Основы риск-менеджмента в предпринимательской деятельности

В основе риск-менеджмента лежит понятие риска как случайного события. Событие – это происшествие или случай, имеющий внутренний или внешний источник по отношению к организации и оказывающий влияние на достижение поставленных целей. Влияние событий может быть положительным, отрицательным или смешанным. События, отрицательно влияющие на деятельность организации, представляют собой риски, которые мешают созданию или ведут к снижению стоимости корпорации.

Риск вне деятельности не существует.

Риск – это сложное явление, имеющее множество несовпадающих, а иногда противоположных реальных основ. Это объясняет существование нескольких определений риска с разных точек зрения.

Можно рассматривать следующие подходы к определению риска:

- с позиций финансовых результатов (бизнеса);

- с точки зрения возможных отклонений от планируемого хода событий (проекты);

- позиций возможности наступления неблагоприятного события (страхование).

Основные моменты, которые являются характерными для рисковой ситуации, – это:

- наличие неопределенности;

- наличие альтернативных решений;

- возможность определить вероятности исходов и ожидаемые результаты;

- вероятность возникновения убытков;

- вероятность получения дополнительной прибыли.

В ситуации риска неизвестно, какой из возможных вариантов развития событий будет реализован на практике, но существует возможность качественно и количественно определить вероятности того или иного варианта. В этом и заключается различие между риском и неопределенностью.

Осознанное принятие управленческого решения базируется на информации, имеющейся в распоряжении ответственного лица. Выделяют две крайние ситуации: полное неведение об объекте, в отношении которого принимается решение, и полное знание. Между этими двумя ситуациями находятся ситуации, в которых обычно и приходится работать лицу, принимающему решения.

Таким образом, принятие решения может осуществляться в одной из следующих ситуаций:

1. В условиях определенности – когда можно с приемлемой точностью предсказать однозначно трактуемые последствия принятого решения.

2. В условиях риска – возможны различные варианты развития событий, однако значения исходов и вероятности их появления поддаются количественной оценке.

3. В условиях неопределенности – когда не могут быть перечислены все возможные исходы и заданы их вероятности.

4. При возникновении конфликта – когда принятий решений осложняется не только и не столько возможностью проявления действия некоторых случайных факторов, сколько необходимостью учета безусловного, осознанного и активного противодействия нескольких заинтересованных сторон, имеющих целью извлечение из данной операции выгоды, причем число этих сторон, их информационные и другие ресурсы и возможности могут быть заранее не известны другим участникам операции.

Наиболее распространенной считается ситуация риска. Риск порождается неопределенностью среды предпринимательства и ограниченностью ресурсов.

Неопределенность возникает за счет следующих причин:

- неполнота и недостоверность информации, поступающей из среды;

- ограниченная способность воспринимать и перерабатывать поступающую информацию;

- случайность появления некоторых событий;

- противодействие участников рынка.

Под субъектом рисковой деятельности следует понимать руководство субъекта экономики, его менеджмент, коллектив или конкретное ЛПР при принятии управленческих решений о выборе той или иной альтернативы, связанной с деятельностью субъекта экономики.

Под объектом исследования риска и неопределенности понимается ресурс (материальный и нематериальный), изменение которого (в большую или меньшую сторону) возможно при возникновении рисковой ситуации. Это могут быть политические, социальные, экономические, технические системы и отношения, а также внешняя среда. Объектом управления в риск-менеджменте выступают рисковые вложения капитала и экономические отношения между субъектами при реализации риска.

Риск-менеджмент по экономическому содержанию представляет собой систему управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.

Риск-менеджмент выполняет ряд функций, среди которых различают два типа: функции объекта управления и функции субъекта управления.

К функциям объекта управления относится организация:

- разрешения риска;

- рисковых вложений капитала;

- работы по снижению величины риска;

- процесса страхования рисков;

- экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса.

К функциям субъекта управления относятся:

- прогнозирование – разработка на перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Особенностью прогнозирования является альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая разные варианты развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций;

- организация – объединение людей, совместно реализующих программу рискового вложения капитала на основе определенных правил и процедур, к которым относятся: создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и пр.;

- регулирование – воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает главным образом текущие мероприятия по устранению возникших отклонений;

- координация – согласованность работы всех звеньев системы управления риском, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника;

- стимулирование – побуждение финансовых менеджеров и других специалистов к заинтересованности в результате своего труда;

- контроль – проверка организации работы по снижению степени риска.

Для понимания природы предпринимательского риска фундаментальное значение имеет связь риска и доходности. Чем выше риск, тем выше должна быть требуемая доходность.

