Расчетно-платежные и кассовые операции коммерческого банка
Осуществление расчетов и платежей традиционно и вполне обоснованно относят к основным и даже базовым банковским операциям.
Расчеты — это процесс определения размера обязательства (долга) покупателя перед продавцом или размеров взаимных обязательств между сторонами сделки (сделок), включая урегулирование претензий, возникающих в ходе такого процесса.
Типичные примеры расчетов, ведущихся в банках, - определение объемов и цен привлекаемых и размещаемых ресурсов, размеров остатков средств на счетах клиентов, налогов, обязательных резервов, дивидендов, начисление процентов и комиссионных и т.д. Расчеты, протекающие в «недрах» бухгалтерий банков, играют вспомогательную, обеспечивающую роль по отношению к платежам.
Платежи логически продолжают процесс расчетов и означают реальную передачу или перевод денег должником (плательщиком) тому, кому он должен в соответствии с расчетами (получателю или бенефициару). Платежи могут совершаться посредством наличного или безналичного расчета, а также комбинированным способом (с параллельным или последовательным использованием указанных видов платежей).
Кассовые операции банка — это главным образом прием от клиентов и выдача им наличности, а также операции по обмену и размену денежных знаков. Для их осуществления необходимы наличное денежное обращение и, как следствие, государственная организация такого обращения.
Скорость экономического кругооборота замедляется в условиях экономического кризиса, соответственно замедляется и скорость расчетно-платежных и кассовых операций, что отрицательно сказывается на экономическом состоянии банков и их возможности эффективно обслуживать реальную экономику.
Задание
10.1. Подберите каждому термину соответствующее определение, со-вместив левую часть таблицы (цифра) и правую (буква).
Расчет | А | Акт надлежащего выполнения должником своего денежного обязательства | |
Платеж | Б | Свидетельство проведения операции по счету клиента | |
Безналичные платежи | В | Процесс определения размера долга получателя перед поставщиком | |
Наличные платежи | Г | Услуги обмена и размена наличных денежных знаков | |
Расчетный счет | д | Могут получать наличные только со своего расчетного/текущего счета | |
Текущий счет | Е | Дееспособное население | |
Кассовые операции | Ж | Исходная и базовая форма платежей | |
Юридические лица | Открывается резиденту — юридическому лицу, которое является коммерческой организацией | ||
Физические лица | и | Производная форма денежных платежей | |
Выписка со счета | к | Открывается резиденту — юридическому лицу, которое является некоммерческой организацией |
10.2. Оцените, верны ли следующие утверждения (ответ — да или нет).
1. Документарный аккредитив — наиболее удобный для поставщика инструмент расчетов.
2. Расчеты между сторонами сделки посредством аккредитива осуществляются банками-участниками автоматически.
3. Инкассовая форма расчетов предполагает, что покупатель кредитует поставщика.
4. Передача прав по ордерному чеку производится путем индоссамента.
5. Аккредитивная форма расчетов относится к наиболее дешевым в применении.
6. Аккредитив гарантирует продавцу получение платежа от покупателя.
7. Платежное поручение всегда требует документарной формы.
8. Платежные поручения в основном используют производительные предприятия в силу их простоты.
9. При безналичных расчетах банк несет весь риск неплатежа.
10. Выбор инструмента безналичного расчета зависит от требований Банка России.
11. Российские производители не могут использовать такой инструмент безналичных расчетов, как платежное требование-поручение.
12. Предприятия для расчетов могут использовать банковский сертификат.
13. Если стороны по сделке не доверяют друг другу, им лучше использовать для расчетов простой вексель.
14. Наличные расчеты получили широкое распространение в силу низких издержек их использования.
15. Юридические лица не могут рассчитываться по своим обязательствам наличными.
16. Чековое обращение не получило распространения в нашей стране в силу длительности и высокой стоимости расчетов.
17. Денежный перевод могут использовать для платежа только физические лица.
18. Организация безналичного обращения требует создания платежной системы.
19. Безналичные расчеты проводятся через систему межбанковских корреспондентских отношений.
20. На территории нашей страны действует одна платежная система, организованная Банком России.
10.3. Составьте схемы безналичных расчетов посредством:
1) передаваемого аккредитива;
2) чека;
3) платежного требования-поручения;
4) банковской карты;
5) денежных переводов без открытия банковского счета.
Тесты
10.4. Выберите правильный ответ.
1. Выдача чека:
а) имеет силу законного платежа;
б) означает погашение долга;
в) банку не накладывает на последний ответственности перед-
чекодержателем;
г) банку не накладывает на последний ответственности перед-
чекодателем.
2. Банковский перевод:
а) применяется при постоянно повторяющихся сделках;
б) осуществляется с использованием платежного поручения;
в) не содержит риска неплатежа для переводополучателя;
г) не требует авизования банка, обслуживающего поставщи-
ка, об осуществлении операции.
3. Юридические реквизиты чека включают:
а) реквизиты банка трассата;
б) номер чека;
в) номер счета трассата;
г) линию кодирования.
4. Инкассо против документов означает, что:
а) документы используются как безотзывная гарантия оплаты;
б) документы выполняют функцию залога платежа;
в) документы используются как обеспечение платежа;
г) документы подтверждают доверие между партнерами по
сделке.
