Методы определения потребности в оборотном капитале
Сущность и функции финансов организаций.
финансы организаций представляют собой систему экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств.
В составе финансовых отношений можно выделить следующие группы:
- отношения, возникающие, между учредителями в момент создания организации по поводу формирования уставного капитала;
- отношения между отдельными организациями, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг - поставщиками и покупателями, строительными, транспортными организациями, организациями связи, таможней, иностранными фирмами и т.д.
- отношения внутри организации – с работниками при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций, облигаций, организации и выплате процентов по ним, удержании налогов; между филиалами и тд.;
- отношения с вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, холдингов, союзов, ассоциаций, членом которых является организация, эта группа отношений связана с внутриотраслевым перераспределением денежных средств;
- отношения с финансово-кредитной системой – при уплате налогов, неналоговых платежей в бюджеты разных уровней; при организации безналичных расчетов, получении и погашении ссуд и процентов по ним, хранении денежных средств; при страховании имущества, работников, рисков и др.
В условиях рынка проявляются и принципиально новые группы финансовых отношений:
- отношения, связанные с финансовой несостоятельностью и банкротством организаций, которые регламентируются государством и требуют специфических форм антикризисного управления финансами организаций;
- отношения, возникающие при слиянии, поглощении, разделении организаций.
Важнейшей стороной финансовой деятельности организаций является формирование и использование различных денежных фондов. К таким фондам относятся: уставный, резервный, добавочный, валютный и др.
Конкретное содержание финансов организаций раскрывается в их функциях – распределительной и контрольной. Распределительная функция выражается в распределении выручки, получаемой от реализации продукции, работ и услуг. За счет выручки, прежде всего, возмещаются потребленные средства производства, формируется фонд оплаты труда работников сферы материального производства. Оставшаяся часть выручки образует доход организации. Часть его направляется в бюджет в виде различных платежей, часть остается в организации. В тесном единстве с распределительной функцией существует контрольная функция, которая проявляется в контроле за выполнением планов производства и реализации продукции, прибыли, использованием основных и оборотных фондов, во взаимоотношениях с организациями – при оплате товаров, услуг, соблюдением договорных условий; выполнения обязательств перед бюджетом, банками.
Методы определения потребности в оборотном капитале.
Методы определения потребности в оборотном капитале: прямого счета; коэффициентов; балансовый; метод процента от продаж; метод корреляционно-регрессионного анализа; факторный метод; метод экспертных оценок . При оперативном планировании потребности в оборотном капитале наиболее точным методом является метод прямого счета.
Методом прямого счета:как правило, устанавливают нормативы по элементам оборотных средств. Расчет основан на установлении нормы запаса по каждому элементу оборотных средств и определению нормативов по формуле: Qi=Ci*Нзi; Где Qi -норматив оборотных средств по i-му элементу, тыс. р.; Нзi -норма запаса по i-му элементу; С -показатель, относительно которого устанавливается норма.
Коэффициент нарастания затрат:характеризует уровень готовности продукции в составе незавершенного производства. Коэффициент рассчитывается отношением себестоимости НЗП к плановой себестоимости продукции.
При относительно равномерном нарастании затрат в себестоимости продукции коэффициент исчисляется по формуле: кнз =(Спер+0,5Спосл)/(Спер+Спосл); где Спер — сумма единовременных затрат на изделие в начале производственного процесса, р.; Спосл —сумма всех последующих затрат на изделие, р.; о,5 - поправочный коэффициент к сумме последующих затрат.
Метод процента от продаж:базируется на предположении, что величина оборотного капитала растет прямо пропорционально выручке от реализации продукции.
Использование метода корреляционно-регрессионного анализапозволяет определить плановую величину оборотного капитала с помощью уравнения регрессии, устанавливающего связь между искомой плановой величиной и факторами, ее определяющими.
Факторный методучитывает уровень использования оборотного капитала в базовом периоде, тенденции изменения оборотного капитала под влиянием не только объемов производства и реализации продукции, но и себестоимости продукции, изменения форм расчетов с поставщиками и покупателями, методов организации производства, изменения индексов инфляции и т. д.