Анализ предпосылок развития межотраслевой диверсификации
Как было продемонстрировано в предыдущем параграфе, одной из наиболее значимых тенденций развития мировой экономики является углубление взаимодействия воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах, чему особенно активно способствует деятельность крупнейших корпораций. За последние десятилетия они стали основным структурным элементом экономики большинства отраслей и стран, ведущей силой их развития и повышения эффективности. Крупнейшие корпорации добились такого влияния, благодаря четкой постановке цели максимизации влияния на стратегически важных для них рынках. Важную роль в наращивании их мощи играют стратегические решения относительно дальнейшего развития компании, оптимизации сфер ее деятельности и положения среди конкурентов. Одной из таких корпоративных стратегий является диверсификация.
В экономической литературе встречается множество определений диверсификации. Дело в том, что диверсификация – такая экономическая категория, которую нельзя определить однозначно, поэтому важно раскрыть ее применительно к определенным обстоятельствам. Тем не менее, существует достаточно широкое определение диверсификации, которое можно принять за основу, хотя и с некоторыми оговорками.
Таким образом, диверсификация – это развитие производства или прирост его объемов за счет выпуска новой продукции для новых рынков и поиска более сильной позиции на них. Такое определение почти всегда оправдывает себя, однако оно не учитывает другие аспекты современных диверсифицированных предприятий. Среди них – способность фирмы «упорядочить» свой капитал и менеджмент, что предполагает кардинальные изменения в ее деятельности, по причине достижения максимальной прибыли, сильной конкуренции, а также способность обеспечить новое поле деятельности для менеджеров и возможности для дальнейшего роста[2].
Диверсификация означает вход компании в новую сферу производственных отношений, куда она может внести эффективный менеджмент или новый способ управления деятельностью фирмы. Конечно же, цель диверсификации – добиться в будущем повышения показателей эффективности при полном использовании ресурсов[3]. Диверсификация как форма организации производительных сил в рыночных условиях функционирования субъектов хозяйствования (организаций) получила большое распространение. В связи с общей тенденцией глобализации экономики в мире увеличиваются не только объемы, но и сферы (направления) диверсификации. В российской экономике накапливается свой опыт развития межотраслевой диверсификации. Изменения экономических, социальных и научно-технических условий работы организаций в России коренным образом меняют требования к управлению.
Решающим фактором для перехода предприятия на путь диверсификации является падение прибыльности на капитал, вложенный в традиционное производство. Выбор пути по диверсификации производства в основном зависит от финансового состояния и возможности развития в будущем и рыночных факторов и тенденций развития экономики страны в целом, так как привлекательность отраслей и их организаций различна в краткосрочном и долгосрочном периодах. Формы и темпы диверсификации постоянно меняются под влиянием внешних обстоятельств и в зависимости от выбора критериев развития каждой конкретного предприятия.
Диверсификация не может рассматриваться обособленно. Она зависит от общих форм и темпов развития экономики страны в целом. Имеется несколько определений понятия «диверсификация», по которым можно судить о ее сущности. В Советском энциклопедическом словаре дается следующее определение понятия «диверсификация»: «Диверсификация» (позднелат. Diversifcatio – изменение, разнообразие), расширение объектов деятельности, номенклатуры продукции, производимой монополистическими объединениями. Межотраслевая диверсификация – новое явление в развитых капиталистических странах, получившее развитие с середины 1950-х гг., связано с процессом концентрации на межотраслевом уровне и усилением внутренней неустойчивости капиталистического хозяйства. В результате межотраслевой диверсификации монополистические объединения превращаются в многосторонние комплексы, подразделения которых подчас не связаны между собой технологически».
Упрощенно можно сказать, что межотраслевая диверсификация – это обратный процесс специализации, который базируется на эффекте комбинирования и предполагает включение в состав деятельности[4] предприятия новых сфер деятельности и, чаще всего, с новыми формами бизнеса. После проведения мер по межотраслевой диверсификации в организации снижаются издержки производства и дополнительно проявляется синергетический эффект. После проведения межотраслевой диверсификации предприятие расширяет свою сферу деятельности, оно, в большинстве случаев, переходит в категорию крупной и высоко интегрированного предприятия. В своем развитии процесс межотраслевой диверсификации прошел ряд этапов.
Начало активной диверсификации производства в Европе и особенно в США относится к 1960-70 гг. При этом широко использовалась стратегия слияний и поглощений. Теоретически эти процессы обосновывались именно как проявление преимуществ крупномасштабного производства, синергического эффекта[5].