5. Коммерческие реквизиты чека включают:
а) место платежа;
б) принятие обязательства выплатить определенную сумму;
в) наименование бенефициара;
г) подпись трассанта.
6. Отзывной аккредитив предполагает, что:
а) выручка по сделке может быть переуступлена субпостав-
щику;
б) переуступлена любому другому бенефициару;
в) аннулирована банком-эмитентом после уведомления бене-
фициара;
г) аннулирована приказодателем без уведомления бенефи-
циара;
д) аннулирована банком-эмитентом или приказодателем без уведомления бенефициара.
7. В целях осуществления расчетно-платежных операций по по-
ручению друг друга между банками устанавливаются:
а) дружеские отношения;
б) корреспондентские отношения;
в) кредитные отношения;
г) комиссионные отношения;
д) нет верного ответа.
8. Юридические лица — клиенты российских коммерческих бан-
ков получают наличные деньги в кассе банка на основании:
а) платежных поручений;
б) платежных требований-поручений;
в) денежных чеков;
г) векселей;
д) нет верного ответа.
9. Сверх установленных лимитов остатка наличных денег в касс-
сах юридические лица могут хранить наличные в дни выдачи
заработной платы:
а) не свыше двух рабочих дней;
б) трех рабочих дней;
в) пяти рабочих дней;
г) семи рабочих дней;
д) в течение месяца.
10. Сверх установленных лимитов остатка наличных денег в касс-
сах юридические лица в районах Крайнего Севера и прирав-
ненных к ним местностях могут хранить наличные в дни выда-
чи заработной платы:
а) не более двух рабочих дней;
б) трех рабочих дней;
в) пяти рабочих дней;
г) семи рабочих дней;
д) в течение месяца.
11. Основным инструментом безналичных платежей в России яв-
ляется:
а) чек;
б) платежное поручение;
в) платежное требование;
г) аккредитив;
д) инкассовое поручение.
12. Платежное поручение действительно на территории России
со дня выписки в течение:
а) пяти дней;
б) 10 дней;
в) 15 дней;
г) 21 дня;
д) трех дней.
13. Главная функция банковского чека:
а) кредитная;
б) платежная;
в) сохранения ценности;
г) минимизации рисков;
д) гарантийная.
14. По степени надежности аккредитивы могут быть:
а) безотзывными;
б) подтвержденными;
в) непокрытыми;
г) резервными;
д) всех перечисленных выше видов;
е) верны пункты «а», «б», «в».
15. Самостоятельное коммерческое юридическое лицо может от-
крыть в банке:
а) расчетный счет;
б) текущий счет;
в) счет для осуществления совместной деятельности;
г) верны пункты «а» и «в»;
д) верны пункты «а», «б», «в».
16. Понятие бесспорного списания применяется к банковским опе-
рациям:
а) которые осуществляются по требованию органов исполни-
тельной власти и в пользу государства;
б) которые осуществляются по договорам за выполненную или
невыполненную работу;
в) при осуществлении которых сам плательщик предоставля-
ет право своему контрагенту по договору списывать деньги
с его счета;
г) указанным в приведенных выше пунктах;
д) верны пункты «а» и «в».
17. Банковская тайна — это тайна:
а) о видах операций банка;
б) счетах и вкладах его клиентов;
в) счетах его корреспондентов;
г) обо всем вышеперечисленном.
18. Банковский перевод применяется при расчетах между:
а) коммерческими банками;
б) коммерческими банками и центральным банком;
в) коммерческими банками и расчетными центрами;
г) коммерческими банками и клиринговыми палатами;
д) коммерческими банками и платежными палатами.
19. Кредитовое авизо — сообщение о поставке покрытия:
а) по платежному поручению;
б) чеку;
в) аккредитиву;
г) инкассо;
д) долговому обязательству.
20. Очередность исполнения расчетных поручений клиента для
банка устанавливает:
а) договор банковского счета;
б) нормативный акт Банка России;
в) ГК РФ;
г) Федеральный закон о банках и банковской деятельности;
д) положение Минфина России.
21. Физическое лицо имеет право осуществить без открытия счета:
а) перевод денежных средств в рублях;
б) хранение денежных средств в рублях;
в) хранение денежных средств в валюте;
г) перевод денежных средств в валюте;
д) верны пункты «а» и «г».
22. Клиент имеет право расторгнуть договор о расчетно-кассовом
обслуживании:
а) только по истечении одного года срока действия договора;
б) только по истечении двух лет срока действия договора;
в) в любое время;
г) только по обоюдному согласию сторон.
10.5. Выполните задания документарных тестов. Для начала ответьте на ряд вопросов: 1. Какие операции банков относятся к расчетным (расчетно-платежным), кассовым?
2. Какие счета открывает банк своим клиентам для проведения расчетно-платежных операций? Каков порядок открытия и ведения таких счетов?
3. Что такое деньги наличные и безналичные?
4. Каков порядок проведения банком платежей наличными деньгами? Чему равна предельная сумма наличных платежей между юридическими лицами?
5. Какие существуют инструменты проведения банком безналичных платежей; каков порядок использования каждого из таких инструментов?
6. Какова очередность платежей (списания средств) со счетов клиентов?
