Координация потоков в распределительной логистике
Основными потоками в распределительной логистике являются материальные и сопутствующие ему потоки – информационные, финансовые, энергетические и трудовые. Движение данных потоков происходит на стадии обращения продукции. Например, ими могут быть необработанные сырьевые материалы, полуфабрикаты и т.д. На стадии обращения готовая продукция материального потока происходит движение готовых товаров к потребителю. Поток готовой продукции может быть представлен также как товарный поток или как грузовой поток. Так как большая часть материальных потоков проходит через сферу распределения, то происходит соединение материального и нематериального продукта. Таким образом на рынке предстает некая модель товара-услуги. Таким образом материальный поток на всех этапах своего движения является предметом труда участников логистического процесса, а сам труд имеет производительный характер. Помимо него важное значение имеет движение информационного потока в виде документов и заказов, финансового (формы оплаты заказчиком предоставление кредитов на товар, трудовой поток (приемка товара, отгрузка, складирование, разгрузка товара) и энергетический (использование горюче-смазочных материалов, расхода энергии на разгрузку товара при помощи электрокаров).
В.Е.Николайчук в своей работе "Логистический менеджмент" предложил схему, с помощью которых можно скоординировать потоки. Входными потоками для распределительной логистики являются информационные потоки, которые представлены в виде заказов, финансовые (авансовые платежи) и материальные (например сырье, предоставляемой по давальческому способу, полуфабрикаты). Выходными являются материальные (готовая продукция, товары), финансовые (предоставление кредита, оплата продукции), энергетические (использование горюче-смазочных материалов, расход энергии на разгрузку товара при помощи складского оборудования), трудовые (персонал, связанный по отгрузке и доставке товара) и информационные (оформление документов). Выходные потоки появляются когда предприятие заключает договор о поставке. Представим схему следующем в виде:
1. Входные потоки. Управление заказами и формирование портфеля заказов, установление количественных и качественных параметров заказанной продукции, их дифференциации по избранным критериям и разработка поступления готовой продукции от производственных цехов на сбытовые склады логистической системы, его реализация и координация.
2. Выходные потоки. Управление материальными потоками в транспортно-складских подразделениях логистической системы, разработка и реализация многовариантного распределения готовой продукции, разработка планов поставки и формирование грузовых поставок.
3. Контроль за потоками.
Рис. 1. – Схема движения потоков
1- Входные потоки (заказы)
2- Выходные потоки (поставки)
3 - Предприятие-производитель
4 – Встречные потоки от потребителя (возврат партии, оплата товара)
5 – Потребитель или посредник.
Управление заказами автор выделил как одну важнейших функций распределения, так как она обеспечивает эффективное продвижение материальных потоков по логистическим цепям на пути от производителя к потребителю, по сути идет согласование информации поступающих от заказчиков и использование ее для определения определенного количества продукции /6,с.16/. Основным показателем в рассматриваемой области является портфель заказов. Портфель заказов представляет собой совокупность заказов потребителей, имеющих на определенную дату. Данный показатель используется как в микро - так и макрологистике. Объем портфеля заказов зависит от многих факторов внешнего и внутреннего порядка. Портфель заказов составляется на основе заказов на поставку продукции, отражающих спрос потребителей. При его формировании должны быть учтены производственные и логистические возможности продуцентов. Они создают основу для заключения договоров поставки продукции, которые в свою очередь становятся формализованным базисом в процессе управления материальными потоками.
Для координации информационного и материального потока рекомендуется ведение безбумажной технологии управления заказами. Это технология подбора продукции по заказам в системе хранения и переработки логистической системы без использования бумажной документации. Бумажный документ заменяется электронным. На терминале выводится необходимая для работы информация. Обмен данными между рабочими терминалами и локальной ЭВМ может быть организован двумя способами.
