Тема 6. Организация риск-менеджмента.

Организационные структуры службы риск-менеджмента. Процессный подход к риск-менеджменту в организации. Внешний и внутренний мониторинг рисков. Планирование в системе риск-менеджмента.

Функции управления риском. Организационная функция риск-менеджмента. Мотивация как функция риск-менеджмента. Регулирование и его роль в осуществлении риск-менеджмента.

Основные этапы управления рисками.

Характеристика системы управления предпринимательскими рисками и ее составляющих: объекты и субъекты управления.

Понятие методов управления рисками и их виды.

Характеристика экономических методов управления рисками.

Методы снижения рисков: диверсификация, лимитирование, хеджирование, улучшение информационного обеспечения деятельности и другие.

Методы передачи и компенсации рисковых потерь: резервирование, передача риска, страхование и другие.

Проблемы формирования рискового сознания работников организации.

Оценка эффективности системы риск-менеджмента в организации

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

7.1. Основная и дополнительная учебная литература, необходимая для освоения дисциплины:

1. ЭБС издательства Лань

ebs.mgutm.ru:8080

2. ЭБС «Руконт»

htt://rucont.ru

3. Электронная библиотека методических пособий ФГБОУ ВО «МГУТУ» им. К.Г. Разумовского

http://obr.mgutm.ru

Основная литература:

1. Булава И.В., Грунина Т.А., Серегин Е.В. Предпринимательские риски. Учебное пособие в 2-х частях — М.: Финакадемия, 2007.

2. Гермогентова М.Н., Кокурин Д.И., Серегин Е.В. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски. Учебное пособие. – М.: Финансовая академия, 2005.

3. Серегин Е.В. Предпринимательские риски: Учебное пособие. — М.: Финансовая академия, 1999.

4. Финансовый менеджмент. Учебник. /кол. Авторов/ Под ред. Е.И. Шохина. — М.: КНОРУС, 2008. – 480 с.

Дополнительная литература:

1. Бартон Л.Томас, Уильям Г.Шепкир, Пол Л.Уокер. Комплексный подход к риск-менеджменту. – Изд. Дом «Вильямс», 2003.

2. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2-х т., Пика-центр, 1999.

3. Вяткин В.Н. Управление рисками фирмы: программа интерактивного риск-менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2006.

4. Гермогентова М.Н., Серегин Е.В. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски. Курс лекций. – М.: Финансовая академия, 2004.

5. Кокурин Д.И. Предпринимательские риски. Учебное пособие. – М. 2002.

6. Макаревич Л.М. Управление предпринимательскими рисками. – М., «Дело и Сервис», 2006.

7. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. Под ред. Б.А. Лагоши. – М.: Финансы и статистика, 2003.

8. Стоянова В.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник. М. Перспектива. 2003

9. Строганова Е.В. Управление финансовыми рисками коммерческого банка. Учебное пособие. – М.: Финансовая академия, 2005.

10. Струченкова Т.В. Валютные риски. Учебное пособие. – М.: Финансовая академия, 2009.

11. Ступаков В.С., Токаренко Г.С. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2003.

12. Тактаров Г.А., Григорьева В.М. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски. – М.: Финансы и статистика, 2006.

13. Фомичев А.Н. Риск-менеджмент: Учебное пособие, - 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

Периодические издания:

«Налоги»

«Налоги и налогообложение»

«Налоговые споры»

«Налоговый вестник»

«Налоги и финансовое право»

«Ваш налоговый адвокат»

«Финансовые и бухгалтерские консультации»

«Главбух»

7.2. Информационно-телекоммуникационные ресурсы сети «Интернет», необходимые для освоения дисциплины.

Официальные органы

1. http://правительство.рф/ Интернет-портал Правительства Российской Федерации

2. http://www.gov.ru/ Сервер органов государственной власти РФ

3. http://www.economy.gov.ru/Министерство экономического развития Российской Федерации

4. http://www.minfin.ru/Министерство финансов Российской Федерации

5. http://www.gaap.ru/ Проект GAAP. RU

6. http://www.akm.ru/ Информационное агентство «АК&М»

7. www.ismm.ru/ Институт фондового рынка и управления

7.3 Информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

Для проведения всех видов учебных занятий как аудиторных лекционных, так и практических, в процессе подготовки рефератов и выполнения самостоятельной работы кафедра располагает учебно-методической, учебно-практической, учебной литературой, учебно-методическими комплексами, экономическими и отраслевыми журналами.