7. Что такое безакцептное списание средств со счетов клиентов; в каких случаях оно применяется?
8. Что такое бесспорное списание средств со счетов клиентов; в каких случаях оно применяется?
9. Каков порядок проведения расчетов и платежей через подразделения (РКЦ) Банка России?
10. В чем смысл прямых корреспондентских отношений между банками, для чего и как они устанавливаются, какие операции банки могут проводить по корреспондентским счетам, открытым ими друг у друга?
11. В чем состоит содержание банковского клиринга и как он организован?
А теперь перейдем к тестам.
Для проверки правильности выполнения тестов можно обратиться к ответам, выделенным рамкой.
Тест 1.«Банк и клиент. Права и обязанности сторон по договору о расчетно-кассовом обслуживании»
Заполните пропуски в тексте теста 1.
1. Банк обязан:
_________ (1) с клиентом__________ (2), соответствующих тре-
бованиям, предусмотренным законом и установленными в соответ-
ствии с ним банковскими________________ (3):
1.1) совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида;
1.2) зачислять поступившие за счет клиента средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего __________________ (4), если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета;
1.3) по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами, или договором банковского счета;
1.4) не разглашать сведения, составляющие_______________ (5);
1.5) информировать клиента о произведенном зачете встречных
__________ (6) в порядке и в сроки, предусмотренные договором,
а если соответствующие условия сторонами не согласованы— впорядке и в сроки, которые являются обычными для банковской практики предоставления клиентам информации о состоянии средств на счете;
1.6) в случаях несвоевременного зачисления на счет поступив-
ших (7), либо их необоснованного списания банком со
счета, а также невыполнения указаний клиента о перечислении средств со счета, либо их выдаче со счета, либо их выдаче со счета уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных ст. 395 ГКРФ.
2. Банк вправе:
2.1) требовать расторжения договора банковского счета судом
в следующих случаях:
2.2.1) когда сумма средств на счете клиента окажется ниже
_________________ (8), предусмотренного банковскими правилами
или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом,
2.2.2) при отсутствии операций________________ (9) в течение
года, если иное не предусмотрено договором;
2.2) списывать средства со счета клиента на основании:
— распоряжений клиента,
— решения суда,
— других требований, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
3. Клиент вправе:
3.1) расторгнуть договор в______________ (10);
3.2) требовать от банка возмещения убытков при разглашении банком коммерческой тайны.
4. Банк не вправе:
4.1) ограничивать права клиента__________________ (11) сред-
ствами, находящимися на счете, за исключением наложения ареста на
средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по
счету в случаях, предусмотренных законом.
Заключить договор (1); требований (6); на распоряжение (11); клиенту средств (7); на банковские услуги (2); банковскими правилами (3); любой момент (10); документа (4); минимального размера (8); банковскую тайну (5); по счету (9).
Тест 2.«Чековое обслуживание»
Заполните пропуски в тексте теста 2.
При расчетах чековыми книжками клиент банка___________ (1)
в нем определенную сумму на отдельном счете. В чековой книжке банк
указывает общую предельную сумму (лимит), на которую разрешает-
ся ___________ (2) чеки. С клиентами, подтвердившими свою устой-
чивую _______ (3), банк может заключать договор без предвари-
тельного депонирования ими средств и гарантировать им (выступать
авалистом) платежи по чекам.
Обращаться с чеками нужно в соответствии с имеющимися на этот счет правилами, основные из которых следующие.
Для перехода на чековое обслуживание клиенту необходимо:
— открыть в банке_____________ (4);
— заключить с банком соглашение о чековом______________ (5).
Чек может быть передан во владение другому лицу посредством:
— простого вручения, если это чек предъявительский или с бланковым (доверительным) (6);
— индоссамента, если это чек ордерный или предъявительский;
—____________ (7), если это чек именной.
Предъявленный чек подлежит оплате на территории Российской Федерации в течение:
— 10 дней, если выписан на территории Российской Федерации;
— 20 дней, если выписан на территории государств — членов СНГ;
— 70 дней, если выписан на территории какого-либо другого государства.
Отказ от оплаты чека должен быть удостоверен одним из следующих способов:
а) нотариус совершает__________ (8) чека;
б) плательщик делает на чеке отметку об отказе___________ (9),
указывая также дату его представления к оплате;
в)____________ (10) банк делает на чеке аналогичную отметку,
указав также, что чек своевременно выставлен (дата) и не оплачен.
Протест (или равнозначный акт) должен быть совершен до за-
вершения срока, в течение которого чек может быть предъявлен к оп-
лате. Если чек предъявлен в последний день указанного срока, то про-
тест может быть совершен и в следующий__________ (11) день.
По истечении трех лет со дня отказа плательщика оплатить все права требования к нему прекращаются.
Российские банки проводят, как правило, следующие операции с чеками:
—______________ прием на _(12) чеков, выписанных иностранными
банками; чеки, выписанные отечественными банками, принимаются от ограниченного круга банков-партнеров;
—обслуживание расчетных чеков самого банка-эмитента;
—покупку чеков эмитентов, которые заинтересовали конкретный банк.
