Вопрос 2 Отчетность органов федерального казначейства

Тема 2.5. Бюджетная отчетность органов казначейства, финансовых органов по кассовым операциям при исполнении бюджетов.

1. Содержание бюджетной отчетности

2. Отчетность органов федерального казначейства.

3. Отчетность финансовых органов об исполнении бюджетов

4. Бюджетная отчетность об исполнении бюджета РФ, субъектов РФ и местных бюджетов.

Вопрос 1Содержание бюджетной отчетности

Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета заключается в обобщении учетной информации об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта и результатах его предпринимательской деятельности по установленным формам за определенный период.

Отчетность - это совокупность сведений о работе организации за определенный период времени, сгруппированных в установленном порядке и последовательности по типовым формам и инструкциям по их заполнению, утвержденным Минфином России.

Отчетным годом для всех организаций и учреждений Российской Федерации считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения, составляют бюджетную отчетность на следующие даты:

Ø квартальная - по состоянию на 1 апреля, июля и октября текущего года,

Ø годовая - на 1 января года, следующего за отчетным,

Ø месячная - на 1-е число месяца, следующего за отчетным.

Бюджетная отчётность - периодически формируемая на основе данных бюджетного учета единая система сведений об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также о финансовых результатах деятельности органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений.

Бюджетная отчетность составляется в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных носителях информации, а также на электронных носителях информации.

Бюджетная отчетность сдается за подписью руководителя и главного бухгалтера главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Бюджетная отчетность (за исключением сводной и консолидированной) составляется на основе данных Главной книги. До составления бюджетной отчетности производится сверка оборотов и остатков по аналитическим регистрам учета с оборотами и остатками по счетам бюджетного учета.

Показатели годовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации, проведенной в установленном порядке.

Формирование показателей установленных форм отчетности осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету.

Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Вопрос 2 Отчетность органов федерального казначейства

В целях эффективного управления государственными финансовыми ресурсами на органы казначейства возложены функции организации и осуществления учета операций по движению средств бюджетов. Отчетность по временному критерию подразделяют на следующие типы:

Вопрос 2 Отчетность органов федерального казначейства - student2.ru

Оперативная - отчетность, передаваемая в течение 1 месяца вышестоящему органу федерального казначейства и органам исполнительной власти РФ, субъекта РФ и муниципального образования. Оперативная отчетность включает также ежедневную отчетность. Оперативная отчетность имеет своей целью прежде всего отражение поступления доходов бюджета.

Ежемесячная отчетность - отчетность составляемая по итогам месяца по доходам и расходам и представляется вышестоящему органу казначейства на определенную дату месяца, следующего за отчетным.

Квартальная отчетность – отчетность составляемая органом казначейства по завершении отчетного квартала по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года и представляется в вышестоящий орган казначейства. Главное управление Федерального казначейства представляет эту отчетность в Правительство и Счетную палату РФ не позднее 45 дней после окончания отчетного периода.

Годовая отчетность - отчетность составляемая управлениями федерального казначейства.

Министерство финансов РФ имеет право вводить дополнительные формы отчетов или изменять существующие для более полного и достоверного представления сведения об исполнении федерального бюджета.

Главное управление контролирует правильность составления отчетности об исполнении федерального бюджета и может отказать в приеме отчетности. В случае отказа федеральное казначейство устанавливает время на устранение замечаний.

Для органа казначейства предусматриваются формы бюджетной отчётности:

Ø баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета;

Ø справка по консолидируемым расчетам;

Ø справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года;

Ø отчет по поступлениям и выбытиям;

Ø консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях;

Ø отчет об операциях по поступлениям в бюджетную систему РФ, учитываемым органами Федерального казначейства;

Ø пояснительная записка.

Вопрос 3Отчетность финансовых органов об исполнении бюджетов

Формы бюджетной отчётности финансового органа, уполномоченного на формирование бюджетной отчётности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета РФ, предусматривают:

Ø баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территории государственных внебюджетного фонда;

Ø справку по консолидируемым расчетам;

Ø отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориальных государственных внебюджетного фонда;

Ø консолидированный отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности субъекта РФ и муниципальных образований;

Ø консолидированный отчет о движении денежных средств;

Ø консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности;

Ø справку по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года;

Ø пояснительную записку к отчету об исполнении консолидированного бюджета.

