Сведения о ключевых менеджерах и владельцах компании
Сведения о ключевых менеджерах и владельцах компании должны дать представление о деловых качествах тех лиц, которые будут играть ведущие роли в становлении и развитии предприятия и которые в значительной мере определяют его успех или неудачу. К ним относятся:
• ключевые менеджеры, занимающие основные руководящие посты;
• предприниматели (собственники бизнеса), отвечающие за разработку концепции и стратегии компании.
По ключевым менеджерам необходимо представить основные сведения, отражающие уровень их квалификации, опыт и профессиональную подготовку, а также предполагаемый круг обязанностей и полномочий каждого (полное резюме должно быть представлено в приложении к бизнес-плану).
Информация по ключевым менеджерам должна включать в себя:
1) ФИО (полностью), год рождения;
2) занимаемая должность (краткое описание должности);
3) основные обязанности и полномочия;
4) уникальные навыки и практический опыт, которые добавляют отличительные компетенции компании;
5) уровень и условия вознаграждения.
Основная цель — завоевать доверие у инвестора и сформировать его уверенность в том, что команда способна эффективно работать и реализовать бизнес-план на практике.
В случае предполагаемого расширения существующей команды менеджеров необходимо указать потребности в руководящих работниках, а именно:
1) должности;
2) основные обязанности и полномочия;
3) требуемая квалификация и опыт;
4) процесс найма персонала;
5) сроки занятости;
6) ожидаемый вклад в успех компании;
7) уровень и условия вознаграждения.
Информация о владельцах должна включать в себя:
1) ФИО (полностью);
2) долю их собственности;
3) форму собственности (обыкновенные, привилегированные акции);
4) степень участия в управлении компанией.
В этом подразделе необходимо указать лиц, обладающих правом подписи финансовых документов, раскрыть систему оплаты труда руководителей и их заинтересованность в конечных результатах.
Расходы на заработную плату административно-управленческого персонала представлены в табл. 9.1.
Таблица 9.1. Заработная плата административно-управленческого персонала (АУП)
№ п/п | Должность | Кол-во чел. | Должностной оклад, тыс. руб./мес. | ФОТ, тыс. руб. | Периодичность выплат, с__ по __ |
Генеральный директор | |||||
Главный бухгалтер | |||||
Директор по персоналу | |||||
Другие | |||||
Итого АУП |
Кадровая политика и развитие персонала
Кадровая политика представляет собой систему правил и норм работы с персоналом, обеспечивающую процессы воспроизводства, управления и развития персонала в соответствии с выбранной стратегией организации.
Этот подраздел должен отразить предполагаемую к использованию систему оплаты и стимулирования труда, дать разъяснения относительно предполагаемых к использованию элементов кадровой политики, описать систему найма, отбора и обучения персонала, предполагаемые изменения в структуре кадров по мере развития предприятия. Результаты этого подраздела должны описывать стратегию развития персонала предприятия. Хотя в бизнес-планах редко можно встретить сведения, они в значительной мере определяют лицо предприятия и привлекают внимание инвесторов.
Представляемая в этом подразделе информация должна показывать, насколько выдвинутые ранее цели и задачи обеспечены кадровым потенциалом, как будет осуществляться необходимое кадровое развитие персонала и соответственно какой комплекс мероприятий и финансовых средств необходим для этого. В целом необходимо обеспечить увязку этого подраздела с остальными разделами бизнес-плана, раскрывающими функциональные стратегии и методы их реализации.
Инструментарий
Грамотная проработка этого подраздела предполагает проведение анализа и оценки текущей ситуации по персоналу, а также выработку и принятие соответствующих решений по переподготовке и повышению квалификации работников.
Шаг 1. Анализ и оценка текущей ситуации по персоналу (табл. 9.2), выполнение которых предполагает составление перечня всех выполняемых функций (столбец 2) и списка руководителей, ответственных за их выполнение (столбцы 3-7). Анализ матрицы показывает те функции, которые не обеспечены руководителями, ответственными за их выполнение.