Поскольку на деятельность любой корпорации непосредственно или потенциально влияют риски различной природы, необходима их классификация.

С точки зрения управления рисками важно разделение рисков на чистые и спекулятивные.

Чистые риски связаны со случайными событиями, влекущими за собой только неположительные последствия: убытки или ситуацию, при которой положение остается тем же самым, не улучшается. К ним относятся природно-естественные, экологические, транспортные, имущественные, производственные риски, а также частично политические. Чистые риски могут страховаться.

Спекулятивные риски предполагают возможность получения как негативных, так и положительных результатов. К ним относятся в основном все финансовые риски (в узком смысле слова), связанные с вложением денежных средств. Спекулятивные риски в сильной степени зависят от субъективных поведенческих факторов.

По степени финансовых последствий, которые порождает риск, риски делятся на допустимые, критические и катастрофические.

Допустимые риски приводят к убыткам, сопоставимым с уровнем прибыли.

Критические риски приводят к убыткам, размер которых сопоставим с потерей выручки.

Катастрофические риски приводят к потере платежеспособности предприятия и его банкротству.

С точки зрения значимости для организации различают статический и динамический риски.

Динамический риск – это риск случайных колебаний результатов деятельности (и в лучшую, и в худшую сторону), не способных значимо повлиять на жизнеспособность организации.

Статический риск – это риск возникновения событий, ситуаций, в результате которых под угрозу ставится дальнейшая деятельность компании, жизнеспособность отдельных направлений деятельности, отдельных проектов.

В отношении отображения рисков в модели рисков различают систематический и несистематический риски.

Систематический риск – связан с факторами, рассматриваемыми как значимые в рамках некоторой модели.

Несистематический риск – связан с факторами, которые рассматриваются как незначимые в рамках некоторой модели.

С точки зрения оценок рисков операции, финансового инструмента вне и внутри некоторой деятельности, портфеля различают собственный и предельный риски.

Собственный риск – оценка риска отдельной операции, финансового инструмента отдельно от контекста проведения операции или портфеля, в который входит финансовый инструмент.

Предельный риск – величина, на которую изменится оценка риска деятельности, портфеля в целом при добавлении в них оцениваемой операции или финансового инструмента.

С точки зрения возможности влияния со стороны лица, принимающего решение (ЛПР), различают управляемые и неуправляемые риски.

Управляемые риски – риски, поддающиеся воздействию и регулированию со стороны ЛПР.

Неуправляемые риски – риски, не поддающиеся воздействию и регулированию со стороны ЛПР.

При движении от частного к общему, различают следующие риски:\

Производственные риски – связаны непосредственно с деятельность предприятия.

Коммерческие риски – вызваны неполной предсказуемостью динамики рынка, т.е. действий потребителей и конкурентов.

Финансовые риски – определяются макроэкономической ситуацией.

Управление рисками

В рыночной экономике основным принципом менеджмента является не максимизация прибыли, а успешное элиминирование влияния рисковых ситуаций, что в перспективе обеспечивает наибольшую финансовую устойчивость. Поэтому в экономике многих стран предприятия в своей деятельности часто используют связанные с риском производственные стратегии.

Чтобы оперативно реагировать на любые значимые изменения в условиях функционирования, предприятие должно сформировать систему управления, основанную на так называемом предпринимательском стиле поведения. Для этого в общую систему управления предприятием включается система управления рисками (риск-менеджмент).Последняя включает две подсистемы: управляющую (субъект управления) и управляемую (объект управления). Объектом управления в риск-менеджменте является собственно риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между субъектами предпринимательства в процессе реализации риска. Это отношения между предприятием и банком (заемщиком и кредитором), предприятием и страховой компанией (страхователем и страховщиком), между предприятием, предприятиями-поставщиками и предприятиями-потребителями, между предприятием и его конкурентами и пр. Субъект управления в риск-менеджменте – это группа руководителей и специалистов, которая посредством различных приемов и способов осуществляет целенаправленное воздействие на объект управления.

Организация риск-менеджмента предполагает определение органа управления риском на данном предприятии. Это может быть финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующие подразделения в финансовой службе предприятия. В любом случае эта деятельность должна быть подкреплена соответствующими регламентами, положениями и организационно-распорядительными документами, определяющими для данного предприятия правила и периодичность проведения анализа риска, способы сбора и хранения необходимой для анализа информации, порядок представления руководству антирисковых рекомендаций и контроля за их исполнением и т. п.