Таблица 1.3 – Эволюция диверсификации производства[6]
Эпохи исторического развития | Экономические предпосылки | Средства достижения целей производства | Преобладающая форма организации производства | Последствия |
Эпоха массового производства (до конца 20-х гг.) | Концентрация производства и централизация капитала в пределах отрасли | Создание товара для рынка. Снижение издержек производства | Специализация производства («чистые отрасли») | Создание товарных рынков |
Эпоха массового сбыта (до середины 50-х гг.) | Концентрация капитала в пределах отраслей. Товарная конкуренция Перенакопление капитала в пределах отраслей. Структурная конкуренция | Манипулирование набором товаров, используемых в определенной области Манипулирование набором отраслей (производство технологически взаимосвязанной продукции) Перелив капиталов в другие отрасли и сферы деятельности. Манипулирование набором отраслей и сфер деятельности | Горизонтальная дифференциация. Продуктовая (товарная) диверсификация. Вертикальная интеграция. Отраслевая диверсификация (набор отраслей) Многоотраслевая диверсификация (набор отраслей и сфер деятельности) | Преодоление границ товарных рынков Отраслевые рынки Преодоление границ отраслевых рынков. Национальные рынки |
Постиндустриальное общество | Перенакопление капитала в отдельных странах Критическая масса объемов производства в мировом масштабе Конкуренция между фирмами, деятельность которых оптимизирована в мировом масштабе | Экспорт капитала в другие страны. Регулирование мирохозяйственных связей Оптимизация прибыльности в пределах деятельности Стратегия глобальной оптимизации деятельности | Географическая диверсификация (набор стран). Международная интеграция Интернационализация производства Глобальная диверсификация | Преодоление границ национальных рынков. Региональные рынки. Эффект мультипликации на мировом уровне Преодоление границ региональных рынков |
Эпоха информационных и компьютерных технологий (с конца 1990-х гг.) | Мировая конкуренция | Глобальная оптимизация мирохозяйственных связей | Мировая экономика | Мировой рынок |
Наиболее диверсифицированными при этом оказались фирмы обрабатывающей промышленности. Если обратиться к статистике 200 лидирующих компаний в 1975 г., то 5 наиболее диверсифицированных фирм имели в среднем по 53 продуктовые линии; 22 из 200 крупнейших фирм имели по 21 или более; лишь 5 компаний работали всего с 1 линией[7], хотя в 1950 г. таких было 25. В таблице 1.3 показана эволюция соответствующих идей – от манипулирования набором товаров к манипулированию набором стран. Историю такой эволюции условно можно разделить на четыре этапа, и на каждом из них происходило становление таких основных элементов, как товарный набор; отраслевой набор; набор отраслей и сфер деятельности; набор стран[8]. Каждый последующий этап был шагом в достижении целей производства и отличался изменением приоритетов в развитии предпринимательской деятельности. Поскольку в России не было такого длительного пути диверсификации производства, который представлен в таблице 1.3, то следует ожидать, что процессы диверсификации в нашей стране будут включать сразу несколько характеристик процедур, присущих указанным в таблице эпохам. Принято межотраслевую диверсификацию разделять на: горизонтальную и вертикальную.
При горизонтальной межотраслевой диверсификации при производстве новых товаров преимущественно используются уже освоенные технологии. Выбор одного или другого направления диверсификации в значительной степени зависит от финансовых возможностей организации, развития экономики страны и отрасли, в которой работает организация, а также от избранной руководством организации стратегии ее развития. Характерным является то, что на первоначальных стадиях обычно используется направление межотраслевой диверсификации, при осуществлении которого налаживается использование отходов производства, наличных производственных мощностей, освоенной сферы сбыта продукции и т. д.
При использовании второго направления межотраслевой диверсификации значение основного производства ослабевает. В этом случае может оказаться, что основное производство, используемое для проведения межотраслевой диверсификации, становится второстепенным, и финансовые интересы вновь сформированной многопрофильной организации оказываются вне сферы старой деятельности. Использование данного направления межотраслевой диверсификации в России приводит к созданию таких организационных структур как холдинги и финансово-промышленные группы (ФПГ). И даже в том случае, когда вновь сформированные новые образования не называются по уставу как холдинги или ФПГ и регистрируются как открытые акционерные общества, однако они используют функции холдингов или ФПГ. В России их принято называть холдинги или ФПГ как «де-факто».
Классическое определение, данное в малом толковом словаре иностранных слов: «Холдинговая компания (компания держатель) – это компания, которая владеет контрольным пакетом акций каких-либо других предприятий с целью контроля и управления их деятельностью»[9]. В нем раскрывается суть классического понимания холдинга (с экономической точки зрения) – есть акционеры, владеющие акциями, которые либо сами управляют холдинговой структурой, либо доверяют управление общим бизнесом управляющей компании. В настоящее время все отечественные холдинги можно разбить на несколько условных групп по определенным признакам, таким как структура логистики, схема переработки и выпуска продукции и др. Рассмотрим их подробнее[10]:
§ Горизонтальные холдинги – объединение однородных бизнесов (энергетические компании, сбытовые, телекоммуникационные и пр.). Они представляют собой, по сути, филиальные структуры, которыми управляет головное (материнское) предприятие.