Чекодержатель, индоссанты и______ (13) могут требовать
от того лица, к которому они обращаются с иском, оплаты:
-_________ (14);
—________ (15) (в размере ставки рефинансирования, дей-
ствующей на день предъявления чека к оплате в месте нахождения
плательщика, если иной размер процентов не установлен договором);
—___________ (16) , связанных с иском.
Чекодержатель вправе по своему выбору предъявить иск к дан-
ному, нескольким или ко______ (17) по чеку лицам — чекода-
телю, авалистам, индоссантам, которые несут перед ним_____
(18) ответственность.
Лицо, оплатившее чек, вправе потребовать передачи ему чека, а также предъявить иск к другим обязанным по чеку лицам.
Текущий счет (4); цессии (7); депонирует (1); выписывать (2); процентов (15); все обязанным (17); протест (8); авалисты (13); инкассирующий (10); солидарную (18); платежеспособность (3); рабочий (11); платить (9); индоссаментом (6); суммы чека (14); обслуживании (5); инкассо (12); издержек (16).
Тест 3.«Преимущества чекового обслуживания»
Заполните пропуски в тексте теста 3.
Чековое обслуживание обладает рядом достоинств — и для клиента, и для чекодателя.
1. Для клиента банка:
а) ускорение_________ (1) оборотных средств (быстрое за
числение эквивалентной суммы на счет клиента после предъявления
чека (2) в банк);
б) снижение на содержание рублевой кассы пересчета денеж-
ных средств, кассира, кассового аппарата, затрат на_______ (3)
наличности;
в) снижение__________ (4) продукции (за счет исключения
затрат на инкассацию);
г) облегчение расчетов (чеки не имеют_________ (5) но-
минала, могут приобретаться в любом отделении или офисе банка);
д) снижение рисков, связанных с работой с________________ (6),
обеспечение высокой степени защиты чека, исключение возможности
________ ____ (7) и риска получения денег по ним посторонними
_____________ (8).
2. Для чекодателя:
а) уменьшение использования в расчетах___________ (9), повы-
шение надежности прохождения платежей;
б) получение дополнительного дохода (за счет нахождения
средств на_____________ (10);
в) возможность платежей_____________ (11) обращения в банк;
г) расширение круга подотчетных лиц, имеющих право в преде-
лах (12) распоряжаться деньгами организации (подпись
на чеке могут ставить уполномоченные чекодателем лица).
Оборачиваемости (1); к оплате (2); инкассацию (3); себестоимости (4); фиксированного (5); наличностью (6); подделки чеков (7); лицами (8); наличных денег (9); чековом счете (10); без постоянного (11); лимита (12).
Деловая игра
10.6. «Пластиковая безопасность»
Из состава участников игры преподаватель (руководитель) формирует творческие группы численностью от трех до шести человек.
Цель деловой игры состоит в том, что ее участники в составе творческих групп должны методом мозгового штурма разработать (определить) не менее 10 правил безопасности использования банковских карт («пластиковой безопасности»).
Игроки в ходе дискуссии определяют 10 важнейших правил, которым должны следовать держатели банковских карт. Руководители творческих групп докладывают о разработанных ими правилах «пластиковой безопасности».
После преподаватель (руководитель) знакомит участников с образцом правил «пластиковой безопасности», представленных в конце данного задания.
При подведении итогов игры победившими считаются группы, решения которых оказались наиболее близки к образцу или понравились своей оригинальностью.
В качестве образца преподавателю (руководителю) предлагается использовать правила, представленные ниже.
В конце игры преподаватель должен проверить уровень знаний, приобретенных ее участниками в процессе изучения ситуации.
10 правил пластиковой безопасности
1.Уничтожить конверт с pin-кодом, предварительно его запомнив или записав в укромное место.
2. Блокировать карту на использование в странах, которые вы редко посещаете.
3. Подключиться к услугам sms-банкинга.
4. Не упускать карту из поля зрения в общественных местах (ресторане, магазине и т.д.).
5. Не давать пользоваться картой посторонним лицам.
6. Никому не показывать карту и не оставлять ее без присмотра.
7. Не пользоваться подозрительными банкоматами.
8. Не слушать советы и не принимать помощь незнакомых людей.
9. Набирая pin-код, закрывать клавиатуру рукой.
10. Не выбрасывать слипы и чеки с номером карты.
Проблемные вопросы
10.7.Дайте письменные ответы.
1. В Положении Банка России «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на (текущий) год» специальный раздел посвящен мероприятиям, которые ЦБ РФ планирует реализовать для совершенствования платежной системы. Какие из них Банк России претворял в жизнь в прошлом году? Какие в текущем году? Что ЦБ РФ не удалось реализовать? Насколько эффективна была его политика?
2. В 2008 г. вступила в эксплуатацию платежная система Банка России СЭВП в режиме реального времени. Как она функционирует? С какими рисками сталкивается управление такой платежной системой?1
3. Каким образом Банк России регулирует функционирование действующих в стране частных платежных систем? Какие частные платежные системы действуют на территории Российской Федерации? Какие услуги они оказывают? Какие платежные системы эффективнее: организованная Банком России или частные?
1 Хомякова ЯМ. Управление рисками в платежных системах // Банковское дело. 2008. Ms 9. С. 81-86.