Организация управления риском представляет собой систему взаимосвязанных в единую технологию процессов управления, которую можно представить в виде схемы (рис. 4.1).

Процесс управления риском может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляемой и управляющей подсистемами. При этом получение надежной и достаточной информации имеет особенно большое значение, так как только она позволяет принять правильное решение о действиях в условиях риска. Эта информация включает осведомленность о вероятности ущерба, наличии и величине спроса на товары и капитал, финансовой устойчивости и платежеспособности клиентов, партнеров и конкурентов, ценах, курсах и тарифах (в том числе на услуги страховщиков), условиях страхования, дивидендах и процентах и т.п.

Основы риск-менеджмента в предпринимательской деятельности - student2.ru

Рис. 4.1. Организация управления риском

Все источники информации, которые могут использоваться субъектом управления, можно подразделить на учетные и внеучетные. К первым относятся бухгалтерский учет и отчетность, налоговый учет и отчетность, статистический учет и отчетность, оперативный учет и отчетность, управленческий учет и отчетность, выборочные учетные данные. К внеучетным источникам можно отнести: материалы различных ревизий; внешнего и внутреннего аудита; лабораторного и врачебно-санитарного контроля; налоговых проверок; собраний акционеров, совета директоров, правления, комиссий по трудовым спорам, производственных совещаний; объяснительных и докладных записок сотрудников; переписки предприятия с вышестоящими и контролирующими организациями; материалы проведенных социологических исследований, в том числе экспертных опросов и др.

Стратегия и тактика управления рисками

Риск-менеджмент, рассматриваемый обычно как система управления риском и экономическими (прежде всего финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, включает стратегию и тактику управленческих действий. Под стратегией управления понимаются направления и способы использования средств для достижения поставленной цели. В соответствии со стратегией выбираются варианты управленческих решений и концентрируются усилия на осуществлении этих вариантов. При достижении поставленной цели определенная стратегия утрачивает свое значение. Новые цели требуют разработки новой стратегии. Тактика– это конкретные приемы и методы, которые служат достижению поставленной цели в реальных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения, приемов и методов управления, наиболее соответствующих конкретной хозяйственной ситуации.

В таблице 4.1. представлена классификация основных методов управления риском предприятий. Эти методы в конечном счете способствуют снижению общей величины предпринимательского риска предприятия. Часть из перечисленных методов гарантирует снижение риска в перспективе, часть – немедленно. Отдельные методы можно охарактеризовать как меры прямого воздействия на величину и вероятность реализации риска, другие – как меры опосредованного (косвенного) воздействия.

Таблица 4.1.

Классификация методов управления риском

Методы предупреждения риска Методы избежания риска Методы локализации риска Методы диверсификации риска Методы снижения экономических последствий риска
Приобретение необходимой информации о риске   Стратегическое планирование деятельности предприятия   Активный целенаправленный маркетинг   Прогнозирование развития внешней среды   Обучение персонала и его инструктаж   Осуществление предупредительных мероприятий (противоаварийных, противопожарных и т.п.) Отказ от ненадежных партнеров   Поиск гарантов   Отказ от рисковых проектов   Консервация имущества   Консервация имущества Создание дочерних предприятий для реализации рисковых проектов   Создание специальных (с обособленным балансом) структурных подразделений   Заключение договоров совместной деятельности для реализации рисковых проектов Распределение рисков между участниками отдельных проектов (соисполнителями)   Диверсификация сбыта и поставок   Диверсификация инвестиций   Диверсификация видов деятельности   Распределение риска во времени Лимитирование   Самострахование (создание запасов и резервирование)   Взаимное страхование   Страхование

В российской хозяйственной практике наиболее распространены методы избежания и локализации риска. Этими методами пользуются руководители многих производственных предприятий, которые отказываются от услуг ненадежных посредников, стараются не расширять круг партнеров, работать только с надежными контрагентами. Сдаче в аренду неиспользованных площадей и оборудования они предпочитают их консервацию, страхованию – поиск гарантов.

Хозяйствующие субъекты, использующие методы избежания риска отказываются от инновационных и иных проектов, эффективность которых вызывает хотя бы незначительные сомнения. Метод «поиска гарантов» широко применяется как мелкими, так и крупными предприятиями. При этом первые используют гарантии различных фондов (поддержки малого предпринимательства, рыночных реформ и т.д.), вторые – органов государственного и муниципального управления. Выдача подобных гарантий в определенной мере способствует развитию коррупции и не заинтересовывает предприятия в принятии мер по снижению риска.