Свод и консолидация бюджетной отчётности осуществляются следующим образом:

Получатель бюджетных средств представляет бюджетной отчётности своему вышестоящему распорядителю (гл. распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.

Администраторы доходов бюджета и администраторы источников финансирования дефицита бюджета представляет бюджетной отчётности своим вышестоящим администраторам.

Гл. распорядитель, распорядитель бюджетных средств, гл. администратор на основании представленной бюджетной отчётности составляет сводную и (или) консолидированную бюджетную отчётность. При этом гл. распорядители и гл. администраторы бюджетных средств должны проанализировать бюджетную отчётность, представленную находящимися в их ведении участниками бюджетных отношений, выявить и устранить недостатки, обобщить данные по результатам использования бюджетных ассигнований.

Далее сводная и (или) консолидированная бюджетная отчётность представляется в Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы муниципальных образований в установленные ими сроки. Финансовый орган составляет соответствующую консолидированную бюджетную отчётность.

Бюджетное законодательство предусматривает формирование следующих видов бюджетной отчётности об исполнении консолидированных бюджетов: консолидированного бюджета муниципального района, консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда; консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Финансовые органы субъектов РФ и муниципальные образования составляют бюджетную отчётность субъектов и муниципальных образований и представляют ее, соответственно, в высший исполнительный орган государственной власти субъектов РФ, в местную администрацию. Федеральное казначейство, составив бюджетную отчётность, представляет ее в Минфин РФ. Таким образом, бюджетная отчётность обеспечивает формирование показателей в структуре закона (решения) о бюджете, которое определяется целями проводимой государственной политики и положениями действующего бюджетного законодательства.

Вопрос 4Бюджетная отчетность об исполнении бюджета РФ, субъектов РФ и местных бюджетов.

Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются уполномоченным исполнительным органом.

В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство.

Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.

Порядок представления информации представительным органам по оперативным, ежеквартальным и полугодовым отчетам об исполнении бюджета определяется правовыми актами соответствующих представительных органов.

Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в Государственный комитет по статистике.

Порядок представления в Правительство РФ Министерством финансов ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета установлен одноименным положением.

Формы квартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета, представляемой в Правительство РФ, утверждены Приказом Министерства финансов.

Правительство РФ представляет ежеквартальный, полугодовой и годовой отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание РФ. Один экземпляр ежеквартального, полугодового и годового отчетов об исполнении федерального бюджета представляется в Счетную палату РФ для осуществления последующего контроля. Отчет представляется также в Федеральное казначейство.

В конце каждого года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности, на основании которого все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. В отчетах в обязательном порядке отражаются степень выполнения задания по представлению государственных или муниципальных услуг, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.

Получатели бюджетных средств, предоставленных в форме субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, готовят отчеты по расходам указанных бюджетных средств.

Министерство финансов РФ как главный распорядитель бюджетных средств по указанным расходам готовит сводный отчет о расходах федерального бюджета, осуществленных путем предоставления субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.

Министерство финансов РФ либо иной уполномоченный орган исполнительной власти совместно с Министерством государственного имущества России готовит сводный отчет о расходовании средств федерального бюджета, вложенных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений.

Государственные заказчики готовят сводный отчет об использовании средств федерального бюджета, выделенных им по государственным заказам.

Федеральные казенные предприятия готовят годовые бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.
Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу РФ и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме ФЗ.

Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Государственную Думу РФ вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении ФЗ о федеральном бюджете на отчетный год.

Вместе с отчетом об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу РФ представляются следующие материалы:

Ø отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ;

Ø отчет Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;

Ø отчет о внутренних и внешних заимствованиях РФ по видам заимствований;

Ø ряд других отчетов.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в течение полутора месяцев после представления указанного отчета в Государственную Думу РФ, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий.

Результату проверки оформляются заключением Счетной палаты РФ по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета.
При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума РФ заслушивает:

Ø доклад руководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;

Ø доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;

Ø доклад Генерального прокурора России о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;

Ø заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума РФ принимает решение об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета либо решение об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

Наши рекомендации