4. При проведении безналичных расчетов используют понятия «валовые» и «чистые» платежи. Что означают данные термины? Какие платежные системы проводят валовые платежи, а какие — чистые? В чем различие между системой чистых платежей и клирингом?
5. В настоящее время в безналичных расчетах широко используются информационные технологии. Как их внедрение повлияло на такие традиционные инструменты расчетов, как перевод, чек, аккредитив? Возможно ли применение на практике электронныхчеков и аккредитивов? Если да, то где они используются?
6. Сформулируйте преимущества (недостатки) использования документарного аккредитива для всех основных участников расчетов. Почему в российской хозяйственной практике применение аккредитивов не получило широкого распространения?
7. Рынок денежных переводов — один из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка безналичных платежей. В последние пять лет объем рынка ежегодно увеличивался на 15— 20%. Его потенциальный объем эксперты оценивают в 25 млрд дол.1 Как нормативные документы Банка России регламентируют порядок проведения безналичных денежных переводов физических лиц без открытия банковского счета? Сопоставьте технологии, применяемые основными в нашей стране системами денежных переводов.
8. Глобальный финансовый кризис обострил борьбу между международными платежными системами, господствующими на российском рынке2. В нашей стране пока нет российской общенациональной платежной системы, обслуживающей транзакции по банковским картам. Приведите доводы «за» и «против» создания в нашей стране подобной платежной системы.
9. Ассоциация российских банков предлагает внести изменения в законодательно-нормативные документы, регулирующие проведение безналичных платежей3. Какие противоречия в сроках проведения платежей, установленных в разных федеральных законах, выявила банковская практика?
1 Эксперт. 2003. N° 43 (396).
2 Зарщиков А. Пластиковый фронт // Финанс. 2009. Ms 23—24 (306—307).
С. 44-46.
3 Быстро и качественно // Национальный банковский журнал. 2009. № 1.
С. 56-62.
ТЕМА 11
КРЕДИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ
КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Банковский кредит предполагает передачу заемщику (юридическому или физическому лицу) банком на основании специального письменного договора исключительно денежных средств (собственных средств банка и/или заемных) на определенный в таком договоре срок на условиях срочности, возвратности, платности, подконтрольности, целевого использования и обеспеченности.
Результат кредитного процесса нельзя сводить только к удовлетворению соответствующей потребности клиента, так как во взаимоотношениях с клиентом банк всегда выступает как партнерская организация, что предполагает реализацию интересов обеих сторон кредитной сделки.
Услуги банковского кредитования можно классифицировать по различным критериям, в том числе: по экономическому назначению кредита; форме предоставления кредита; технике предоставления кредита; способу предоставления кредита; времени и технике погашения кредита. Прежде чем выдавать кредиты, банк должен сформулировать свою кредитную политику, а также предусмотреть способы и средства ее реализации.
Определить и утвердить свою кредитную политику — значит сформулировать и закрепить в необходимых внутренних документах позицию руководства банка по следующим вопросам: приоритеты банка на кредитном рынке; категории заемщиков; виды и размеры (минимальные, максимальные) кредитов; схемы обслуживания кредитов; формы обеспечения возвратности кредитов; цели кредитования и т.д.; Банковские кредиты подразделяются на активные и пассивные. В первом случае банк дает кредит, т.е. выступает кредитором, во втором — берет кредит, т.е. является заемщиком. Банк может вступать в кредитные отношения (брать или давать кредиты) и с другими банками (иными кредитными организациями), включая ЦБ РФ. В этом случае мы имеем дело с межбанковским кредитованием. Что касается всех других предприятий, организаций, учреждений и физических лиц
(нефинансовый сектор экономики), то кредитные отношения банка с ними носят другой характер — здесь он практически всегда является стороной, дающей кредит.
В условиях финансового кризиса кредитование центральным банком коммерческих банков — важная мера по поддержке финансовой стабильности и доверия хозяйствующих субъектов к национальной банковской системе. Одновременно увеличение кредитных портфелей банков выступает необходимым условием преодоления экономической рецессии.
Задания
11.1. Подберите каждому термину соответствующее определение, совместив левую часть таблицы (цифра) и правую (буква).
11.2. Оцените, верны ли следующие утверждения (ответ — да или нет).
1. Кредиты могут предоставлять только банки.
2. Кредит может быть предоставлен только в денежной форме.
3. Существенные условия кредитного договора однозначно определены в ГК РФ.
4. Свобода договорных отношений означает, что банк вправе не выдавать кредит соискателю, а последний вправе от него отказаться.
5. Технология заключения кредитной сделки регламентирована в нормативном акте Банка России.
6. Кредитование как форма финансового посредничества сопряжено со значительными рисками.
7. Кредитование — наиболее прибыльная, но одновременно и наиболее рисковая банковская операция.
8. Банк для минимизации рисков кредитования оценивает кредитоспособность потенциального заемщика.
9. Банк выдает кредит только при наличии гарантий и (или) поручительств его возврата.
10. Наиболее надежным обеспечением возврата кредита является залог недвижимости, особенно земли.
11.Банк всегда требует предоставления ликвидного залога.
12. Процентная ставка по кредитам приносит основной доход банку.
13. При кредитовании банк может взимать с заемщика дополнительные комиссии.
