Государственные внебюджетные социальные фонды как элемент финансовой системы Российской Федерации

Внебюджетные фонды являются целевыми государственными фондами денежных средств. Для отечественной финансовой системы это относительно новый элемент, создание которого обусловлено следующими причинами:

(1) целевые денежные фонды позволяют повысить эффективность управления государственными финансовыми ресурсами, обеспечить должный контроль за их формированием и использованием;

(2) фондовая система финансирования социальных расходов позволяет государству более четко и гарантированно исполнять свои социальные обязательства перед обществом;

(3) стабильность механизма социального обеспечения определяет экономическую и политическую стабильность страны.

Поскольку плательщиками взносов во внебюджетные фонды являются юридические и физические (предприниматели) лица, т.е. потребители социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения денежных средств фондов касаются всех граждан страны, поэтому проявляется их заинтересованность в оптимальном функционировании системы внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды составляют финансовую основу системы обязательного социального страхования, они являются структурным элементом бюджетной системы. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

(1) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

(2) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

(3) бюджеты Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов включены в бюджетную систему Российской Федерации. Порядок их составления, утверждения и исполнения производится по правилам бюджетного процесса. Однако перечисленные фонды - самостоятельные финансово-кредитные учреждения, их денежные средства не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Автономность бюджетов фондов социального страхования является залогом эффективного функционирования системы социального страхования.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов являются страховые взносы, дотации, средства бюджетов различных уровней бюджетной системы страны, доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования, штрафные санкции и пени, прочие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Направления расходования средств государственных внебюджетных фондов носят строго целевой характер, соответствующий целям и задачам конкретного социального фонда.

Таким образом, внебюджетные фонды являются результатом функционирования финансовых отношений, направленных на формирование и использование строго целевых централизованных денежных фондов, необходимых государству для финансирования социальных расходов.

Управление средствами государственных внебюджетных фондов осуществляют одноименные организации, которые являются финансово-кредитными учреждениями. Их деятельность, задачи и функции регулируется утвержденными положениями.

В настоящее время к числу внебюджетных фондов относятся:

o Пенсионный фонд Российской Федерации;

o Фонд социального страхования Российской Федерации;

o Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Кроме того, до 2001 г. к внебюджетным фондам относился и Государственный фонд занятости населения, предназначенный для финансирования социального обеспечения в случае безработицы. Недостаточная эффективность его деятельности обусловила принятие Правительством РФ решения о его ликвидации. В настоящее время финансирование государственной политики занятости населения, в том числе выплата пособий по безработице, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Наши рекомендации