Роль финансов в общественном воспроизводстве

Лекция 1.

Сущность и функции финансов

1. Сущность финансов и их функции.

2. Принципы функционирования финансов.

3. Роль финансов в воспроизводственном процессе.

4. Современные проблемы в области финансов.

Сущность финансов и их функции

Возникновение финансов связывают с Италией. Первоначально финансы обозначали денежный платеж.

Возникновение финансов произошло в условиях перехода от натуральных отношений к товарно-денежным и было тесно связано с возникновением государства и его развитием. По сути, отношения между распределением и перераспределением и есть финансы. Финансы являются категорией исторической, т.е. есть момент возникновения. Соответственно эта категория имеет развитие.

Финансы – совокупность денежных отношений по поводу распределение стоимости ВВП, доходов от внешней экономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируется доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач. Распределение осуществляется между государством и хозяйствующими субъектами.

Финансы отличаются от денег, как содержанием, так и выполняемыми функциями. Деньги – всеобщий эквивалент, тогда как финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП­, средства контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Признаки финансов:

1. Финансы выступают в качестве денежных отношений, возникающих по поводу образования, распределения, перераспределения, использования и накопления денежных средств.

2. Распределительных характер денежных отношений связан с движением реальных денег.

3. Движение денежных средств имеет, как правило, односторонний характер.

4. Финансы, как денежные отношения, имеют форму централизованных и децентрализованных денежных фондов.

5. Финансы выступают в качестве необходимого механизма воспроизводственного процесса в экономике.

6. Финансы являются одним из инструментов государственного управления, обеспечивающего выполнение государством его функций и задач.

Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления называются централизованными фондами. А денежные фоны, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств – децентрализованными фондами. В распределение ВВП участвует и население, получая свою долю в форме заработной платы, предпринимательского дохода, дивидендов и иных форм перераспределения. Помимо этого, население участвует в формировании централизованных фондов денежных средств посредством налогов и других обязательных платежей.

Главными отличительными признаками финансов, как экономической категории, являются их денежный и распределительный характер. Финансовые отношения возникают в следующих случаях:

1. При формировании и использовании общегосударственных фондов денежных средств;

2. При перераспределении временно свободных финансовых ресурсов между экономически зависимыми собственниками на основе спроса и предложения;

3. В процессе инвестиционной деятельности;

4. В связи с формированием и использованием страховых фондов;

5. В связи с формированием и использованием доходов и накоплений организаций и домашних хозяйств и прочее.

В результате финансовых отношений у всех субъектов рынка формируются финансовые ресурсы.

Лекция 2.

Функции финансов

Сущность финансов, как экономической категории, проявляется в их функциях. Основными функциями финансов являются распределительная и контрольная функция (регулирующая, стимулирующая, воспроизводственная).

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП. Стоимость ВВП распадается на первичные доходы (Прибыль, доходы от собственности, косвенные налоги, заработная плата, смешанные доходы) и амортизацию. Которые образуют в первую очередь финансовые ресурсы организации, государства и домохозяйств. В процессе формирования доходов, участвуют также и поступления от внешнеэкономической деятельности. Процесс перераспределения затрагивает движение денежных средств между экономическими субъектами.

В процессе распределения и перераспределения участвует и часть национального богатства (накопления прошлых лет – сбережения, амортизация [на уровне организаций]).

Процесс перераспределения происходит не только между субъектами экономики, но и между уровнями государственной власти и местного самоуправления (МСУ), между организациями отдельных различных сфер и видов деятельности. Между территориями и отраслями, внутри отрасли, между отдельными социальными группами. Распределение осуществляется и во времени.

Контрольная функция.Основу данной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Контроль осуществляется за распределением денежных средств на макро и микроуровне и эффективностью расходования в соответствии с определенными целями. Контроль ведется на основе финансовых показателей, содержащихся в оперативной, финансовой (бухгалтерской) и статистической отчетности.

Финансовые показатели комплексно характеризуют экономические явления и процессы. Присущее финансам свойство контроля используется контролирующими структурами при осуществлении государственного, независимого и внутрихозяйственного контроля. Контрольная функция финансов действует одновременно с распределительной.

Функционирование финансов базируется на следующих базовых принципах:

1. Принцип федерализма предполагает гармоничное сочетание интересов в сфере финансов на федеральном и территориальном уровнях

2. Принцип единства финансов

3. Принцип равноправия субъектов Российской Федерации в сфере финансовых отношений

4. Принцип сбалансированности – предполагает соответствие доходов и расходов, своевременное исполнение денежных обязательств. (Доходная и расходная части должны быть уравновешены).

5. Принцип целевой направленности

6. Принцип диверсификации источников финансирования и вложения ресурсов (необходимо использовать различные источники финансовых ресурсов, диверсификация вложений – для минимизации рисков «Не храни яйца в одной корзине»)

7. Принцип стратегической ориентированности финансов – предполагает разработку долгосрочных программ развития финансов.

