Затраты на производство и реализацию продукции и другие расходы корпораций
Общая характеристика затрат корпораций. Классификация затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и пути их снижения.
Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции – важнейший качественный показатель, позволяющий сравнивать экономическую эффективность ее изготовления в различных производственных условиях, проводить оценку применяемых технических, технологических, организационных методов и приемов, используемого сырья, материалов, топлива, энергии и других ресурсов и факторов производства.
В зависимости от периода, для которого исчисляется себестоимость, она бывает плановой, рассчитанной на будущий период, и фактической, исчисленной по фактическим расходам за отчетный период. По объему учитываемых затрат различают производственную себестоимость, включающую только затраты на производство продукции, и полную себестоимость, объединяющую производственную себестоимость и затраты на реализацию, т.е. коммерческие расходы.
Затраты на производство продукции группируются по двум принципам.
По элементам затрат в соответствии с их экономическим содержанием. Все затраты объединяются в обособленные группы вне зависимости от того, где они произведены. К элементам затрат относятся:
- материальные затраты – стоимость приобретенных со стороны сырья и материалов, полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера, топлива и энергии. Из стоимости сырья и материалов исключается стоимость возвратных отходов, под которыми понимаются остатки сырья и материалов, полностью или частично утратившие исходные потребительские качества;
- затраты на оплату труда – выплаты заработной платы за фактически выполненную работу, премии за производственные результаты, компенсирующие выплаты (включая социальный налог);
- амортизация основных фондов – сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов за отчетный период;
- прочие затраты – налоги, сборы, отчисления в страховые фонды, затраты на командировки, охрану, подготовку кадров, оплата услуг связи, амортизация нематериальных активов, отчисления в ремонтный фонд.
По статьям затрат в соответствии с местами их возникновения. Этот метод предполагает группировку всех затрат предприятия по статьям, указывающим, где эти затраты произведены. Поэтому затраты по одному и тому же экономическому элементу разбиваются в соответствии с классификационными признаками статей. К статьям затрат относятся:
- сырье и основные материалы, покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий, использованные для непосредственного производства продукции и входящие в ее состав;
- топливо и энергия на технологические цели;
- основная заработная плата производственных рабочих;
- дополнительная заработная плата производственных рабочих, полученная за не проработанное время: оплата отпусков, выполнения государственных обязанностей и т.д.;
- отчисления во внебюджетные фонды с заработной платы (социальный налог, соц. отчисления);
- расходы на подготовку и освоение производства продукции;
- расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;
- общепроизводственные (цеховые) расходы: на содержание производственных зданий, сооружений, на оплату труда управленческого персонала цехов;
- общехозяйственные расходы: на содержание зданий, лабораторий, на оплату труда управленческого персонала администрации и другие расходы.
Сумма расходов по вышеперечисленным статьям составляет производственную себестоимость продукции.
Добавление к производственной себестоимости коммерческих расходов образует полную себестоимость продукции.
Группировка затрат по экономическим элементам позволяет контролировать использование ресурсов без подразделения на виды и направления расходов, группировка по статьям затрат позволяет определить направление, место и вид продукции, по которым были произведены затраты.
В зависимости от взаимодействия с изменением объема производства затраты делятся на постоянные и переменные.
Условно-переменные расходы – это затраты, непосредственно связанные с производством конкретных видов продукции. Эти расходы в силу своей определенности нормируются на единицу продукции. Их размер увеличивается или уменьшается в относительно пропорциональном соответствии с изменением объема выпуска продукции.
Условно-постоянные расходы – это затраты, абсолютная величина которых не находится в прямой зависимости от объема производства продукции. К таким затратам можно отнести расходы на содержание оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
В расходы по реализации товаров (работ, услуг) включаются:
1) заработная плата работников отдела сбыта (торговли) предприятия;
2) отчисления от заработной платы работников отделасбыта (торговли) по установленным законодательством нормам — органам социального и медицинскогострахования;
3) расходы по страхованию имущества предприятия, обслуживающего процесс сбыта товаров и самих товаров;
4) расходы по командировкам работников отдела сбыта(торговли);
5) амортизация основных средств, обслуживающих процесс реализации товаров;
6) расходы по содержанию основных средств, используемых при обслуживании процесса реализации;
, 7) транспортировка грузов до пункта, обусловленногодоговором. Погрузочно-разгрузочные работы;
8) расходы по изучению рынков сбыта и продвижению
товара на рынок (затраты на маркетинг);
9) расходы по рекламе;
10) затраты на тару и упаковку продукции на складахпредприятия (за исключением случаев, когда условиями договора предусмотрен отпуск продукции без затаривания и упаковки или стоимость тары включают всостав себестоимости продукции, оприходованной насклад);
11) комиссионные сборы или отчисления, уплачиваемыесбытовым организациям за реализацию продукции поустановленным договорам;
12)биологические потери при хранении и транспортировке продукции в пределах норм естественной убыли, относящиеся к реализованной в течение года продукции;
13)прочие расходы, связанные со сбытом товаров.