14. Величина дохода от кредитных операций прежде всего зависит от суммы и срока выданных кредитов.
15.Кредитный портфель банка — это совокупность выданных кредитов, дифференцированных по срокам, суммам, категориям заемщиков.
16. После предоставления кредита банк не может управлять уровнем его риска.
17. Банк обязан формировать резервы под обесценение выданных кредитов.
18.Критерии оценки кредитоспособности заемщика банк может выбирать самостоятельно.
19.Для каждой категории заемщиков банк разрабатывает свои методики оценки кредитоспособности.
20. Использование той или иной методики оценки кредитоспособности зависит от особенностей запрашиваемого клиентом кредитного продукта.
21. Применение методов экспресс-оценки кредитоспособности, прежде всего скоринга, не позволяет получить точную оценку кредитоспособности заемщика.
22. Банк не может работать с проблемными кредитами и продает их коллекторским а гентствам.
23. В Положении банка «О кредитной политике» определяют технологии заключения кредитных сделок.
24. Полномочия и состав кредитного комитета банка определяет Банк России.
25. Российским банкам запрещено выдавать кредиты инсайдерам.
26. Кредитный комитет определяет методики оценки кредитоспособности, которые должны применять сотрудники кредитного отдела.
27. Кредитное досье формируется после подписания кредитного договора между заемщиком и банком.
28. Заявка на предоставление кредита может быть подана как в документарной, так и бездокументарной форме.
29. Правило «четырех глаз» означает, что одни и те же документы кредитной заявки оценивают одновременно двое сотрудников банка.
30. При выделении кредита банк учитывает не только способность заемщика вернуть кредит, но и его готовность это сделать.
Тесты
11.3.Выберите правильный ответ.
1. При банковском кредитовании затрагиваются интересы:
а) кредитора;
б) заемщика;
в) участника обеспечения исполнения кредитного обязательства;
г) обладателя имущественных прав;
д) всех вышеперечисленных лиц;
е) верны пункты «а», «б», «в».
2. В соответствии с Положением от 31 августа 1998г. № 54-П
«Опорядке предоставления (размещения) кредитными орга-
низациями денежных средств и их возврата (погашения)» на
предоставление (размещение) банком денежных средств кли-
енту-заемщику производится путем зачисления средств:
а) на ссудный счет;
б) на специальный ссудный счет;
в) на расчетный счет;
г) верны пункты «а» и «б».
3. Ломбардным называется кредит, выдаваемый:
а) под залог справки из ломбарда;
б) специальным ломбардным коммерческим банком;
в) Банком России под залог ценных бумаг, перечень которых
он же и устанавливает;
г) ломбардом.
4. По способу предоставления кредит бывает:
а) налично-денежным;
б) индивидуальным;
в) погашаемым одной суммой в конце срока;
г) синдицированным;
д) всех указанных выше видов;
е) верны пункты «б», «г».
5. Орудием краткосрочного коммерческого кредита является:
а) кредитный договор;
б) вексель;
в) долговая расписка;
г) аккредитив.
6. Обеспечением исполнения обязательства по кредитному дого-
вору не может быть:
а) залог;
б) поручительство;
в) страхование жизни заемщика;
г) удержание;
д) верны пункты «в» и «г».
7. По форме предоставления кредиты классифицируются как:
а) выдаваемые одной суммой;
б) индивидуальный;
в) платежный;
г) в безналичном порядке;
д) верно все вышеперечисленное;
е) верны пункты «а», «в», «г».
8. Банковская гарантия — один из способов обеспечения обяза-
тельств. Однако она:
а) не обеспечивает надлежащего исполнения принципалом его
обязательства перед бенефициаром;
б) не может быть отозвана гарантом, если в ней не предусмот-
рено иное;
в) не вступает в силу со дня ее выдачи, если в ней не преду-
смотрено иное;
г) имеет все вышеуказанные характеристики;
д) верны пункты «б» и «в».
9. В основе банковского кредитования не лежит принцип:
а) срочности;
б) платности;
в) безопасности;
г) обеспеченности;
д) нет верного ответа.
10. Страхование кредитного риска банка — это страхование:
а) наличных денег в кассе;
б) ценностей в хранилище банка;
в) имущества, принимаемого в залог;
г) выданной ссуды;
д) содержимого абонентских сейфов.
11. Банковские услуги кредитования, если их классифицировать
по технике предоставления кредита, бывают:
а) индивидуальными;
б) синдицированными;
в) двусторонними;
г) бюджетными.
12. Страховая компания обязана выплатить банку страховое воз-
мещение при страховании ответственности заемщика за невоз-
врат кредита в следующих случаях:
а) заемные средства не возвращены вследствие совершения ра-
ботниками банка преступления, находящегося в прямой при-
чинной связи со страховым случаем;
б) заемные средства не возвращены, так как использовались не
по целевому назначению;
в) заемщик не получил прибыль и обанкротился;
г) верны пункты «б» и «в».
13. К способам обеспечения возвратности кредитов не относится:
а) залог;
б) банковская гарантия;
в) поручительство;
г) ипотека;
д) нет верного ответа.
14. Требовать учредительные документы заемщика для решения
вопроса о выдаче кредита банк:
а) вправе;
б) не имеет права;
I I . Банковское дело.