8. Принцип открытости и прозрачности - связан с обеспечением гласности и доступности финансовой информации.

9. Принцип разграничения полномочий и предметов ведения в области финансовой деятельности между законодательной, исполнительной и судебной властями.

10. Принцип научного подхода к организации финансов

11. Принцип эффективности и рациональности

12. Принцип управляемости финансовыми потоками – предполагает недопустимость теневых финансовых потоков, своевременное и надлежащее исполнение финансовых обязательств.

Роль финансов в общественном воспроизводстве

Процесс воспроизводства включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений.

Воспроизводство осуществляется с использованием денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в процессе общественного воспроизводства принадлежит финансам организаций и государственным финансам. На стадии распределения воспроизводственного процесса возникают финансовые и кредитные формы и отношения, составляющие суть финансов.

Роль финансов:

1. Оптимизация процесса воспроизводства рабочей силы, средств и предметов труда

2. Преодоление фиаско (краха) рынка, связанного с неравным распределением доходов

3. Ускорение процесса формирования капитала

4. Обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для решения возложенных на него задач

В современной России наиболее острыми проблемами в области финансов являются:

1. Обеспечение реального сектора экономики необходимыми финансовыми и кредитными ресурсами

2. Достижение сбалансированности бюджета всех уровней, также и государственных внебюджетных фондов

3. Совершенствование налоговой системы

4. Повышение эффективности использования государственной, муниципальной и частной собственности

5. Укрепление (совершенствование) финансового контроля

6. Развитие системы страхования (и на государственном уровне в том числе)

7. Активное вовлечение сбережений населения в денежный оборот

8. Интеграция в мировую финансовую систему на равноправной основе

Лекция 3.

Финансовая система РФ

1. Сущность и понятия

2. Структура финансовой системы РФ

Елена Валентиновна Маркина:

Финансовая система – это совокупность объективно существующих финансовых отношений в обществе.

Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются фонды денежных средств.

Ковалев:

Финансовая система – форма организации между всеми субъектами воспр. процессы по поводу распределения и перераспределения ВВП.

Американский ученый Ван Хорн определил финансовую систему, как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги правительству, фирмам, гражданам. Это и есть институциональный подход к определению финансовой системы.

В итоге, в зависимости от классификационного признака используемого авторами состав финансовой системы представляется неоднозначно.

Мы рассмотрим 2 примера: составы финансовой системы под редакцией Ковалева и затем Маркиной.

В учебном пособии под редакцией Маркиной таким признаком является роль субъекта в в воспроизводственном процессе, в соответствии с этим финансовые отношения подразделяются на 2 большие группы, называемые сферами – финансы субъектов хозяйствования и финансы органов государственной власти и МСУ. В свою очередь данные сферы включают ряд звеньев (в первом случае финансы коммерческих организаций, некоммерческих организаций, а также финансы индивидуальных предпринимателей). (Сфера финансов ОГВ и МСУ включает Бюджеты органов государственной власти и МСУ, а также государственные внебюджетные фонды – пенсионный, обязательного медицинского страхования и социального страхования).

(СХЕМА)

Ковалев в основу кладет методы формирования доходов экономических субъектов и соответственно финансовую систему представляет сферами централизованых и децентрализованых финансов, которые в свою очередь подразделяются на подсистемы, а те на звенья. Сфера централизованых финансов включает в себя: государственные и муниципальные финансы, а также государственные и муниципальные кредитные средства…

(СХЕМА)

Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения задач и функций государства. Государственные финансы получают федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

По месту, занимаемому в финансовой системе, федеральный бюджет представляет собой финансовый план государства. Материальные основы федерального бюджета – ни что иное, как денежные средства.

По социально-экономической сущности бюджет представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВВП.

Государственные внебюджетные фонды – форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения

Государственный кредит (в т.ч. муниципальный) – представляет собой совокупность экономических отношений, в которых государство выступает в роли заемщика, кредитора, либо гарантом по кредиту. Отсюда различают 3 формы:

1. Государственные займы

2. Бюджетные ссуды или бюджетные кредиты

3. Условный государственный кредит

Финансовые организации и домохозяйства- совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного производства.

Данная совокупность представляет собой децентрализованные фонды денежных средств. В составе финансов домохозяйств выделяют финансы индивидуальных предпринимателей и финансы других физических лиц.

Финансовые ресурсы

  1. Определение понятия и состава финансовых ресурсов.
  2. Источники и виды хозяйственных ресурсов в субъектах хозяйствования
  3. Источники и виды финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления.

Финансовые ресурсы – это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования, органов государственной власти, местного самоуправления. Используются ими на цели расширенного воспроизводства, социальные нужды, материальное стимулирование работающих, удовлетворения иных общественных потребностей.

Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств находящихся в распоряжении населения государства, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов.

К источникам формирования финансовых ресурсов принято относить стоимость валового внутреннего продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Виды финансовых ресурсов – те конкретные формы доходов поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения.

Наши рекомендации