Виды информационных потоков в логистике и их характеристика

Взаимосвязь материальных и информационных потоков определяется закономерностями соотношения спроса и предложения на ресурсы. Так при дефиците ресурсов информационные потоки приобретают, прежде всего, характер сбора, оценки и ранжирования данных о социальной значимости потребителей как основного критерия распределения ограниченных материальных ресурсов.

Не менее значимым является экономический критерий оценки вариантов распределения ограниченных ресурсов и сравнительной оценки издержек на товародвижение. Вместе с тем следует отметить возможность возникновения противоречий между этими критериями.

Так, например, извечная проблема высоких экономических затрат на неполные классы для детей кочевых народов Севера или организация перевозок школьников в крупные поселки. Для разрешения объективного противоречия было принято решение создать школы-интернаты, однако после обучения значительная часть молодежи не вернулась к местам проживания родителей, так как потеряли связи с традиционными их промыслами.

Более масштабный пример связан с хрущевским стремлением сблизить условия жизни городского и сельского населения, когда небольшие по размерам сельские поселения и хутора были разрушены, созданы крупные сельские хозяйства с массой чиновников. В результате сельская молодежь оторвалась от земли и реализовала свое право жить в крупных городских центрах, в сельской местности остались старики и их внуки, плодородные земли заросли сорняками, а Россия уже полвека вынуждена решать проблему продовольственной безопасности.

В настоящее время в бюджетной сфере наряду с объективными критериями при формировании материальных и связанных с ними информационных потоков действуют также многочисленные субъективные факторы, включая "телефонное право". Поэтому так много внимания по-прежнему уделяется информационному обеспечению распределению ресурсов, в большинстве материалов по логистике отдельными разделами отражается распределительная или концентрационная логистика, что в конечном счете никак не вписывается в концепцию управления сквозными материальными потоками.

В российской коммерческой сфере с учетом изобилия качественных и сравнительно дешевых импортных товаров рынок насыщен и проблема распределения потеряла свою остроту, так как производитель вынужден не только представить на свободный рынок качественный товар, но и самостоятельно организовать его рекламу на всех потенциальных потребителей. Дополнительно к рекламе производителя продавец организует местную рекламу в месте продажи товара непосредственно на целевого потребителя.

Покупатель как конечное звено товародвижения на основе оценки рекламной информации самостоятельно принимает решение брать на себя всю работу по доставке и использованию продукции или же на условиях аутсорсинга воспользоваться услугами специализированных торгово-посреднических компаний.

Таким образом, еще до движения материального потока в рыночной среде объективно формируются информационные рекламные потоки, содержащие сведения о товарах различных производителей, заявки на продукцию и услуги с данными о количестве товара и сроках оказания услуг.

Заявки на крупные поставки могут направляться непосредственно в адрес производителя, а на менее крупные - в торгово-посреднические компании. Информационный обмен в виде переговоров об условиях делового сотрудничества завершается разработкой, согласованием и заключением взаимных обязательств партнеров в виде договоров, контрактов и спецификаций на ассортимент продукции, определяющих параметры будущего взаимовыгодного долгосрочного делового сотрудничества.

Составной частью договорных отношений является финансовая информация о цене, формах и сроках оплаты продукции, итоговые данные об оплате продукции на основе, счетов, счет-фактуры, платежных поручений банковским структурам.

Основанием для организации движения материального потока является информация в виде распоряжения на отгрузку продукции и оказание услуг с приложением накладных на выдачу складом материальных ценностей, а также распоряжения на выполнение задач по перевозкам транспортным органам.

Практика показывает, что информационные потоки по своей интенсивности существенно превосходят материальные потоки, опережая и сопровождая их, а также завершая процесс обмена товарами. Это дает основание для классификации информационных потоков в процессе товародвижения (Табл. 14.2) на предварительный, встречный, подтверждающий и итоговый.

Таблица 14.2.

Наши рекомендации