в) имеет право в зависимости от суммы кредита;
г) нет верного ответа.
15. По процентной ставке банковские кредиты не бывают:
а) с фиксированной ставкой;
б) плавающей ставкой;
в) индексируемой ставкой;
г) аннуететной ставкой;
д) рентными платежами.
16. При синдицированном кредите банки-участники объединяют:
а) оборотные средства;
б) методики оценки финансового положения заемщика;
в) технические возможности;
г) принимаемые риски;
д) резервы на возможные потери по ссудам.
17. Синдицированный кредит выгоден заемщику, так как позволяет:
а) быстрее заключить кредитную сделку;
б) получить ссуду на более крупную сумму и длительный срок:
в) снизить затраты на пользование заемные средствами;
г) не предоставлять залог;
д) нет верного ответа.
18. Кредитный комитет принимает решение:
а) о сроке предоставления кредита;
б) сумме предоставляемого кредита;
в) процентной ставке по кредиту;
г) существенных условиях кредитной сделки;
д) стоимости залога.
19. На кредитный комитет выносятся:
а) все согласованные кредитные договоры;
б) только крупные кредитные сделки;
в) инвестиционные кредиты;
г) кредитные соглашения, перечисленные в положении о кре-
дитной политике;
д) соглашения о долевом финансировании.
20. Результат оценки кредитоспособности потенциального заем-
щика зависит:
а) от организационно-правовой формы и статуса заемщика;
б) формы собственности;
в) отраслевой специализации заемщика;
г) взаимоотношений заемщика с банком;
д) нет верного ответа.
21. Технология кредитной сделки зависит:
а) от суммы предоставляемого кредита;
б) вида кредита;
в) типа заемщика;
г) особенностей кредитного продукта;
д) кредитоспособности заемщика.
22. Способы возврата кредита согласуются на стадии:
а) обсуждения условий кредита;
б) выбора вида кредита;
в) оценки кредитоспособности заемщика;
г) заседания кредитного комитета;
д) подписания кредитного договора.
23. Уровень кредитного риска банка:
а) остается неизменным после оценки кредитоспособности за-
емщика;
б) меняется вслед за изменением финансового положения за-
емщика;
в) меняется в зависимости от точности исполнения обяза-
тельств по кредитному договору заемщиком;
г) меняется вслед за изменением стоимости залога.
24. По качеству выданные кредиты подразделяются:
а) на три группы;
б) четыре группы;
в) пять групп;
г) шесть групп;
д) нет верного ответа.
26. Неработающий кредит — это кредит, по которому:
а) нет движения средств по счету;
б) просрочка платежей превышает два дня;
в) просрочка платежей превышает неделю;
г) просрочка платежей превышает 30 дней;
д) просрочка платежей превышает 90 дней.
27. В случае если заемщик не выполняет в срок свои обязатель-
ства по кредитному договору, банк может:
а) пролонгировать кредитный договор;
б) реализовать залог;
в) предъявить требование к поручителю;
г) обратиться в коллекторское агентство;
д) верны пункты «б» и «в»;
е) верны пункты «б» и «г».
28. Мониторинг выданных кредитов означает, что:
а) заемщик обязан регулярно представлять в банк свою финан-
совую отчетность;
б) работник банка отслеживает точность соблюдения графика
платежей по кредиту;
в) работник банка контролирует сохранность залога;
г) работник банка регулярно посещает заемщика;
д) осуществляется все вышеперечисленное;
е) нет верного ответа.
29. Мониторинг выданных кредитов осуществляет:
а) специальное подразделение банка;
б) сотрудник банка, выдававший кредит;
в) сотрудник банка, проводивший оценку кредитоспособности;
г) сотрудник банка, ведущий кредитное досье заемщика;
д) служба безопасности банка.
30. Кредитное досье заемщика формируется после:
а) одобрения кредитной заявки;
б) положительного заключения подразделения, проводивше-
го оценку кредитоспособности;
в) подписания кредитного договора;
г) положительного заключения кредитного комитета;
д) выдачи кредита.
Деловые игры
11.4. Пройдите все этапы предлагаемых ситуаций. 1. «Получение банковского кредита»
Банковское кредитование — это отношения между кредитором и заемщиком по предоставлению первым последнему определенной суммы денежных средств на условиях платности, срочности, возвратности и целевого использования.
Банковский кредит — это ссуда, которую банк предоставляет юридическому/физическому лицу с целью финансирования кратковременных или долговременных потребностей этого лица.
Заемщик берет кредит с целью:
—создания нового производства, в том числе покупки или модернизации оборудования;
—покрытия внезапно возросших издержек производства;
— пополнения оборотных средств;
— финансирования сезонных потребностей организации;
— финансирования временно возросшего количества товарно-материальных ценностей;
— финансирования временно возросшего объема дебиторской задолженности;
— финансирования уплаты налогов;
— финансирования покрытия неординарных и достаточно крупных издержек и т.д.
Технология кредитной операции при банковском кредитовании — это процедура рассмотрения просьбы клиента о получении кредита и принятия решения, заключения кредитного договора, выдачи и погашения кредита, осуществление контроля над полнотой и своевременностью его возврата.
