конкурентоспособных решений.
Учетная политика определяет совокупность способов видения бухгалтерского учета в соответствии с федеральным законом РФ от 21.11.1996 г. №129 ФЗ «О бухгалтерском учете» для обеспечения формирования достоверной информации о результатах деятельности банка. Коммерческие банки в своей деятельности руководствуются законом РФ №395 «О банках и банковской деятельности» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и нормативными актами, действующими на территории РФ уставом банка, решениями правления банка, согласно пункту 1.3 части первой правил ведения бухгалтерского учета № 302П составными элементами учетной политики являются:
1. рабочий план счетов;
2. формы первичных учетных документов, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;
3. порядок осуществления учета отдельных банковских операций, не противоречащих действующему законодательству РФ и нормативным актам Банка России;
4. правила документооборота и технологии обработки учетной информации, включая филиалы и дополнительные офисы банка;
5. порядок внутрибанковскего контроля за совершаемыми операциями;
6. порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета.
262П «Положение о идентификации на территории РФ»
Использую разнообразные методики банки оценивают кредитоспособность заемщика: может быть оценено как хорошее, если комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения о заемщике, включая информацию о внешних условиях свидетельствуют о стабильности его производства, положительной величине чистых активов, рентабельности и платежеспособности и отсутствуют какие-либо негативные явления, способные повлиять на заемщика.
К негативным явлениям могут быть отнесены не связанные с сезонными факторами снижение темпов роста, снижение показателей рентабельности, существенный рост кредиторской и\или кредиторской задолженности.
угроз текущему финансовому положению при наличии в деятельности заемщика негативных явлений, которые в обозримой перспективе могут привести к появлению финансовых трудностей, если заемщиком не будут приняты меры по улучшению ситуации.
Плохое, если заемщик признан несостоятельным или банкоротом, в соответствии с законодательством, либо если он является устойчиво неплатежеспособым, а также если анализ производственной и\или финансово-хозяйсвтенной деятельности, а также иные сведения о нем свидетельствую об угражающих негативных явлениях, вероятнм результатом которых могут явится несостоятельность либо последующая устойчивая неплатежеспособность. К угрожающим негативным явлениям:
· убыточная деятельность;
· сокращение чистых активов;
· существенное падение объемов производства;
· существенный рост кредиторской и\или дебиторской задолженности;
Источники обеспечения возвратности ссуд:
Первичные: приоритетные и основываются на результатах анализа финансовых потоков на предприятии, анализ движения наличных денежных ресурсов осуществляется на основе соответствующего отчета
Вторичные: вступают в действие по кредитному договору в случае
неспособности заемщика вернуть полученный кредит.
залоговые механизмы
механизм поручительства
в следствии не исполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств в соостветстви с условиями договора, величина потери ссудной стоимости определяется как разность между балансовой стоимостью ссуды (т.е. остатком задолжности по ссуде, отраженным по счетам БУ на момент ее оценки) и ее справедливой стоимостью на момент оценки.
Оценка справедливой стоимости ссуды осуществляется на постоянной основе, начиная с момента выдачи кредита, в целях определения размера расчетного резерва, в связи с фактором кредитного риска ссуда классифицируются на основании профессионального суждения:
· высшая категория – стандартные ссуды. Отсутствие кредитного риска, т.е вероятость финансовых потерь в следствии неисполнени, либо не надлежащего исполнения заемщиком кредитных обязательств равна нулю.
· сомнительные ссуды
· проблемные ссуды
· незначительные ссуды
· безнадежные ссуды
Пассивные операции банка с ценными бумагами.
Учетная политика в отношении учета операций, связанных с формированием и изменением уставного капитала любого банка основывается на нормативных документах БР:
1. 109И от 14 января 2004 года о порядке принятия БР решения о гос. регистрации кредитных организаций и выдачи лицензий на осуществление банковских операций;
2. 128И от 10 марта 2006 года о правилах выпуска и регистрации ЦБ КО на территории РФ;
Учетная политика банка в отношении операций связана с выпуском обращением и погашением собственных векселей и закрепленных ими обязательств осуществляется в соответствии с пунктами 5.10 – 5.17 части второй положения 2П. Учетная политика банка в отношении операций, связанных с выпуском в обращение и погашение собственных облигаций осуществляется в соответствии 5.12 – 5.17 части второй положения 302П.
Критерии первоначального признания и прекращения признания ЦБ:
1. первоначальное признание ЦБ – отражение ЦБ на счетах
баланса банка в связи с приобретением права собственности на данную ЦБ. Банк признает ЦБ в своем балансе только в том случае, если он становится стороной по договору в отношении ЦБ. Получая ЦБ банк оценивает степень риска и размер выгоды, связанные с владением данных ценных бумаг, в этом случае, если банк получает значительную часть всех рисков и выгод, связанных с владением ЦБ, то банк признает эти ЦБ и наоборот.
Критерии прекращения признания ЦБ:
Списание ЦБ с балансового счета, на котором она учитывалась в связи с утратой прав на ценную бумагу. В результате: реализация ЦБ, погашение ЦБ, выбытие ЦБ в связи невозможностью реализации прав.
степень риска и размер выгоды, связанные с владением этих бумаг, в этом случае: если банк передает значительную часть всех рисков и выгод, свзяанных с владением ЦБ то он прекращает признание этих ЦБ и отдельно признает в качестве активов или обязательств любые права и обязательства, возникшие или сохраненные при передачи; если бак сохраняет за собой значительную часть всех рисков и выгод, связанных с владением ЦБ, то он и дальше признает ЦБ.
Под значительной частью, связанных с владением ЦБ понимается оценочная величина в размере более 70 % от общего объема рисков и выгоды.
С момента ее признания и до прекращения признания вложения в ЦБ оцениваются и переоцениваются по текущей стоимости либо путем создания резервов на возможные потери. Долговые обязательства удерживаемые до погашения, ДО не погашенные в срок и ЦБ, имеющиеся в наличии для продажи, в случае не возможности определения текущей стоимости не переоцениваются. По ЦБ, не относящимся к комиссионным либо не имеющим международного идентификационного кода переоценка осуществляется по эмитентам.
над их балансовой стоимостью, отрицательная переоценка определяется как превышение балансовой стоимости над текущей.
При проведении переоценки переоцениванию подлежит остаток ценных бумаг, сложившийся на конец дня.
является отклонением более чем на 20 % в сторону повышения или понижения балансовой стоимости.
Все ценные бумаги, квалифицированные как оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток и имеющиеся в наличии для продажи текущая стоимость которых может быть надежно определена переоцениваются в последний рабочий день месяца.