§ Вертикальные холдинги – объединение предприятий в одной производственной цепочке (добыча сырья, переработка, выпуск продуктов потребления, сбыт). Примеры: объединения, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции, металлов, нефтепереработкой.
§ Смешанные холдинги – наиболее сложный пример. В такой холдинг входят структуры, напрямую не связанные ни торговыми, ни производственными отношениями, как, например, российские банки, инвестирующие средства в какие-то предприятия. Их главная задача – куда-то вложить средства и затем их с выгодой своевременно изъять. По существу, это инвестиционные проекты.
Холдинговая структура нужна для того, чтобы в результате объединения хозяйствующих субъектов в бизнес-направления и бизнес-портфели достичь более стабильных и высоких экономических показателей за счет:
§ согласованного формирования и корректировки стратегических целей развития при решении операционных и финансовых задач;
§ консолидированного ведения финансового и бухгалтерского учета (в холдинговой структуре возможна типизация и стандартизация большинства процедур: документооборота, управления персоналом и пр.);
§ согласованной выработки управленческих решений в случае, если собрание акционеров не удовлетворено текущим развитием холдинга (т. е. на основе имеющихся отчетов о хозяйственной деятельности и анализа причин отклонений от желаемого результата принимать решения об управляющих воздействиях);
§ согласованного управления развитием. В результате создания холдинга образуется единый инвестиционный пул, предназначенный для перераспределения капитала на основе критериев корпоративной эффективности: поддержание убыточного в данный момент предприятия или же усиление приоритетных направлений, чтобы обеспечить всему холдингу увеличение прибыли.
Если можно не централизовать управленческие функции, то лучше этого не делать (поскольку это всегда дополнительные затраты). В то же время если за счет согласования целей удается достичь нового качества в бизнесе, то образование холдинга целесообразно. Но правильно оценить целесообразность – далеко не тривиальная задача. Что касается типов холдингов, то необходимо конкретизировать некоторые понятийные аспекты. Классификацию можно несколько трансформировать[11]:
§ Диверсифицированные холдинги (смешанные) – объединение несвязанных бизнесов. (Характерный пример из уже прозвучавших – когда банки скупают акции разных предприятий.)
§ Сбытовые холдинги (горизонтальные). В них действительно главное – единая логистика: единая система поставщиков и много сбытовых ячеек. Если ячеек много, то необходим норматив на создание новой сбытовой точки (и автоматизация должна его поддерживать). С точки зрения логистики, специфика холдинга в том, что получатель рассредоточен. Всегда есть остатки на складах сбытовых ячеек, и стоит задача их перераспределения. Возможна единая политика в отношении конкретного вида товара (реализуемая в виде скидок, подарков для клиентов и т. д.).
В данном случае централизация управления играет важную роль в выработке общей политики ликвидации остатков. Если холдинг желает все правильно консолидировать (в смысле налогов и управленческого учета), то в нем должен быть установлен единый стандарт на документооборот. Это позволит, в частности, вести единое маркетинговое исследование непосредственно в процессе продаж. (Особенно интересные результаты получаются именно тогда, когда сбытовых точек много. Можно выявить зависимость спроса от региона, местоположения, национальную специфику предпочтений.) При грамотном использовании этой агрегированной маркетинговой информации удается избежать остатков и неликвидов на складах. Это очень существенно для торговых холдингов. Таким образом, преимущества единой сети поставок и сбыта в том, что появляется возможность, во-первых, закупать товар у поставщиков по более низким ценам (совокупная скидка), во-вторых, вести единую сбытовую и маркетинговую политику и, в-третьих, гибко и оперативно перераспределять остатки на складах, не допуская образования неликвидов (экономия издержек).
Холдинги концернового типа (вертикальные). Они характеризуются объединяющей их цепочкой переделов от сырья до готового товара. В этом случае есть свои особенности:
§ предприятия передают друг другу свой продукт по себестоимости (нет смысла наживаться друг на друге);
§ по всей цепочке необходимо обеспечить сквозное управление качеством (вплоть до внедрения ISO 9000);
§ все предприятия концерна должны быть уравновешены по уровню оснащения производственных процессов, квалификации персонала и пр.