На кафедре сосредоточены нормативно-законодательные акты Правительства Российской Федерации, приказы и распоряжения Министерства образования и науки Российской Федерации, стандарты, в том числе 3 поколения.

Информационные технологии: компьютеры, сканеры, ксероксы, телефон и факс, компьютерные сети, Web-серверы сети Интернет, электронные библиотеки, электронная почта, телеконференции, видеоконференции.

Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

Microsoft Word;

Microsoft Excel;

Microsoft Visio.

Информационные системы:

Программа Project Expert

Информационная система Гарант

Информационная система Консультант плюс

8. Методические указания для студентов по освоению дисциплины (модуля)

Рекомендации к выполнению рубежных тестовых заданий

Решение тестовых задания является условием осуществления рубежного контроля знаний студентами материала учебных модулей и направлено, прежде всего, на усвоение фактологического материала, знание взаимосвязи экономики, специальных экономических понятий и терминов. Тестовые задания являются закрытыми, требующими выбора правильного ответа (ответов) из нескольких предложенных вариантов, разделения вариантов на группы по предложенному критерию или соотнесения тех или иных фактов, понятий и дат друг с другом.

Тест проводится в письменной форме (в форме заполнения студентами тестовых бланков). Задания распределяются по бланкам в произвольном порядке. Необходимо внимательно прочитать текст задания теста и выполнять их последовательно. В заданиях может быть как один, так и несколько правильных ответов. В вопросах, построенных по принципу соотнесения необходимо указать правильное соответствие цифровых и буквенных значений, в вопросах на правильное определение последовательности она указывается при помощи цифр. В случае сомнения в правильности ответа следует действовать по принципу исключения заведомо неверных вариантов ответа.

8.2. Рекомендации к освоению вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение

Изучение вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение, рекомендуется осуществлять с помощью рекомендованной учебной литературы (учебников, учебных пособий для ВУЗов), а также специальной научной литературы, включённой в список основной и дополнительной литературы. Использование учебных материалов, размещённых в сети Интернет (мультимедийных учебных комплексов, электронных учебников, монографий и статей), допускается по согласованию с преподавателем. Использование популярной, публицистической литературы, периодической печати (кроме специальных научных изданий), а также источников неизвестного происхожденияне допускается.

При самостоятельном изучении вопроса студент должен составить развёрнутый план содержания вопроса, краткий конспект, перечень понятий, выводов, необходимых для запоминания. Данные материалы предоставляются преподавателю с указанием выходных данных источника информации. Проверка результатов освоения вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение осуществляется в рамках КСР, в ходе рубежного контроля или промежуточной аттестации.

8.3. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Подготовка к семинарским занятиям представляет собой важный элемент контролируемой самостоятельной работы студентов, результативность которой во многом определяет итоговую оценку по изучаемой дисциплине. Семинарские (практические) занятия – вид учебной деятельности, при котором студенческая группа совместно изучает определённую проблему, используя различные познавательные методы. В ходе семинарских занятий студенты овладевают алгоритмами познавательной деятельности, демонстрируют свои творческие способности.

Содержание подготовки к семинарским занятиям определяется характером и формой его планируемого проведения. Процесс подготовки к занятию рекомендуется выстраивать по следующему плану. Начинать подготовку следует с ознакомления с тематикой, выносимых на семинарское занятие вопросов, в рамках учебной литературы. Целью данного этапа является усвоение фактического материала, понимание содержания проблемы, выявление причинно-следственных связей.

Вторым этапом подготовки является подбор и изучение специальной исторической (монографической) литературы. Студент должен извлечь из работ необходимые для раскрытия темы факты, познакомиться с авторской позицией, аргументами и выводами, сопоставить позиции нескольких исследователей. Все эти материалы рекомендуется фиксировать в форме конспекта и использовать в ходе семинара.

