Тема 1.3. Характеристика субъектов, работающих с аналитической информацией в процессе налогового консультирования

Субъектами экономической информации, используемой в практике налогового консультирования, являются участники процесса налогообложения, которые в отношении аналитической информации представлены ее исполнителями и пользователями (рис. 1.4).

Тема 1.3. Характеристика субъектов, работающих с аналитической информацией в процессе налогового консультирования - student2.ru

Под пользователями экономической информации в практике управления параметрами налогообложения понимаются лица, заинтересованные в ее использовании для принятия решений, связанных с организацией налогового учета и налогообложением. В отличие от обычного круга пользователей экономической информации, которыми могут быть различные субъекты экономических отношений, круг пользователей информации в налоговом консультировании весьма ограничен. В него входят только участники процесса налогообложения: со стороны внутренних пользователей — руководители организации и работники различных финансовых служб организаций, разрабатывающие и принимающие решения, связанные с воздействием на параметры налогообложения, со стороны внешних пользователей — государство в лице налоговых органов.

Исполнителями экономической информации, используемой в аналитической работе в процессе налогового консультирования, являются лица, предоставляющие исходную информацию, непосредственно налоговый консультант, осуществляющий подготовку информации для принятия решений в области налогового планирования, и иные лица, предоставляющие ему различную информацию.

Специфика позиции налогового консультанта в отношении аналитической информации заключается в том, что: во-первых, он одновременно является ее исполнителем и пользователем, во-вторых, он может быть как внешним, так и внутренним. В процессе сбора, обработки и приведения в сопоставимый вид аналитической информации налоговый консультант вступает во взаимодействие с руководителем и различными экономическими подразделениями организации, а также получает информацию из других источников.

Внешних пользователей интересуют, как правило, данные, касающиеся вопросов налогообложения и подпадающие под их компетенцию, то есть данные налогового учета и налоговой отчетности организаций, первичные документы, подтверждающие правомерность хозяйственных операций и полнота исполнения норм, заложенных в правовых документах, регламентирующих вопросы налогообложения.

Круг интересов внутренних пользователей аналитической информации в практике налогового консультирования шире. Их интересует, каким образом разрабатываемое решение по воздействию на параметры налогообложения отразится на уровне, структуре и динамике начисленных и уплаченных налогов, сроках их уплаты, структуре и динамике налоговых обязательств, налоговых рисках и, конечно, на финансово-результативных показателях организации-налогоплательщика, ее деловой активности, денежных потоках и показателях финансового состояния. В конечном итоге для них важен ответ на вопрос: содействует ли принимаемое решение главной цели осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности организации.

Из рисунка 1.4 видно, что налоговый консультант использует внешнюю и внутреннюю информацию независимо от его положения по отношению к консультируемой организации. Даже если он является внешним, привлекаемым со стороны, ему все равно необходима информация, которая традиционно используется внутренними исполнителями и пользователями экономической информации. В определенном смысле его позиция сходна с позицией внешнего аудитора, однако круг необходимой налоговому консультанту экономической информации значительно шире.

Сложность сбора обработки и предоставления аналитической информации в налоговом консультировании определяется тем, что объективно не всегда существуют условия для ее аккумулирования и приведения в сопоставимый вид. Кроме того, руководитель организации зачастую имеет искаженное представление о реальных последствиях воздействия на параметры налогообложения и в связи с этим неправильные целевые установки в осуществлении и оценке результатов такого воздействия.

Независимо от того является ли налоговый консультант внешним или внутренним, причинами недостаточности или некорректности информации могут являться непонимание клиентом важности предоставления всей имеющейся информации; разрозненный характер экономической информации, ее несопоставимость; злой умысел клиента, желающего во что бы то ни стало получить «эффект» от налоговой оптимизации.

Если налоговый консультант является работником организации, для которой разрабатываются варианты воздействия на параметры налогообложения, его могут подстерегать и другие трудности субъективного характера. Во-первых, он может также испытывать давление со стороны руководителя организации в отношении величины снижения уровня налогообложения и сроков подготовки информации. Во-вторых, при нечеткой организации сбора информации весь процесс может быть переложен на плечи налогового консультанта, что во многом осложнит его работу и снизит ее эффективность.

Рекомендациями для налогового консультанта по минимизации субъективных сложностей при формировании аналитической информации должны стать:

1) четкое определение задач воздействия на параметры налогообложения, что не должно выражаться в количественно определенном снижении уровня налогового бремени, а в выборе наиболее целесообразного варианта решения;

2) распределение работы по сбору информации между работниками и подготовки набора необходимых для расчета показателей с делегированием полномочий для их расчета работникам, занятым на тех участках бухгалтерского, налогового, управленческого учета или планирования, данные по которым необходимы для общей оценки принимаемого решения;

3) разработка методики оценки влияния хозяйственной операции на параметры налогообложения организации-налогоплательщика и ключевые аспекты ее деятельности.

Наши рекомендации