Объекты управления в логистике. Виды материальных потоков

Основными объектами управления в логистике являются:

· потоки,

· запасы (как частный случай потока).

Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемых как единое целое, существующих как процесс на некотором временном интервале и измеряемых в абсолютных единицах на определенный период времени.

Многочисленные рыночные потоки становятся объектами управления, причем потоки разных объектов так или иначе связаны между собой и одни потоки могут порождать другие виды потоков, образуя весьма сложные системы. Важнейшим свойством потоков является только изменяемость по времени, но и порождение огромного объема информации.

Поток как управляемая система характеризуется следующими параметрами:

начальная точка, конечная точка, траектория, длина пути, скорость, время, промежуточные пункты, интенсивность (мощность).

Основными видами потоков являются:

· материальный,

· информационный, людские потоки (поток человеческих ресурсов),

· финансовые,

· транспортные,

· энергетические,

· военные,

· космические.

Все выполняемые фирмой операции должны рассматриваться в системе управления материальными потоками. Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных операций и отнесенные к временному интервалу. Варианты движения материального потока даны на рис.3.

 
  Объекты управления в логистике. Виды материальных потоков - student2.ru

 
  Объекты управления в логистике. Виды материальных потоков - student2.ru

Рис. 3. Принципиальная схема материального потока на складе

Поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть направлен непосредственно на хранение, а может попасть на участок хранения, предварительно пройдя приемку. В выходные дни прибывший груз размещают в приемочной экспедиции, откуда в первый же рабочий день передают на склад. Весь поступивший на склад товар в итоге сосредоточивается на участке хранения. Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными. На рис. 3 изображено 4 варианта:

1. Участок хранения – участок погрузки

2. Участок хранения – отправочная экспедиция – участок погрузки

3. Участок хранения – участок комплектования – отправочная экспедиция – участок погрузки

4. Участок хранения – участок комплектования – участок погрузки

Материальные потоки подразделяют по различным признакам:

· по отношению к логистической системе материальный поток (МП) может быть внешним, внутренним, входным и выходным. Внешний МП двигается во внешней для предприятия среде. Внутренний МП образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы. Входной МП поступает на предприятие (в логистическую систему) из внешней среды. Выходной МПпоступает из логистической системы (предприятия) во внешнюю среду;

· по натурально – вещественному составу МП делят на одно – и многоассортиментные потоки;

· по количественному признаку МП делят на массовые, крупные, мелкие и средние. Массовымсчитается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (железнодорожный состав, колонна автомашин и т.п.). Крупные потоки образуют несколько вагонов, автомашин. Мелкие потокиобразуют количества грузов, которые не позволяют полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требуют совмещения с попутными грузами. Средние потоки занимают промежуточное положение между крупными и мелкими, они поступают одиночными автомашиной или вагоном;

· по удельному весу образующих МП грузов различают тяжеловесные и легковесные. Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств. Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта;

· по степени совместимости образующих поток грузов различают совместимые и несовместимые МП.;

· по консистенцииматериальные потоки делят на потоки насыпных грузов (зерно), перевозимых без тары; навалочных грузов (соль, уголь, руда, песок и т.п.) минерального происхождения, транспортируемых также без тары; тарно – штучных грузов, которые имеют различные физико – химические свойства, удельный вес, объем и перевозятся в контейнерах, ящиках, мешках; наливных грузов, перевозимых наливом в цистернах и наливных судах.

Запасы рассматриваются как частный случай потоков. Они играют важную роль в обороте воспроизводимого процесса.

Положительные свойства запасов определяются тем, что они непрерывность и надежность процесса воспроизводства. Их отрицательные свойства заключаются в том, что в запасах омертвлены значительные массы материальных, финансовых ресурсов, которые могли бы использоваться более эффективно.

Различают следующие виды запасов:

1. Производственный запас, включающий

-ресурсы находящиеся на складах производственного предприятия и готовые к производственному использованию,

-материалы, сырье и т.п.;

2. Товарные запасы- готовые к отпуску покупателям продукция и товары;

3. Запасы в пути (транспортные запасы);

4. Запасы незавершенного производства;

5. Сезонные запасы;

6. Резервные (страховые) запасыдля компенсации случайных колебаний спроса.

Наши рекомендации