Третий этап работы включает в себя подбор источникового материала и работу с ним. Необходимые к той или иной теме источники указываются преподавателем, приводятся в программе семинарских занятий и учебно-методическом комплексе дисциплины. При работе с источником студент должен овладевать навыками его первичной обработки и анализа. Он включает в себя датировку источника, историю и обстоятельства его создания, авторство, цели его создания. Этот анализ позволяет оценить степень точности и репрезентативности материала, содержащегося в источнике. Тексты документов, необходимых для решения учебной проблемы, студент должен иметь на занятии.

Основными видами работы студентов на семинарском занятии являются:

- доклады (развёрнутое выступление по конкретному вопросу с изложением сущности проблемы, основных фактов, историографии вопроса, авторских выводов)

- сообщения (изложение отдельного аспекта проблемы, узкого вопроса, входящего в структуру рассматриваемой проблемы)

- постановка вопроса (формулировка вопроса к докладчику или группе, ответ на который позволит лучше раскрыть суть рассматриваемой проблемы)

- участие в коллективной работе группы (в рамках дискуссии, ролевой игры, коллоквиума, мозгового штурма и пр.)

- проблемное моделирование (в рамках проблемного занятия, в ходе которого преподаватель ставит перед обучающимися конкретную проблему, а последние должны выработать алгоритм и способ её разрешения).

Все виды работы студентов на семинаре оцениваются в балловом эквиваленте.

Образовательные технологии.

Технология модульного обучения Данная технология представляет собой обобщенную универсальную систему, которая органично и оптимально включает в себя многие технологии, необходимые для достижения конкретных образовательных и развивающих целей. Основной принцип данной технологии состоит в том, что студент с помощью модульной программы включён в активный самостоятельный процесс учения; преподаватель сопровождает его в этом процессе, помогая освоить приёмы обучения и самоуправления.
Технология проектного обучения Цель- проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты: самостоятельно и охотно приобретают дополнительные знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Интернет-технологии Информационные ресурсы Интернета активно задействованы для поиска нового материала и разработки проектов. Эффективное внедрение ИТ в регулярную практику зависит от знания следующих областей: -использование средств ИТ с целью поддержания контактов и связи; -использование ИТ для получения информации социокультурного, научно-популярного характера в самостоятельной работе.
Технология тестирования Тесты используются в учебном процессе для контроля усвоения лексических и грамматических знаний. Цель тестирования – систематизировать и контролировать уровень усвоения студентами основных тем курса. При подборе тестовых заданий реализованы такие принципы, как языковая доступность, нарастание сложности материала, дифференцированный подход к контролю знаний, множественность выбора. Тесты включают дополнительные задания повышенной сложности. Они предназначены как для самостоятельной работы студентов, так и для занятий под руководством преподавателя.
Технология разноуровневого обучения Данная технология предполагает включенность каждого студента в деятельность, соответствующую его уровню развития языка. Так как обучение всех по унифицированным программам и методикам не может обеспечить полноценное развитие каждому индивидууму, то выходом из положения является деление аудитории на относительно гомогенные по составу группу, учитывая уровень владения предметом: минимальный уровень, базовый, вариативный (творческий).
Технология развивающего обучения Технология развивающего обучения предполагает создание такой системы знаний и отработка на ее базе когнитивных операций, которая обеспечит успешную деятельность в нестандартных ситуациях. В этом основная задача технологии развивающего обучения. Для развивающих технологий конкретные знания являются, прежде всего, средством достижения главной цели – развития интеллектуальных возможностей человека. Ни в коей мере не отрицая нужности и полезности конкретных знаний, мы лишь подчеркиваем, что процесс их получения должен быть построен так, чтобы при этом целенаправленно развивались и совершенствовались интеллектуальные возможности человека. Именно такую технологию обучения мы и называем развивающей технологией.

10. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

10.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями (ОК):

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять её в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-1);

профессиональными компетенциями (ПК):

способностью формировать профессиональную команду, проявлять лидерские качества в коллективе, владением способами организации производства и эффективной работы трудового коллектива на основе современных методов управления (ПК-23).

Выпускник должен:

Знать

основы управления предпринимательскими рисками, необходимые для решения экономических задач;

Уметь

применять количественные и качественные методы анализа предпринимательских рисков для решения экономических задач;

Владеть

навыками применения современных моделей оценки предпринимательских и финансовых рисков для решения экономических задач;

Наши рекомендации