Подготовительная стадия аудиторского процесса
Планирование - это определение главной стратегии и конкретных методов и сроков проведения аудита, которое помогает должным распределить работу и присматривать за ней. Целью планирования аудита является сосредоточение внимания аудитора на важнейших направлениях проверки, проблемах, которые следует изучить глубже.
Планирование тесно связано с предыдущим ознакомлением с результатами деятельности и структурой управления предприятия, контролируется, поэтому оно должно обеспечивать:
получения необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета и эффективность внутреннего контроля;
определения содержания, времени проведения, объема контрольных процедур, подлежащих выполнению в ходе аудиторской проверки;
координацию выполняемых работ по сбору и анализу информации, необходимой для оценки достоверности и законности хозяйственно-финансовых операций, достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности.
В процессе планирования аудитору нужно придерживаться принципов, приведенных на рис. 1.1.
|
|
|
|
Рис. 1.1 - Принципы планирования аудита
|
Рис. 1.2 - Общая схема планирования и проведения аудита
На стадии предварительного планирования аудитором изучается имеющаяся и доступная ему информация о предприятии-заказчике, соглашаются с руководством клиента основные организационные вопросы по аудиту, формируется рабочая бригада для его проведения.
На данном этапе планирования аудитор использует следующие методы и приемы: проверка документов, наблюдения, аналитические процедуры, устный опрос руководства и персонала предприятия.
В процессе предварительного планирования аудитору следует ознакомиться со становлением и развитием предприятия, его организационно-управленческой структурой, видами деятельности, структурой уставного капитала и т.д.. Собранная информация о деятельности хозяйствующего субъекта позволяет определить круг проблем, решению которых будет посвящен проведению проверки.
Получив в процессе предварительного планирования данные о предприятии, аудитор приступает к разработке общего плана аудита.
План аудита - это документ организационно-методологического характера, включая природу, время и объем аудиторских процедур, которые будут выполняться членами группы по выполнению задания с целью получения достаточных и соответствующих аудиторских доказательств для уменьшения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня.
Занимаясь разработкой плана, аудитору необходимо определить аудиторский риск и уровень существенности, позволяющие считать финансовую отчетность предприятия достоверной. Уровень данных показателей значительно влияет на особенности подбора приемов и способов аудита.
Для качественного составления плана и более реального учета ожидаемого объема работ аудитор должен:
изучить условия договора на проведение аудита и установленную законом ответственность аудитора;
уточнить содержание отчета или другой информации, передаваемой аудитором заказчику в соответствии с заключенным договором;
изучить влияние на аудит новых учетных или аудиторских стандартов, законов, положений, инструкций и нормативных актов государственных органов;
выделить наиболее важные вопросы аудита, проводится;
выявить наиболее сложные участки бухгалтерского учета;
изучить и проанализировать особенности хозяйственной деятельности, финансовых показателей, и их влияние на требования к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
выяснить возможность материальных ошибок, обмана или привлечения других предприятий, организаций в сфере злоупотребления и т.д..
Общий план аудита разрабатывается настолько подробно, чтобы аудитор имел возможность на его основе подготовить программу аудита. В свою очередь, программа аудита, ее содержание и размер зависит от размера, вида и специфики предприятия, условий договора на проведение аудита, а также особенностей методики и техники, которые использует аудитор при проверке.
Программа аудита - документ, содержащий задачи аудита для конкретного объекта, процедуры, необходимые для выполнения поставленных задач, объем и срок их выполнения. Иными словами, программа аудита - это подробные инструкции, которым должны следовать работники аудиторской фирмы в процессе осуществления аудита финансовой отчетности или выполнении других задач. Программа составляется до начала аудита, но в ходе проверки в нее могут вноситься как незначительные, так и существенные изменения. Программа аудита должна включать:
1) перечень всех аудиторских приемов и способов, необходимых для изучения поставленных в договоре вопросов;
2) подробное описание каждого способа и приема.
По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке. В программе аудита виды, содержание и время проведения запланированных аудиторских процедур должны совпадать с показателями общего плана аудита.
Для облегчения работы весь процесс аудита уместно разбить на определенные этапы, каждому из которых будет действие, выполнение которого не составляет труда. Что, в свою очередь, значительно упростит работу аудитора. Поэтому нужно разработать определенную схему. То есть, он может быть описан как словесно, так и изображен схематично.
Итак, после составления плана и программы аудита мы переходим к осуществлению самой проверки. Контроль данного вопроса осуществляется в определенном порядке. Так, на первом этапе нужно рассмотреть вопросы, связанные с постановкой предприятия на учет в государственных учреждениях.
Сначала надо проверить наличие свидетельства плательщика налога на добавленную стоимость, код включении в ЕГРПОУ, нахождения на учете в органах статистики, в Пенсионном фонде, Фондах социального страхования и т.п.. Затем установить соответствует ли размер уставного капитала учредительным документам и требованиям действующего законодательства. Следующим этапом является проверка законности деятельности, которую осуществляет предприятие. То есть, установление ответственных за хозяйственную деятельность лиц, определение их полномочий, а также наличие лицензий и патентов, если они нужны для осуществления законного функционирования предприятия. Затем необходимо установить все учредители внесли свои доли, правомерно внесены и оценены имущество, формирует уставный капитал и т.д..
Таким образом, в процессе ознакомления аудитора с учредительными документами необходимо установить: организационно-правовую форму предприятия; структуру управления и полномочия руководителей при принятии решений; определить процент, который предусмотрен на формирование резервного капитала, наличие других фондов и проценты на их формирование, порядок ликвидации предприятия и распределение при этом имущества и т. п.
Объектом проверки является Общество с ограниченной ответственностью «Альянс». Предприятие зарегистрировано 15.01.2005 г. в Управлении государственной регистрации юридических лиц-предпринимателей Евпаторийского городского совета, ему присвоен код ЕГРПОУ 45665456. Учредителями общества являются Сидорчук И.В., ОАО «Первоцвет», ООО «Сапфир». Уставный фонд Общества создан в размере 250 000 грн. за счет денежных и имущественных взносов участников.
Таблица 2.1 - Аудит полноты и своевременности поступления взносов учредителей в уставный капитал ООО «Альянс»
№ | Основатель | Дата | Подлежит внесению, грн | фактически внесено, грн. | Отклонение | Первичный документ |
Взнос в уставный капитал не менее 50% вклада, указанного в учредительных документах | ||||||
1 | ОАО «Первоцвет» | 15.01 | 62500 | 62500 | – | Выписка банка |
2 | ООО «Сапфир» | 15.01 | 45000 | 45000 | – | Выписка банка |
3 | Сидорчук И.В. | 15.01 | 17500 | 17500 | – | приходный кассовый ордер |
Таким образом, как видно из табл. 2.1, никаких нарушений относительно поступления взносов учредителей в уставный фонд данного предприятия не выявлено. Первые взносы сделано своевременно (до проведения регистрации) и в соответствующем размере.