Вопрос 1. Особенности банковского персонала и его трудовой деятельности, основы управления персоналом банка

Современный менеджмент рассматривает персонал не только как трудовые ресурсы, но и как единый социальный организм, состоящий из отдельных личностей. Т. е. возникает необходимость в достижении гармонизации не только коллектива в целом, но и отдельного работника.
В состав методов управления персоналом включают:
• экономические методы – отражают материальную заинтересованность и ответственность персонала за достигнутые результаты работы,
• организационно-распорядительные методы – основаны на выполнении работниками положений, инструкций, приказов руководства,
• социально-психологические методы – действуют на основе исследования и использования интересов и мотивов деятельности работников, поддержки позитивных тенденций, повышения роли и статуса личности.
Обучение и повышение квалификации предусматривают постоянное обучение персонала на всех уровнях в рамках самого банка или в специальных учебных центрах при высших учебных заведениях. Необходимость подобного обучения обусловлена требованиями и конъюнктурой банковского рынка, растущей конкуренцией и высоким уровнем научно-технического прогресса в области банковских технологий.
Обучение и повышение квалификации персонала происходит по нескольким направлениям:
• подготовка и переподготовка персонала, направленная на получение высшего специального (в т. ч. второго высшего) образования,
• специальное обучение и переобучение персонала, связанное с необходимостью овладения технологиями, освоением новых банковских услуг,
• повышение квалификации персонала, состоящее в приобретении новых теоретических знаний и практического опыта по банковским и смежным специальностям (например, налогообложение, финансовое право и др.), а также в изучении иностранного языка, управленческой культуры, психологии делового общения.
Оценка персонала и его деятельности предусматривает анализ работы банковского персонала в течение определенного периода на всех уровнях с целью повышения эффективности его деятельности. После анализа и оценки работы персонала руководством банка принимаются те или иные решения в области кадровой политики (перемещение части работников, увольнение, направление на учебу, поощрение или применение санкций).
Оценка персонала применяется на всех этапах работы с персоналом: при приеме на работу, перемещении на другую должность и др.
Оценка персонала может быть:
• комплексной – осуществляется по ряду показателей, наиболее полно характеризующих эффективность работы каждого работника и всего персонала в целом,
• частичной – направлена на оценку отдельных профессиональных навыков.
Современные оценочные технологии включают:
• оценку профессиональной компетенции,
• оценку исполнительской дисциплины,
• оценку личностно-психологических качеств,
• оценку эффективности обучения,
• проведение комплексной аттестации персонала.
2) Оплата и стимулирование труда.
Формы оплаты труда предусматривают разработку руководством банка тарифов в соответствии с квалификацией и уровнем ответственности персонала.
Повышение производительности труда предусматривает внедрение новой техники, рациональной организации труда для борьбы с потерями рабочего времени (обеспечение питанием внутри банка, организация отдыха персонала, создание в стенах банка приятного дизайна, и др.).
Поощрительная система оплаты труда означает постоянное или разовое повышение оплаты труда, выплату ежемесячных, квартальных и годовых премий. В западных странах ряд банков практикует в качестве поощрительной системы выдачу персоналу своих акций.
3) Групповое управление взаимоотношениями в коллективе и с профсоюзами.
Использование персонала в управлении на низовом уровне включает инициативы младшего персонала в управлении банком и привлечение его к разработке, подготовке и принятию решений по некоторым частным вопросам в рамках общей банковской стратегии (обслуживание клиента, внедрение новых банковских услуг и др.).
Функции персонала четко разграничены между различными отделами банка для устранения дублирования в работе.
4) Социально-психологические аспекты управления.
Мотивация труда персонала и творческая инициатива включают в себя создание руководством банка, с одной стороны, таких условий труда, чтобы персонал банка работал с полной отдачей и был заинтересован в работе, с другой – чтобы творческая инициатива, разработки и предложения персонала банка поощрялись руководством. Т. е. современное управление персоналом предполагает формирование такой мотивации трудовой деятельности, при которой осознанная трудовая активность является правилом, а не исключением. В результате повышается эффективность банковской деятельности и растет прибыль.
Механизм мотивации представляет собой развернутую систему программных мероприятий по управлению персоналом банка, которые направлены на:
• эффективное использование способностей персонала,
• совершенствование систем оплаты труда и материального поощрения персонала,
• повышение уровня удовлетворенности трудом всех категорий персонала,
• формирование системы повышения квалификации и профессионального образования персонала,
• сохранение благоприятного морального климата в коллективе,
• планирование карьеры – продвижение на службе,
• стимулирование творческой активности персонала, помощь в реализации инновационных планов банка,
• совершенствование методов оценки деятельности персонала и аттестации управленческого персонала, связь управленческого персонала со всеми работниками,
• обеспечение высокого уровня качества жизни, который делает желанной работу в данном банке.
Система морально-психологических стимулов направлена на развитие способности каждого сотрудника к самооценке, самокритике и самосовершенствованию. Система положительных морально-психологических стимулов направлена на развитие личности в коллективе, создании благоприятных условий для труда. Кроме того, в определенных случаях важных инструментом менеджмента служит применение отрицательных морально-психологических стимулов (например, выговор, понижение в должности, увольнение).
Одним из важнейших мотивирующих факторов является корпоративная банковская культура, которая предполагает добровольное признание миссии, целей и ценностей банка работником, его участие в разработке стратегических целей или деятельность по их реализации.
Организационная культура банка рассматривается в двух аспектах:
• во-первых, характеризует общий уровень культуры персонала банка при обслуживании клиентов,
• во-вторых, характеризует культуру внутри самого банка, т.е. создание благоприятных бытовых и психологических условий для персонала.
Влияние управления персоналом на деятельность банка и его организационную структуру осуществляется через ежегодный анализ и оценку работы банковского персонала с точки зрения расширения операций и увеличения прибыли. Результаты оценки, как правило, приводят к изменению кадровой политики.
Оценка профессиональной деятельности персонала – это одна из форм работы с персоналом, конечной целью которой является повышение эффективности деятельности персонала и банка в целом. Суть заключается в оценке эффективности профессиональной деятельности и деловых характеристик работника на основе специально разработанной системы критериев. По результатам оценки, представляющей собой интегральный обобщенный показатель деятельности работника за определенный период, проводится аттестация сотрудников. Результаты ежемесячной оценки используются при определении размеров премии сотрудникам.
В последние годы в России произошли существенные изменения в системе мотивации персонала, его отношении к труду и своей специальности, в т. ч. и негативные – система сводится к мотивации выбора и сохранения места работы, а не к мотивации высокой трудовой активности.
Разработки в области мотивации открывают перспективу создания единой и более гибкой, универсальной модели мотивации трудовой деятельности человека.

Наши рекомендации