То есть одним из наиболее распространенных способов вхождения предприятий в диверсифицированные корпоративные объединения является организация холдинга. Реализация данной схемы позволяет четко урегулировать все проблемы в структуре собственности и системе взаимоотношений в иерархии корпорации. Наиболее существенным результатом стратегической диверсификации является решение задачи по изменению основных способностей (ключевых компетенций) диверсифицированной корпорации. Если в рамках бизнес-направления создана управляющая компания и все права собственности на субъекты бизнес-направления принадлежат возглавляющей его компании, тогда используется холдинговая схема собственности (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Холдинговая схема собственности
Если головная компания бизнес-направления, получает от управляющей компанией корпорации право пользования (управления), а права владения и распоряжения остаются у корпорации, то такая схема собственности называется является трастовой (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Трастовая схема собственности
Если в рамках направления бизнеса имеются несколько предприятий без четкой схемы соподчинения, то такая схема собственности является дифференцированной (рисунок 1.3). Реализация подобных схем позволяет на корпоративном уровне повысить эффективность всего процесса управления собственностью. Полезно отметить, что развитие межотраслевой диверсификации в России приводит не только к созданию новых эффективных субъектов хозяйствования, но и способствует осуществлению принятой к использованию в России стратегии реформирования экономики страны в целом. Мировой опыт указывает, что проблемы реформирования российской экономики лежат в сфере концентрации капитала и повышении эффективности его использования. Вместе с тем, остается проблема обеспечения естественных и неестественных монопольных образований.
Рисунок 1.3 – Дифференцированная схема собственности
К примеру, строительство как самостоятельная отрасль экономики страны относится к числу самостоятельных и фондообразующих отраслей. Оно во многом определяет темпы развития экономики страны, обеспечивает решение ряда важнейших социально-экономических задач. В России после приватизации собственности на месте большинства крупных строительно-монтажных трестов с их производственной базой в виде предприятий и цехов по производству строительных конструкций, переработки материалов, функционируют сравнительно небольшие и слабые в техническом и организационном отношении строительные организации, являющиеся в основном малыми организациями. Из общего числа зарегистрированных строительных организаций в стране свыше 95% относятся к числу малых, в которых работает до 100 чел. А из этих организаций более 70% имеют численность работающих до 50 чел. Сохранившаяся небольшая часть крупных организаций, преобразованных в акционерные общества, и строящие свои взаимоотношения с входящими в их состав организациями на экономических принципах и методах управления, нуждаются в организационном и техническом развитии и переоснащении.
Использование научного потенциала, достижений науки и техники – ключевое направление повышения эффективности строительного производства. Однако, пока отсутствуют достаточные источники финансирования, как научных разработок, так и процессов их реализации. В настоящее время практически все строительные, строительно-монтажные, монтажные организации, организации производственной базы капитального строительства (стройиндустрии), снабженческо-сбытовые организации, машинопрокатные, лизинговые, транспортные и другие организации, обслуживающие строительную отрасль, организационно не связаны между собой, за исключением лишь отдельных крупных производственных структур. Существенно увеличилась и доля хозяйственного способа строительства, при котором организацию процесса возведения, реконструкции, капитального ремонта зданий и сооружений осуществляет непосредственно сам инженер-застройщик. Строительством, как видом предпринимательской деятельности, также начинают заниматься организации других отраслей экономики.
С этих позиций стабильное развитие строительных организаций требует разработки и внедрения адекватных подходов и методов управления, адаптированных к современным условиям развития отрасли и, в том числе, диверсификации по различным направлениям. Из возможных четырех типов диверсификации в сфере строительства получают развитие следующие разновидности типов и их сочетания:
1) Это связанная диверсификация в малых строительных организациях;
2) Горизонтальная диверсификация в малых и крупных строительных организациях;
3) Несвязанная диверсификация в крупных строительных организациях;
4) Несвязанная диверсификация в крупных высоко-интегрированных многопрофильных объединениях юридических лиц (хозяйствующих субъектов) в форме финансово-промышленных групп и холдингов.
5) Диверсификация строительных организаций любого профиля, осуществляемая путем вложения средств в финансовые структуры, портфель которых уже достаточно диверсифицирован. Этот тип диверсификации также может быть использован в сочетании с другими.
После их анализа следует выделить два наиболее общих и характерных направления диверсификации строительной деятельности:
§ диверсификация, осуществляемая в основном с сохранением базовой технологии строительного производства (связанная и горизонтальная диверсификация);
§ диверсификация, осуществляемая путем миграции капитала не только за пределы своей организации, но и за пределы отрасли и даже страны, и создание новых сложных многопрофильных структур управления.
Безусловно, новыми и сложными являются методы оценки эффективности межотраслевой диверсификации и, в том числе, при диверсификации строительной деятельности. Целью оценки эффективности межотраслевой диверсификации является также рост прибыли (получение некоторого необходимого роста чистого дисконтированного дохода в расчетном периоде) и обеспечение финансовой устойчивости организации, т. е. избежать возникновения рисков, которые привели бы к нежелаемым результатам деятельности организации. В России и в зарубежной практике стали более широко использовать процедуры именно межотраслевой диверсификации.