Цель проведения игры — приобретение ее участниками знаний и навыков, необходимых для определения потребности заемщика в дополнительных денежных средствах, подготовке документов, оформляемых при получение банковского кредита, осуществления процедуры принятия решения по выдаче кредита.
Итак, в ходе деловой игры ее участники:
1) производят расчеты для определения потребности организации в заимствовании денежных средств и ее возможностей возврата кредита;
2) определяют рациональность предоставления кредита;
3) получают навыки оформления документов, необходимых для получения кредита;
4) участвуют в принятии решений по выдаче кредита.
Этап 1. Формирование творческих групп. Инструктаж участников деловой игры.
На этом этапе руководитель игры в зависимости от численности участников формирует от четырех до шести творческих групп и объясняет им:
— цели проведения деловой игры и задачи, которые участникам предстоит решить на каждом ее этапе;
— процедуры проведения игры;
— результаты, которые должны быть получены на каждом этапе деловой игры;
— критерии оценки результатов и работы участников.
Каждая такая команда выбирает из своего состава руководите
ля группы, в обязанности которого входит:
— общее руководство командой в процессе деловой игры;
— вовлечение в процесс проведения деловой игры каждого члена группы;
— инструктаж отдельных членов группы;
— обеспечение четкого взаимопонимания членов творческой группы;
— получение высоких результатов творческой группой в процессе деловой игры.
Этап 2.Определение потребности заемщика в кредитах.
По решению руководителя игры определение потребностизаемщика в кредитах может быть осуществлено в двух вариантах.
При первом варианте потребность заемщика в кредитах определяется как потребность в денежных средствах для реализации бизнес-плана по созданию или развитию организации.
Бизнес-план может разрабатываться творческой группой самостоятельно методом «мозгового штурма», подготавливаться в качестве домашнего задания либо предоставляться руководителем игры.
В задачу творческих групп входит:
— определение потребности заемщика в денежных средствах для реализации бизнес-плана;
— выявление источников получения денежных средств;
— определение возможности получения коммерческого (расчетного) кредита;
— определение размеров необходимого денежного банковского кредита;
— составление графика возврата кредита.
При втором варианте потребность в заемном финансировании определяется на основе анализа имеющихся у заемщика денежных средств и показателей баланса. В этом случае руководитель игры предоставляет каждой творческой группе бухгалтерские балансы заемщика на несколько отчетных дат, которые позволяют рассчитывать денежные потоки заемщика.
Этап 3.Подготовка документов, необходимых для получения кредита.
Участники деловой игры по группам подготавливают:
1) заявку на получение кредита;
2) сведения, предоставляемые заявителем для получения кредита;
3) расчет денежных потоков заемщика.
4) бухгалтерский баланс (может также представляться руководителем или ведущим игры).
Образцы заявки на получение кредита и перечня сведений, предоставляемых для получения кредита, приведены ниже.
После сбора необходимых документов творческая группа готовит тезисы доклада, с которым ее представитель должен выступить на заседании кредитного комитета банка.
Этап 4.Анализ документов, предоставленных для получения кредита, и подготовка рекомендаций к заседанию кредитного комитета.
Каждая группа участников игры, исполняя роль сотрудников кредитного отдела, должна проанализировать документы, представленные другой группой для получения кредита, и подготовить по ним свои рекомендации для кредитного комитета.
С этой целью участники игры обмениваются составленными документами согласно рис. 11.1.
Рис. 11.1. Порядок обмена творческих групп документами
Каждая творческая группа заслушивает доклад представителя группы, документы которой рассматриваются, и анализирует их. Творческая группа на своем заседании:
— анализирует сферу деятельности заявителя и его финансовое состояние;
— уточняет целевое назначение кредита;
— анализирует финансовое состояние организации;
— определяет обеспеченность кредита залогом;
— выясняет, способен ли заявитель вернуть кредиты;
— рассчитывает доходность кредитования;
— подготавливает все заключения для кредитного комитета;
— определяет докладчика для представления заявки для получения кредита на заседании кредитного комитета.
Этап 5.Принятие решения о выдаче кредита.
На данном этапе деловой игры имитируется заседание кредитного комитета, на котором принимаются решения о выдаче кредита или об отказе в его выделении.
Кредитный комитет формируется путем делегирования в него по одному представителю из каждой творческой группы. Роль председателя кредитного комитета исполняет руководитель игры, который ведет заседание.
На своем заседании кредитный комитет:
—рассматривает заявки на получение кредитов;
—изучает заключение кредитного отдела;
—принимает решение о выдаче кредитов с учетом степени их доходности для банка и имеющихся у банка ресурсов.
С представлением заявки по кредитам выступает участник той творческой группы, которая рассматривала ее на предыдущем этапе деловой игры.
Заседание кредитного комитета проводится в присутствии всех игроков, которые, однако, лишены возможности принимать участие в его заседании.
Решение кредитного комитета о выдаче или об отказе в выдаче кредита принимается большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимает председатель комитета.
Этап6. Подведение итогов игры. По окончании деловой игры учащиеся обсуждают ее итоги, делают замечания по процессу ее проведения и вносят предложения по совершенствованию подобного рода заданий.
Руководитель игры подводит итоги игры и оценивает работу творческих групп и отдельных участников.