Первый способ заключается в том, что память терминалов всех подразделений системы хранения и переработки продукции загружаются соответствующие серии и параметры заказов. Реквизиты каждого из заказов выводится на тот или иной терминал последовательно, по запросу оператора. Принтеры терминалов, расположенных в соответствующих подразделениях, могут отпечатать необходимые товаросопроводительные документы. По окончании выполнения заказов информация о них выводится в центральную ЭВМ логистической системы.
Второй способ состоит в том, что обмен информацией между рабочими терминалами и ЭВМ осуществляется по радиоканалам. ЭВМ может прервать выполнение текущего заказа и организовать выполнение приоритетного заказа без вмешательства диспетчера системы хранения и приработки продукции /6,с.17/.
Вся информация о материальном потоке вводится оператором непосредственно в локальную сеть без бумажного носителя. Затем необходимая информация из локальной сети передается автоматически в центр в управлении логистической системой. При формировании материального потока, соответствующего заказа выводится информация о количестве, виде продукции, адресе ее хранения и т.д. Применение портативных терминалов дает возможность проводить работы по инвентаризации складского хозяйства логистической системы без остановки деятельности складов системы хранения и переработки продукции. Периодически после выполнения нескольких заказов оператор проводит инвентаризацию определенных мест хранения.
Технология управления заказами включает следующий минимум логистических работ и операций.
- оформление поступивших заказов и уточнение спецификаций;
- формирование и структуризация портфеля;
- разработка, согласование и утверждение плана удовлетворения заказов.
- оперативный контроль производства и выдачи товарной продукции соответствии заказами.
- подготовка и оформление товарных потоков в соответствии с принятыми к исполнению заказами.
- контроль поступления товарных потоков заказчиками и анализ их оценки о качестве выполнения заказов.
- поддержание обратной связи заказчика с поставщиком.
В процессе управления заказами большое значение имеет время их выполнения. Если заказов много, то их оптимизация по срокам реализации лежит в основе формализации функционирования логистической системы. Разное время выполнения заказов непосредственно влияет на потребность заказов в соответствующих ресурсах, а также на надежность распределительной системы. Длительный срок удовлетворения заказов приведет к росту запасов не только у потребителей, но и во всех звеньях логистической цепочки. В то же время небольшой срок выполнения заказов может привести к ошибкам при их обработке и реализации.
Для осуществления движения потоков (выходных потоков) от продавца к покупателю стороны оформляются договорами поставок. Поэтому в распределительной логистике управление поставками является важной частью в координации потоков. Поставки представляют собой продажу и доставку продукции покупателям. Этими покупателями являются:
- посреднические торговые структуры для последующей перепродажи;
- предприятия сферы услуг для внерыночного потребления;
- промежуточные организации для переработки и потребления.
С экономической точки зрения сбыт разделяется на два этапа:
1. Формирование товарных потоков, отгрузка продукции потребителям, продвижение товарных потоков по логистической цепи.
2. Реализация.
На первом этапе логистический подход предполагает решать следующие задачи:
- организация полного информационного обеспечения доступа данными о ходе процессов связанных с поставками.
- регулирование осуществление анализа выполняемых обязательств и планов поставки по объему, заказчикам
- совершенствование логистических услуг.
Основой управления потоками при осуществлении поставок играет план поставок, который выражается в совокупности планово-расчетных документов. Минимальную информацию в нем включается:
- данные об ожидаемых остатков готовой продукции на начало прогнозного логистического периода;
- данные о товарной продукции, запланированных к выпуску на предприятии в прогнозный период;
- - данные об остатков товарной продукции на складах.
Для разработки плана необходимо классифицировать сами поставки. Это делается с целью правильной организации системы сбыта и повышение эффективности управления продукции. В распределительной логистике поставки подразделяются
1. По принципу приоритетности:
- экспортные;
- первоочередные;
- обыкновенные.
На основе приоритетов в логистике поддерживается дисциплина обслуживания представляющий собой комплекс правил обслуживания заявки заказчика в логистической системе.
