Способы взимания налогов и методы их уплаты
Существует три способа взимания налогов: кадастровый, декларационный и административный.
Кадастровый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Например, земельный кадастр, который устанавливается государственными органами.
Декларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации о величине объекта обложения, в которую включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления налога.
Административный способ предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог (т.н. налоговым агентом). Таким способом взимают подоходный налог, налог на доходы и др. Налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты. Сумма налога перечисляется бухгалтерией предприятия в бюджет и часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.
Применяются следующие методы уплаты налога:
- наличный платеж, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму в наличной форме;
- безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;
- гербовыми марками, когда плательщик покупает специальные марки и наклеивает их на официальный документ, после чего документ имеет законную силу.
Классификация налогов
В зависимости от полномочий органов власти различных уровней в соответствии со ст.7 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь установлены республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.
Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные Налоговым кодексом либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.
К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на прибыль;
налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
подоходный налог с физических лиц;
налог на недвижимость;
земельный налог;
экологический налог;
налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
оффшорный сбор;
гербовый сбор;
консульский сбор;
государственная пошлина;
патентные пошлины;
таможенные пошлины и таможенные сборы.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях.
К местным налогам и сборам относятся:
налог за владение собаками;
курортный сбор;
сбор с заготовителей.
В зависимости от объекта обложения налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги – это налоги на отдельные виды имущества или доходы отдельных физических и юридических лиц. Они взимаются непосредственно с имущества или доходов плательщика, окончательным плательщиком этих налогов является владелец имущества или доходов. Прямые налоги можно подразделить на налоги на доходы (налог на прибыль, подоходный налог, налог на доходы) и налоги на собственность (налог на недвижимость, земельный налог).
Косвенные налоги – это платежи, включаемые в цену товара, увеличивающие её размеры и в конечном итоге уменьшающие доходы плательщиков. Эти налоги фактически платят потребители, а налогоплательщики лишь перечисляют их налоговым органам. В Республике Беларусь к косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Косвенные налоги являются наиболее выгодными для государства, так как они не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий, но недостатком является то, что их бремя ложится на разные слои населения, в то время как прямые налоги учитывают уровень платежеспособности налогоплательщиков.
В зависимости от степени пропорциональности различают налоги:
· пропорциональные – ставка остается неизменной при увеличении или уменьшении дохода налогоплательщика;
· регрессивные – ставка уменьшается по мере увеличения дохода налогоплательщика;
· прогрессивные – ставка возрастает по мере увеличения дохода налогоплательщика и уменьшается по мере его сокращения.
В зависимости от характера использования налоги делятся на общие и специальные (целевые).
Общие налоги уплачиваются в казну государства и используются для финансирования расходов бюджета без закрепления за каким-либо определенным видом расходов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.).
Специальные налоги имеют целевое назначение и используются строго на определенные цели и зачисляются в обособленные целевые бюджетные или внебюджетные фонды (налог за владение собаками, экологический налог, отчисления в фонд социальной защиты населения).
В зависимости от субъекта налогообложения налоги делятся на:
· налоги, взимаемые с физических лиц (подоходный налог);
· налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы);
· налоги, взимаемые с физических и юридических лиц (налог на недвижимость, земельный налог).
В зависимости от объекта налогообложения (источника уплаты) налоги делятся на:
· налоги и платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) – экологический налог, налог на землю, отчисления в фонд социальной защиты населения, обязательные отчисления в Белгосстрах);
· налоги, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг) – налог на добавленную стоимость, акцизы;
· налоги, уплачиваемые из прибыли (налог на прибыль, налог на доходы, налог на недвижимость);
· налоги, уплачиваемые физическими лицами (подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд, налог на недвижимость, земельный налог).
В зависимости от сроков уплаты налоги делятся на срочные и периодично-календарные (декадные, ежемесячные).