Методы локализации риска позволяют предприятию выделить наиболее финансово опасный этап или участок деятельности в обособленное структурное подразделение или дочернюю фирму (обычно малое предприятие). Этот метод также допускает реализацию рисковых инвестиционных и инновационных проектов через механизм договоров о совместной деятельности. Производственные предприятия применяют методы локализации риска через выделение в самостоятельные дочерние предприятия своих торговых отделов (развившихся в силу необходимости реализации товаров, полученных по бартеру), транспортных и ремонтно-строительных подразделений.

Методы диверсификации риска представляют собой более гибкие, но во многих случаях трудноприменимые инструменты управления, находящиеся в определенном противоречии с методами избежания риска (так, диверсификация поставок и сбыта возможна при распределении поставок между многими потребителями, взаимодействии со многими поставщиками, что объективно приводит к расширению числа контрагентов предприятия).

Ограничение риска.Основными приемами ограничения и снижения экономических последствий являются лимитирование, самострахование и страхование. Лимитирование(установление предельных сумм расходов по одной сделке, норм инвестирования в один объект, пределов компетенции в принятии финансовых решений отдельными работниками и т. п.) должно применяться для снижения возможных экономических последствий реализации риска, особенно при достаточно сложной и разветвленной структуре управления крупными объектами, имеющими филиалы и дочерние структуры.

Самострахование– это, по существу, страхование, проводимое внутри предприятия. В этом случае на предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов и комплектующих, резервные фонды денежных средств, формируются планы их использования в кризисных ситуациях, не задействуются свободные мощности, создается база данных о возможных поставщиках и покупателях, заключивших с предприятием договоры о намерениях к сотрудничеству. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-хозяйственной деятельности.

Страхованиечасто рассматривается в литературе как основной прием риск-менеджмента. Однако, по своей сущности, страхование не может быть альтернативой другим мерам, направленным на снижение риска деятельности предприятия. Его сложившееся исторически (и определенное логически) предназначение – завершать систему внутрифирменного (внутрипроизводственного) риск-менеджмента.

В управлении рисками предприятий следует различать два относительно автономных блока действий – организация борьбы непосредственно с опасностями (рисками) и организация борьбы с экономическими последствиями реализации этих опасностей (рисков). Борьба с опасностями с технической точки зрения может носить характер предупреждения (превенции) и пресечения (репрессии). На предупреждение опасностей направлены такие действия, как приобретение (сбор) и анализ необходимой информации о риске, прогнозирование развития внешней среды, активный маркетинг и стратегическое планирование деятельности предприятия, обучение персонала и его инструктирование, увольнение некомпетентных сотрудников, осуществление противоаварийных, противопожарных и других предупредительных мероприятий. Поскольку превентивная деятельностьпозволяет недопустить реализацию риска (а значит, избежать финансовых потерь), она должна иметь приоритет перед репрессивной деятельностью.

Репрессивная деятельность направлена на сокращение экономических последствий уже реализовавшегося риска. Её успех на предприятии предопределяется готовностью к принятию экстренных мер, подкрепленной материальными и финансовыми ресурсами. Пресечение уже возникших опасностей реализуется через такие меры, как расторжение договоров с ненадежными партнерами, сокращение численности персонала, ликвидация убыточных филиалов, работа пожарных команд по тушению пожаров, действия по проведению спасательных работ, ремонту поврежденных линий электропередачи, гидротехнических сооружений, путепроводов и т.д. Во многих случаях успешность репрессивных мер зависит от возможности оперативного принятия управленческих решений (т.е. делегирования полномочий и ответственности в управленческом аппарате предприятия).

Даже при самой эффективной организации превентивной и репрессивной деятельности полностью избежать ущерба от реализации опасностей (рисков) невозможно. Защитить свое предприятие от возможного ущерба любой предприниматель пытается прежде всего путем самострахования. Очевидно, что случайный характер рисковых событий делает самострахование недостаточным приемом борьбы с ними. Поэтому возникает необходимость организации страхования, связанная с многообразием форм проявления риска, частотой и тяжестью последствий его проявления, невозможностью абсолютного устранения его вероятности.

Поскольку многие методы управления рисками являются не только взаимодополняющими, но и альтернативными, исходя из конкретной ситуации, каждое предприятие должно сделать наиболее оправданный с экономической точки зрения выбор между ними. Ограниченность финансовых ресурсов предприятия порождает стремление к сокращению любых расходов. Для принятия верных решений в области финансирования мероприятий, связанных с управлением рисками, следует принимать во внимание стоимость риска.

Наши рекомендации