Последовательность проведения аудита персонала
Для конкретизации направлений исследований в рамках аудита персонала может быть осуществлена предварительная диагностика, определяющая зоны, требующие первоочередного внимания для целей оптимизации системы управления персоналом. Наибольшую долгосрочную эффективность полномасштабный аудит персонала имеет в форме последовательности диагностических операций, представленной выше.
Аудит персонала начинается на стратегическом уровне управления. Оценка системы управления персоналом проводится с использованием критериев эффек тивности. Аудит персонала служит совершенст во ванию процесса управления персоналом. Изучая конкретные характеристики деятельности по управлению персоналом, используемые для оценки его соответствия критериям эффективности, принимаются решения о необходимости привести в «соответствие», о возможности повысить степень «соответствия» («необходимо оптимизировать») или об удовлетворительном «соответствии» критерию.
Убедившись в удовлетворительном состоянии системы управления персоналом, делается переход к обследованию нижестояще]’» уровня управления персоналом — уровня функционального подразделения. На основании результатов аудита персонала на стратегическом и функциональном уровнях выявляются причины неэффективности линейного управления персоналом по вскрытым симптомам неэффективности работы конкретных линейных руководителей.
Аудит персонала временно приостанавливается после обнаружения совокупности проблем, без практического решения которых не имеет смысла осуществлять дальнейшую диагностическую работу. Это существенно сокращает время аудиторского исследования, высвобождая дорогостоящее время аудиторов за счет концентрацииусилий на изучении проблем, требующих первоочередного внимания. Г1о окончании аудита персонала на конкретном предприятии подготавливается аудиторское заключение, служащее основой дальнейшего совершенствования управления. Использование рекомендаций, означающее приведение в соответствие управления персоналом представленным критериям, дает возможность продолжить процесс совершенствования управления и, соответственно, продолжить аудит персонала.
Рассмотрим подробнее важнейший этап аудита персонала — предварительную диагностику.
Предварительная диагностика
Предварительная анкета.
Любая миссия аудита обязательно предусматривает проведение предварительного анкетирования для ознакомления с предприя тием и проблемой, которую следует решать. Анкета позволяет лучше составить рабочую программу и отобрать значимые вопросы, на которых следует сосредотачивать дальнейшие действия.
Условия, управляющие присутствием и работой людей на предприятии, зависят от внешних и внутренних факторов, выбранной стратегии и бремени прошлого. Для предварительного знания об ауди- тируемой организации надо определить технологические, коммерче ские, экономические и финансовые характеристики, напрямую сталкивающиеся с человеческим и социальным факторами.
Социальный паспорт (в зарубежной литературе — социальный баланс) организации содержит значительную информацию. Анализ этого документа дополняет предварительное представление об организации с точки зрения социальных характеристик, проводимой кадровой политики и груза прошлых решений. Анализ необходим, чтобы понять социальную политику фирмы и принцип ее формирования. Предварительная анкета позволяет совместить эти направления с направлениями аудиторской экспертизы.
Помимо многочисленных внутрифирменных правил, существуют правила, определенные гражданскими властями, а также согласительные документы между предприятием и профсоюзом. Во многих индустриально развитых странах закон, нормативы и согласительные документы особенно богаты социальной направленностью. Перечень этих правил должен бы ть в том числе и в предварительной анкете.
Анкета позволяет составить общее представление об организации, ее социальной стратегии и существующей в ней регламентации.
Общее представление об аудируемой организации предполагает изучение технических, коммерческих и финансовых характеристик организации. Начинается это изучение со сбора информации и заканчивается составлением информационной карточки.
Общая информация. Аудитор собирает и группирует наиболее значимую количественную информацию о фирме, исторические сведения и структурную схему ответственных должностей.
Технические характеристики. Речь идет о выделении факторов, влияющих на организацию и проведение работ, физические условия работы, режим работы, квалификационный уровень работников, опасностей, т. е. всю совокупность условий жизни и труда наемных работников на предприятии.
Необходимо состави ть краткое описание производственног о цикла, оборудования и рабочих мест. Аудитор должен быть особенно внимательным к техническим аспектам, могущим оказать влияние в контексте своей миссии.
Если миссия аудита относится к образованию, анализ технических характеристик сосредоточен на квалификации, требующейся для различных операций и на ее среднесрочной эволюции. Перспективы нововведений и технологических изменений, влекущие за собой потребность в переквалификации и усиления компетенции, предмет особенного интереса.
Коммерческие характеристики. Речь идет об определении факторов, влияющих на условия жизни и труда наемных работников. Так, на фабрике елочных игрушек существенным коммерческим фактором является сезонный характер продаж и спонтанный характер пополнения запасов торговцами. Игрушки продаются в розницу в конце года. Коммерсанты запасаются в сентябре и в октябре. Средства производства и наемные рабочие фабрики должны реагировать на эти факторы. Поэтому там существуют периоды низкой и высокой активности деятельности, непредвиденные моменты. Эти факторы влияют па время использования оборудования и природу предлагаемых рабочих мест: модуляция расписаний, сверхурочная работа, частичная безработица, сезонные работники, контракты на фиксированный срок.