Таблица 9.2. Анализ и оценка текущей ситуации по персоналу
№ п/п | Наименование функций | ФИО руководителей (специалистов) | ||||
Иванов | Корнев | Власов | ….. | Сергеева | ||
Управление производством | + | |||||
Управление сбытом | + | |||||
Управление маркетингом | ||||||
Управление снабжением | + | |||||
Управление финансами | + | |||||
……………………… |
Шаг 2. Оценка уровня имеющейся квалификации руководителей (специалистов) с использованием шкалы (например, высокий, средний, низкий) и соответствующих методов (экспертный, проведение аттестации и др.) (табл. 9.3).
Шаг 3. Выработка и принятие соответствующих решений по переподготовке и повышению имеющейся квалификации работников, а также найму недостающих руководителей (специалистов) (табл. 9.3).
Таблица 9.3. Оценка степени подготовленности персонала
№ п/п | Наименование функций | Оценка уровня квалификации персонала | Пути решения проблемы | |||
ФИО | высокий | средний | низкий | |||
Управление производством | Иванов | + | - | |||
Управление сбытом | Корнев | + | Повышение квалификации | |||
Управление маркетингом | - | Найм | ||||
Управление снабжением | Власов | + | Переподготовка | |||
Управление финансами | Сергеева | + | - | |||
………………….. |
Календарный план работ по реализации проекта
Инвесторы всегда хотят иметь представление о том, как и в какие сроки будет реализовываться проект, — это один из важных факторов, способных привлечь или оттолкнуть инвестора. С этой целью разрабатывается календарный план выполнения работ.
Календарный план работ должен показывать планируемые сроки осуществления отдельных мероприятий, связанных с реализацией проекта. При его разработке учитываются затраты времени на выполнение отдельных работ (государственная регистрация предприятия, оформление лицензий и разрешений, разработка рабочего проекта, заключение договоров аренды помещений, приобретение и монтаж технологического оборудования, подготовка производства и др.), сроки их выполнения, а также последовательность их проведения.
Для разработки календарного плана работ по реализации проекта могут быть использованы график Гантта, метод оценки и пересмотра планов (PERT — Programme Evaluation and Review Technique) и др.
Пример 9.2. Бизнес-план: календарный план работ
План действий по реализации проекта
При принятии положительного решения о строительстве нового завода, для его успешной реализации требуется выполнение следующих работ (см. табл.).
План работ по реализации проекта
Виды работ | Сроки, год | Исполнители | Статус работ на июнь 2003 | |
начало | окончание | |||
Переговоры с поставщиками оборудования. Заключение контракта | Проектная группа | Последний этап переговоров | ||
Инжиниринг | В зависимости от поставщика оборудования | Последний этап переговоров | ||
Изготовление оборудования | Выбранный поставщик | Последний этап переговоров | ||
Транспортировка оборудования | Выбранный поставщик | Обсуждение условий | ||
Монтаж оборудования | Выбранный поставщик и сотрудники нового предприятия | Обсуждение условий | ||
Запуск и испытания | Выбранный поставщик и сотрудники нового предприятия | Обсуждение условий | ||
Выход на проектные мощности | Выбранный поставщик и сотрудники нового предприятия | Обсуждение условий | ||
Экспертиза | АОЗТ «ЛИДЕСМ» | Подписан предварительный договор | ||
Проектные работы | Проектно-конструкторский технологический институт | Начаты работы | ||
СМР | ОАО «СевЭнергоСтрой» | Проработка договора | ||
Согласования | Дирекция строящегося предприятия | Работы начаты | ||
Государственная комиссия | Дирекция строящегося предприятия | - |
Основные термины
Организационная структура управления, кадровая политика, календарный план работ.
Контрольные вопросы и задания
1. Почему опытные инвесторы уделяют пристальное внимание рассмотрению организационного плана?