2. Форма продолжения товарных потоков от поставщика до потребителя. Они подразделяются на:
- транзитные;
- складские.
Производители устанавливают связи по продвижению потоков с двумя типами заказчиков конечными потребителями продукции и посредническими структурами. Конечныепотребители приобретают товар полностью и небольшими партиями и точно в срок. Поэтому производители обращаются к посреднику который закупает большое число партий товара, что уто упрощает процесс обращения.
3. По срокам поставки:
- срочные. Отгрузка производится для выполнения чрезвычайных поставок, особенности их заказом;
- периодическая отгрузка производится в предоставлении указанном в заказе периода;
- календарная отгрузка производится по графику, предварительно исследуется между поставками получателя.
Для повышения эффективности управления поставки используют метод быстрого реагирования. Он предполагается тесное взаимодействие между логистической системой и торговым предприятием, а также распределительными центрами. С помощью данного метода осуществляется оптимизация товарных потоков в звеньях.
Производитель должен умело использовать ыозможности оперативно перестраивать производство товаров мелкимми партиями, своевременно регулировать алгоритм логистических работ, мгновенно корректировать процесс управления потоками.
Управление поставками в логистической системе основывается на результатах анализа выполнения плана поставок, который проводится постоянно. Он осуществляется на основе статистической отчетности, оперативного учета, первичной бухгалтерской документации и текущей информации. Сведения, представленные этими источниками позволяют определять выполнение плана отгрузки по таким показателям как: объема отгружаемой продукции, ее использование и другое /5,с.460/.
Логистический подход в управлении поставками предполагает жесткое соблюдение договорной дисциплины являющийся важным условием для:
- ритмичной работы предприятия;
- улучшение материально-технического обеспечения и сбыта;
- ускорение оборачиваемости оборотных средств;
- сокращение совокупных товарных и материальных запасов.
Очень важными показателем является анализ договорных обязательств, где фактический объем поставки сравнивается с договорной величиной. Несоблюдение договорных обязательств может привести к ухудшению взаимных отношений и оказывает влияние на:
- замедляет товарную оборачиваемость;
- вызывает издержки;
- задерживает продвижение товарного продукта по логистическим цепям;
- динамические потоки преобразуются в статистические.
Автор также выделяет основные параметры поставок:
а) Равномерность поставки – соблюдение характеристик партнерами обязующих в поступлении потока мощностью через равные промежутки времени.
б) Ритмичность поставки – это соблюдение времени и количественных параметров поставки, обусловленных с учетом связанных и циклических особенностей производства, продукции, продвижения товарных поставок.
Неравномерность и аритмичность поставок отрицательно сказывается на деятельность всех участников логистического процесса приводящих:
- к возникновению очередей;
- превышение уровня товарных запасов;
- разбалансировка структуры товарных запасов;
- нерациональное использование транспортно-перемещаемых средств.
В связи с этим могут быть:
- рост логистических издержек.
- снижение рентабельности;
- увеличение нерациональных затрат временных показателей.
Товарные потоки направленные к потребителю с определенными интервалами, обусловленных числом факторов:
- возможностей действий транспортной системы;
- потребностями посреднической среды;
- характерной складской инфраструктуры;
- маркетинговой политикой продавцов
- особенностью логистической системой и т.д.
Зная эти параметры можно скоординировать потоки используя технологию осуществления поставок двух видов:
1.Поставки, генерирующих материальные и сопутствующие ему потоки от производителя к потребителю через канал.
2. Поставщик реализует свою продукцию в месте ее производства. Потребитель вывозит товарную продукцию сам.
Далее рассматривается основные этапы координации на выходе потоков.
1. Отпуск готовой продукции. Отпуск оформляется документально. Партия поставки, образуя товарный поток, формируется на основе отборочного листа. После формирования листка осуществляется отгрузка (в данной операции происходит координация материального с информационным).