Другой пример. В работе ресторана влияние коммерческого фактора также очень велико. Существуют колебания спроса в течение дня, недели, сезона, которые не всегда можно предвидеть. Запасы не могут долго храниться. Влияние «мертвого времени» и часа пик на совокупность рабочих условий работника ресторана весьма значительно.
В таких случаях должны быть предприняты прогнозные изменения объема продаж и тенденций сбыта (продление или сокращение серий, разнообразие продукции, скидки).
Финансовые и экономические характеристики. Для разработки рабочей программы аудитор должен определить значимость и приоритетность целей. /1ля этого ему нужно проанализировать бухгалтерские и финансовые документы. Он знакомится также с документами аналитического учета, ч тобы знать составляющие себестоимостей.
Сведения об исполнении решений по персоналу за несколько лет позволяет аудитору лучше определить наиболее важные моменты своей миссии.
Анализ социального паспорта (рассмотренный ниже) дополняет первый этап предварительной диагностики.
Социальная стратегия предприятия. Любая миссия аудита находится в рамках существующей социальной стратегии организации, важнейшей части общей политики фирмы. Аудитор во время проведения предварительного анкетирования должен выделить главные направления кадровой и социальной политики организации. Анализ социальной стратегии позволяет составить мнение об удовлетворении потребностей работников.
Для реализации этой задачи проводится анализ:
• социальных результатов деятельности коллектива предприятия;
• затрат на достижение социальных результатов;
социальной эффективности деятельности предприятия.
Существующая регламентация ограничивает свободу действия предприятия. Поэтому аудитору необходимо составить подробный перечень существующих правил. Поиск применяемых правил усложнен разнообразием источников информации: государственные правила, согласительные акты и т. д.
Внутренний регламент и трудовое соглашение — автономные источники трудового права. Кроме того, в организации существуют обычаи и привычки, не управляемые законом или коллективными соглашениями. Во многих организациях значительно международное влияние. Европейское гражданское право постоянно развивается, подписываются двусторонние договоры в области прав человека.
Источники классифицируются от общих к частным: от Трудового кодекса РФ до трудового соглашения.
Определив тему и поле аудита, необходимо определить совокупность применяемых государственных или согласительных правил. Эта идентификация будет несложной, если аудитор располагает базовыми знаниями в области гражданского и трудового права.
Анализ социального паспорта. Социальный паспорт организации — это документ, содержащий богатую и многоплановую информацию. Анализ этой информации дополняет общее представление об организации, когда такой документ доступен (в случае предприятия или организации более чем с 300 наемными работниками). Когда аудируемая единица является слишком малой, чтобы иметь социальный паспорт, анализ представляет меньший интерес.
Анализ данных социального паспорта позволяет дополнить предварительную диагностику.
Анализ социального паспорта проходит по трем направлениям:
• социальная характеристика предприятия (персонал);
• социальная политика (управление персоналом);
• глобальная диагностика (несоответствия в осуществлении социальной политики).
Социальная характеристика предприятия (персонал). Для описания социальной характеристики аудитор выделяет из паспорта:
• структуру и характеристики работающих на предприятии (возрастная пирамида, уровень квалификации работников, стаж работы и др.), что очень важно для понимания их поведения и адаптации к социальной политике;
условия труда и техники безопасности (риск производственного травматизма и несчастных случаев по дороге на работу, профессиональные заболевания, организация и содержание работы, физические условия труда, продолжительность и планирование рабочего времени). Вся совокупность информации, связанная с графиком работы, планированием рабочего времени и отпусков, позволяет охарактеризовать качество жизни на предприятии и/или факторы, влияющие на это качество;
• поведение работников (увольнения и абсентеизм), которое в сопоставлении соструктурными характеристиками персоналаи условиями жизни составляют первый элемент диагностики и иден тификации социальных проблем.
Социальная полшпика (управление персоналом). При описании социальной политики устанавливаются наиболее значимые факторы, зависящие от цели аудита:
• труд (определяетсяуровень занятости, природапредложенного труда, безопасность и защита занятости, внедрение инноваций, стабильность, политика продвижения, труд женщин и других социальноуязвимых категорий);
• вознаграждения (чаще всего оценивается относительный уровень вознаграждений, эволюция во времени, внутренняя структура вознаграждений, нижний уровень зарплаты и иерархическое распределение, виды вознаграждений);
• безопасность и улучшение условий труда (здесь выделяют два аспекта финансовые средства, вложенные в эту область, и оценка полученных результатов);
• профессиональное образование (объем, содержание, продолжительность, стоимость);
• информация (процедуры прохождения информации, собрания персонала, индивидуальные беседы и переговоры).
Глобальная диагностика. Па этой стадии аудита выявляются:
• соответствия и несоответствия между должностными характеристиками и проводимой политикой;
• связи и случайные нестыковки между различными сторонами социальной политики;
• принципиальные источники социальных рисков;
• зоны социальных сверхиздержек.