2. Назовите ключевые вопросы, которые должны быть отражены в этом разделе.
3. Какова последовательность действий по разработке проекта оргструктуры управления предприятием?
4. Какие принципы должны быть учтены при разработке оргструктуры управления?
5. Какие изменения должны отражаться в организационной структуре по мере развития предприятия?
6. С какой целью в бизнес-плане представляется информация по ключевым менеджерам и владельцам бизнеса?
7. На примере конкретного предприятия подготовьте матрицу оценки ситуации по персоналу, на основе которой соберите данные для оценки существующего уровня квалификации персонала и выработайте рекомендации по его повышению.
Тема 10. Финансовый план
Финансовый план относится к числу ключевых разделов бизнес-плана. Он сводит воедино различную информацию из предыдущих разделов бизнес-плана, представляет ее в стоимостной форме, показывает, будет ли прибыльной (рентабельной) деятельность по реализации проекта в результате осуществления выбранной стратегии.
Цель раздела — дать ясное видение полной картины ожидаемых финансовых результатов деятельности предприятия по реализации проекта. В финансовом разделе необходимо отразить следующие основные моменты:
• прибыль;
• денежный поток.
Базовые предположения
Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя разработку трех основных финансовых документов, создающих основу для финансового анализа, планирования, мониторинга и контроля.
1. План прибылей и убытков (Income Statement). Показывает доходы, расходы и финансовые результаты деятельности предприятия за определенный период.
2. План денежных потоков (Cash Flow). Показывает потоки денежных средств предприятия от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия за период.
3. Баланс (Balance Sheet). Характеризует финансовое положение предприятия (активы, обязательства и собственный капитал) на определенную дату. Составляется укрупненно в виде прогнозного баланса на первый год.
На рис. 10.1 представлена схема, отражающая взаимосвязи трех основных финансовых документов.
Помимо указанных выше документов в рассматриваемом разделе бизнес-плана должны быть также представлены результаты:
1) диагностики финансового состояния предприятия (расчет финансовых коэффициентов, анализ тенденций их изменения). Проводится для ранее функционировавших предприятий по существующим финансовым документам. Необходимо соотнести предшествующую работу предприятия за несколько лет с нынешним состоянием (по прибыли, денежной наличности и балансовым отчетам), поскольку будущее в определенной степени предопределяется прошлым. Например, взаимосвязь выручки от продаж и расходов в прошлом так или иначе будет определять их взаимосвязь в будущем;
2) анализа и оценки показателей экономической эффективности проекта.
Рис. 10.1. Взаимосвязи основных документов финансового раздела бизнес-плана
Для достижения указанных и других целей необходимо выполнить следующие действия.
1. Представить (описать) базовые предположения и допущения, используемые при построении прогнозов и проведении финансовых расчетов. Дать необходимые пояснения, касающиеся плана прибылей и убытков, денежных потоков и баланса, а также анализа чувствительности.
2. Определить расчетный период. Расчетный период (называемый также горизонт расчета, горизонт планирования или период планирования) охватывает временной интервал от начала проекта до его прекращения, продолжительность которого определяется с учетом:
1) продолжительности создания и эксплуатации объекта;
2) нормативного срока службы основного технологического оборудования;
3) достижения заданных характеристик прибыли (массы, нормы прибыли);
4) требований инвестора.
Не существует стандартного периода планирования. Различные виды деятельности требуют использования различного периода планирования. Его продолжительность должна быть достаточной для генерирования проектом необходимых денежных потоков. Для первоначального (предварительного) варианта бизнес-плана финансовый план составляется обычно на 2-3 года вперед (для крупных проектов — на 5 лет и более, в зависимости от характера предприятия). Горизонт расчета измеряется количеством шагов расчета.
3. Выбрать шаг расчета. В качестве шага расчета (интервала расчета) обычно выбирается тот или иной календарный временной интервал (месяц, квартал или год).