2. Операция отгрузки представляет собой передачу товарной продукции посреднику, через или собственную продукцию доставки определенной партии в установленный пункт назначения. Если реализация товара осуществляется на условиях самовывоза, то отгрузка партии осуществляется исключительно потребителю в месте изготовления. Отгрузка учитывается в натуральных показателей, а датой считается дата приема продукции, зафиксированная в перевозочных документах, или дата сдачи продукции в месте ее производства. Операция отгрузки выполняет основную роль в координации материального (сдача готовой продукции), информационного (оформление документа), энергетического (затраты на расходование энергией складского оборудования (автокары, краны) и трудового (использование персонала по отгрузке партий товара) потоков.
3. Доставка перемещения груза в место назначения. Сроки доставки характеризуют эффективность логистической системы и является также основным элементом координации потоков. Она зависит от многих факторов (от разновидности груза, сроками, вида отгружаемой продукции и т.д.). Она бывает двух видов:
а) Централизованная. В этом случае транспортно-перемещающие работы организуются поставщиком. Работы могут быть выполнены силами самого поставщика или с помощью привлеченных для этой цели транспортно-экспедиционных структур.
б) Децентрализованная. Тогда транспортно-перемещающие работы организуются непосредственно получателем собственными силами или с помощью привлекаемых структур по оказанию логистических услуг. Если доставка осуществляется собственными силами, то она называется выборкой продукции потребителям /5,с.462/. На данном этапе координируются материальный, транспортный (использование транспорта), энергетический (расход горюче-смазочных материалов) и финансовый (осуществляется оплата полученной партии).
4. Возврат товара. Встречаются случаи когда часть партии поставки возвращается обратно. Причинами могут быть:
- повреждение вследствие плохой транспортировки;
- изменения потребностей у покупателей;
- неправильное адресование;
- неправильное качество продукции и т.д.
Одной из функций распределительной логистики является рациональная организация приемки и размещения возвратной продукции, а также отправка ее на доработку или переделку.
Управление возвратным процессом и его эффективность зависят от характеристики товарной продукции и логистических каналов. Сложность управления возвратными потоками зависит от количества звеньев логистической цепи, задействованных в возвратном процессе. В каждой логистической системе размещение возвратной продукции имеет свои особенности. Иногда возврат осуществляется непосредственно со складов логистической системы, когда недостатки выявлены до отгрузки или с распределительных подразделений, контролируемых логистической системой продукции. В этом случае управление возвратным потоком для лиц, принимающих решения, облегчено тем, что решение задачи сводится к оптимизации перемещения с одного склада на другой или в рамках одного склада на другой или в рамках одного склада, а затем согласованию действий и направлению дефектной продукции в основное производство для переработки. Механизм управления возвратными потоками может быть упрощен при установлении прямых связей между производителем и потребителем с позиции послепродажного облуживания. Тогда логистика тесно интегрируется со сферой послепродажного сервиса, что помогает производителям и потребителям наладить взаимные сервисно-логистические связи, минуя основные каналы потоковых процессов /5,с.463/. Таким образом видно, что может произойти обратное движение материального потока.
Таким образом для комплексной координации всех пвыходных потоков необходима комплексная интегрированная подсистема автоматизированного управления сбытом и логистики. Полное информационное обеспечение, компьютеризация, создание локальных информационных систем помогают оптимизировать логистические функции предприятия. Подсистема позволяет:
- организовать рациональную регистрацию принятых заказов;
- регулировать отгрузки продукции, формируя оптимальные товарные потоки;
- управлять поставками и запасами;
- повысить степень точности прогнозирования и т.д.
Данная подсистема позволяет учесть взаимосвязь товарных запасов, организации поставок и финансовых показателей производственно-хозяйственной деятельности как на стадии планирования, так и в процессе оперативного регулирования. Она дает возможность осуществлять текущий учет незавершенного производства, готовой продукции в складском хозяйстве логистической системы, отгруженных и полученных заказчиком товаров.