Система и технология управления персоналом. Мотивация трудовой деятельности.

Система управления персоналом представляет собой совокупность приемов, методов, технологий, процедур работы с кадрами.

Технология управления персоналом предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление безопасностью персонала, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала, взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости и др.

Система и технология кадрового управления опирается на принципы экономичности (снижение доли затрат на управленческую деятельность в общих затратах на единицу выпускаемой продукции) и эффективности. Принцип комплексности и оптимальности, принцип непрерывности.

Кадровые технологии предполагают применение следующих методов:

· Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов и обеспечивают возможность в зависимости от ситуации как «одарять», так и «карать». Наиболее распространенными формами прямого экономического воздействия на персонал являются: хозяйственный расчет, материальное стимулирование и участие в прибылях через приобретение ценных бумаг (акций, облигаций) организации; основаны на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира, природы, общества и мышления. Экономические методы управления — это система экономических стимулов и рычагов, влияющих на производство не прямо, а косвенно, организующих деятельность предприятия и его работников в нужном для общества направлении.

· Социально-психологические методы — это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию, основывающиеся на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании.

Социальные процессы идут на четырех уровнях:

на уровне всего общества (государства);

на уровне коллектива (организации);

на уровне рабочей группы;

на уровне индивида (личности).

К основным факторам, определяющим ход социальных процессов, относятся:

демографические факторы;

возраст;

пол;

этническая принадлежность;

уровень образования и квалификация;

размер рабочей группы;

психологический климат.

Для менеджера очень важно:

правильно оценить индивидуальные качества работника;

правильно подобрать, расставить и закрепить кадры на рабочих местах;

создать условия для максимального проявления индивидуальных профессиональных качеств работника.

· Административные методы - это формирование организационных структур органов управления, утверждение административных норм и нормативов, издание приказов и распоряжений, подбор и расстановка кадров, разработка положений, должностных инструкций, стандартов предприятия, контроль за исполнением. Административные меры ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека работать в определенной; организации и т.п. Их отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для этих методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

К методам оценки персонала в государственных структурах относят обзор деятельности и аттестацию.

Обзор деятельности связан с непосредственным общением руководителя с подчиненным в ходе решения проблем.

Аттестация – проверка профессиональных, деловых, личностных качеств работника посредством оценки выполнения им служебных обязанностей на основе должностных требований с помощью специальных процедур.

Структура критериев оценки персонала:

1) Профессиональные критерии;

2) Деловые критерии;

3) Личностные критерии;

4) Интегральные критерии.

Мотивация представляет собой совокупность движущих сил, побуждающих человека к определенным типам действия. Различные мотивы, которые зачастую подталкивают человека к противоположным действиям, в совокупности являются движущей силой, вектор приложения которой может быть различен в зависимости от силы отдельных мотивов. Мотивация трудовой деятельности формируется как под воздействием внутренних факторов (потребностей), так и внешних (стимулов). Система мотивации труда персонала наиболее эффективна, если она воздействует на те аспекты, которые согласуются с внутренними мотивами работника.

Этапы:

1) Предварительный: До 25 лет; подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности; безопасность, социальное признание; предварительный этап включает учёбу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

2) Становление: До 30 лет; освоение работы, развитие профессиональных навыков; социальное признание, независимость; далее наступает этап становления, который длится примерно пять лет от 25 до 30. В этот период работник осваивает профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Работника беспокоят вопросы, безопасности, здоровья. Появление у большинства работников семьи, рождение детей, приводит к увеличению потребности в более высокой заработной плате.

3) Продвижение: До 45 лет; профессиональное развитие; социальное признание, самореализация; этап продвижения длится от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше внимания уделяется удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье. Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации. Появляется потребность передачи знаний другим. Для этого этапа характерно творчество в работе, пик самовыражения и независимости, усиливается потребность в уважении. Растет потребность в увеличении оплаты труда и интерес к дополнительным источникам доходов.

4) Завершение: После 60 лет; подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены; удержание социального признания; этап завершения длится от 60 до 65 лет. Работник готовиться к уходу на пенсию, идет поиск замены и обучение претендентов. Это период кризиса, физиологического и психологического дискомфорта. Увеличивается потребность в уважении и самоутверждении. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые заменили бы им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

5) Пенсионный: После 65 лет; занятие другими видами деятельности; поиск самовыражения в новой сфере деятельности; на последнем - пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби. Внимание уделяется здоровью и поддержанию финансового положения. Такие специалисты часто с удовольствием соглашаются на временные и сезонные работы в своей организации.

Наши рекомендации