Для первого года все расчеты проводятся с помесячной разбивкой (шаг расчета — месяц), а для последующих — поквартально и по годам. Это связано с тем, что финансовый план первого года выступает основой для осуществления текущего финансового контроля. Представленная в плане денежных потоков помесячная картина позволяет предотвратить проблему нехватки денежных средств, типичную для многих новых предприятий.
4. Определить валюту проекта. В качестве основной валюты для расчетов по проекту, как правило, выбирается национальная валюта той страны, в которой реализуется проект. При разработке бизнес-плана для малого и среднего бизнеса в качестве основной валюты рекомендуют использовать российский рубль. В ряде случаев выбор другой (второй) валюты для проведения расчетов определяется характером экспортно-импортных операций, предусмотренных проектом. При этом важным требованием при выборе второй валюты является ее стабильность.
5. Определить необходимость учета влияния фактора инфляции. Как правило, в целях упрощения на начальных стадиях разработки проекта первоначально проводят расчеты в текущих ценах (без учета фактора инфляции). При разработке бизнес-планов проектов малого бизнеса, не требующих больших инвестиционных затрат и имеющих небольшие сроки окупаемости, влиянием фактора инфляции пренебрегают.
В других случаях в инвестиционных проектах необходимо учитывать влияние фактора инфляции, для чего используют показатели инфляции, характеризующие рост цен в процентах к предыдущему периоду на каждую группу объектов, подверженных воздействию инфляции: сбыт (продукция, услуги), прямые издержки (сырье, материалы), заработная плата, недвижимость (здания) и оборудование.
Существуют два основных способа учета влияния инфляции:
1) сделать все расчеты с учетом нулевого уровня инфляции и предположить, что воздействие инфляции на доходы и расходы одинаково;
2) оценить уровень инфляции и представить расчеты на планируемый период в их действительных значениях.
6. Выбрать метод расчета амортизации. Выбранный метод расчета амортизационных отчислений должен быть представлен в финансовом разделе бизнес-плана. В целях упрощения расчетов амортизации (например, при расчете налога на имущество) рекомендуют использовать линейный метод.
7. Провести расчет налоговых платежей. Рекомендуется перед финансовым планированием и прогнозированием провести предварительные расчеты налоговых платежей (НДС, единого социального налога, налога на имущество).
Процесс разработки финансовых документов в самом общем виде включает себя выполнение нескольких этапов.
Этап 1. Разработка плана прибылей и убытков. Как правило, начинают с разработки плана прибылей и убытков (плана финансовых результатов), поскольку этот документ не только показывает предполагаемую рентабельность, которая прежде всего интересует предпринимателей и менеджеров, но и отражает структуру текущих затрат бизнеса.
Этап 2. Разработка плана движения денежных средств. На основе предыдущего документа составляется предварительный вариант плана движения денежных средств. По результатам анализа предварительного варианта может возникнуть необходимость внести соответствующие коррективы и изменения в ранее составленный план доходов и расходов, после чего потребуется вновь пересчитать данные плана движения денежных средств.
Этап 3. Разработка прогнозного баланса. В последнюю очередь составляется прогнозный баланс, на котором могут отразиться все расхождения между предыдущими финансовыми документами.
Далее рассматривается методология разработки и обсуждается содержание каждого из трех вышеназванных документов финансового плана, а также даются методические рекомендации по их составлению.
План прибылей и убытков
План прибылей и убытков (ППУ) представляет собой финансовый документ, который отражает доходы, расходы и финансовые результаты деятельности предприятия за определенный период.
Задача подготовки данного документа состоит в том, чтобы показать структуру себестоимости продукции, соотношение затрат и результатов хозяйственной деятельности за определенный период. По нему можно судить о рентабельности производства, рентабельности продукции, возможности возврата в срок заемных средств. С его помощью проводится анализ безубыточности бизнеса.