Основы риск - менеджмента, его организация

Риск-менеджмент - в широком смысле - процесс выявления и оценки рисков, а также выбор методов и инструментов управления для минимизации риска. Риск менеджмент включает:
- идентификацию, анализ и оценку рисков;
- превентивную разработку программы мероприятий по ликвидации последствий кризисных ситуаций;
- разработку механизмов выживания;
- создание системы страхования;
- прогнозирование развития предприятия с учетом возможного изменения конъюнктуры и другие мероприятия.

Риск-менеджмент - в узком смысле - вид услуг, оказываемых брокерскими фирмами, страховыми и перестраховочными компаниями своим клиентам.

Структурные элементы риск-менеджмента.

Структурные элементы риск-менеджмента :
- идентификация риска;
- оценка риска;
- контроль за риском;
- финансирование риска - денежные расходы на риск-менеджмент.

Эффективное управление рисками позволяет:

· своевременно идентифицировать возможности возникновения неблагоприятных ситуаций и нивелировать их последствия, своевременно предпринимая необходимые меры;

· снижать неопределенность при прогнозировании будущих результатов деятельности организации, учитывая в процессе принятия решений не только возможные выгоды, но и потенциальные опасности;

· улучшать практику корпоративного управления, повышая тем самым инвестиционную привлекательность бизнеса.

Организация риск-менеджмента

Она представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в единой технологии процесса управления риском.

Первым этапом организации риск-менеджмента является опре­деление цели риска и цели рисковых вложений капитала. Цельриска - это результат, который необходимо получить. Им может быть выигрыш, прибыль, доход и т.п. Цель рисковых вложений капитала - получение максимальной прибыли.

Любое действие, связанное с риском, всегда целенаправленно, так как отсутствие цели делает решение, связанное с риском, бес­смысленным. Цели риска и рисковых вложений калитка должны быть четкими, конкретизированными и сопоставимыми с риском и капиталом.

Следующим важным моментом в организации риск-менедж­мента является получение информации об окружающей обстанов­ке, которая необходима для принятия решения в пользу того или иного действия. На основе анализа такой информации и с учетом целей риска можно правильно определить вероятность наступле­ния события, в том числе страхового события, выявить степень риска и оценить его стоимость.

Под стоимостью риска следует понимать фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение величины этих убытков или затраты по возмещению таких убытков и их последствий. Правильная оценка финансовым менеджером действительной стоимости риска позволяет ему объективно представлять объем возможных убытков и наметить пути к их предотвращению или уменьшению, а в случае невозможности предотвращения убытков обеспечить их возмещение.

На основе имеющейся информации об окружающей среде, ве­роятности, степени и величине риска разрабатываются различные варианты рискового вложения капитала и проводится оценка их оптимальности путем сопоставления ожидаемой прибыли и вели­чины риска.

На этом этапе организации риск-менеджмента главная роль принадлежит финансовому менеджеру, его психологическим ка­чествам. Об этом подробнее будет рассказано в следующей главе.

При разработке программы действия по снижению риска необ­ходимо учитывать психологическое восприятие рисковых реше­ний. Принятие решений в условиях риска является психологичес­ким процессом. Поэтому наряду с математической обоснованнос­тью решений следует иметь в виду проявляющиеся при принятии и реализации рисковых решений психологические особенности человека: агрессивность, нерешительность, сомнения, самостоя­тельность, экстраверсию, интроверсию и др.

Одна и та же рисковая ситуация воспринимается разными людьми по-разному. Поэтому оценка риска и выбор финансового решения во многом зависит от человека, принимающего реше­ния.

Экстраверсия - есть свойство личности, проявляющееся в ее направленности на окружающих людей, события. Она выражается в высоком уровне общительности, живом эмоциональном откли­ке на внешние явления.

Интроверсия - это направленность личности на внутренний мир собственных ощущений, переживаний, чувств и мыслей. Для интровертивной личности характерны некоторые устойчивые особенности поведения и взаимоотношений с окружающими, опора на внутренние нормы, самоуглубленность. Суждения, оценки интравертов отличаются значительной независимостью от внешних факторов, рассудительностью. Обычно человек совме­щает в определенной пропорции черты экстраверсии и интроверсии.

Неотъемлемым этапом организации риск-менеджмента являет­ся организация мероприятий по выполнению намеченной про­граммы действия, т.е. определение отдельных видов мероприя­тий, объемов и источников финансирования этих работ, конкрет­ных исполнителей, сроков выполнения и т.п.

Важным этапом организации риск-менеджмента являются кон­троль за выполнением намеченной программы, анализ и оценка результатов выполнения выбранного варианта рискового реше­ния.

Организация риск-менеджмента предполагает определение ор­гана управления риском на данном хозяйственном субъекте. Ор­ганом управления риском может быть финансовый менеджер, ме­неджер по риску или соответствующий аппарат управления: сек­тор страховых операций, сектор венчурных инвестиций, отдел рисковых вложений капитала и т.п. Эти секторы или отделы яв­ляются структурными подразделениями финансовой службы хо­зяйствующего субъекта.

Отдел рисковых вложений капитала в соответствии с уставом хозяйствующего субъекта может осуществлять следующие функ­ции:

 проведение венчурных и портфельных инвестиций, т.е. рис­ковых вложений капитанов в соответствии с действующим за­конодательством и уставом хозяйствующего субъекта;

 разработка программы рисковой инвестиционной деятель­ности;

 сбор, обработка, анализ и хранение информации об окружаю­щей обстановке;

 определение степени и стоимости рисков, стратегии и при­емов управления риском;

 разработка программы рисковых решений и организация ее выполнения, включая контроль и анализ результатов;

 осуществление страховой деятельности, заключение догово­ров страхования и перестрахования, проведение страховых и перестраховых операций, расчетов по страхованию;

 разработка условий страхования и перестрахования, установ­ление размеров тарифных ставок по страховым операциям;

 выполнение функции аварийного комиссара, выдача гаран­тии по поручительству российских и иностранных страховых компаний, возмещение убытков за их счет, поручение другим лицам исполнение аналогичных функций за рубежом;

 ведение соответствующей бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности по рисковым вложениям капитала.

Наши рекомендации