Источники финансового права

Понятие, предмет, методы и система финансового права

Финансовое право как отрасль белорусского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период развития.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, то есть деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что одной из сторон всегда выступает государство или его орган.

Метод — способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой и гражданско-правовой.

Основным методом правового регулирования финансового права является метод «власти и подчинения». Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости.

Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты — взаимосвязанные и взаимообусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права.

Принципы финансового права

Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципа­ми, присущими всей деятельности Республики Беларусь и закрепленными ее Конституцией. Основными из них являются: законность, гласность, плановость.

Принцип законности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении и т.д.

Принцип плановостив осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются республиканский бюджет и бюджеты административно-территориальных единиц, бюджет Фонда социальной защиты населения.

Источники финансового права

Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые отношения.

В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники финансового права можно разделить на следующие группы:

Законы Республики Беларусь:

а) Конституция Республики Беларусь (имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и другие нормативные правовые акты, принимаемые в республике, не должны противоречить Конституции.

б) законы Республики Беларусь;

в) декреты и указы Президента Республики Беларусь;

Подзаконные акты:

•постановления, распоряжения Правительства;

•нормативные акты министерств и других центральных органов управления;

• решения местных органов исполнительной власти.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Беларусь, ратифицированные ею, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (например, Соглашения об избежании двойного налогообложения).

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, признают финансовым законодательством.

Финансово-правовые нормы

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового, права.

Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности. Требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения.

Финансово-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъектов - участников этих правоотношений.

Основа финансово-правовой нормы — диспозиция — содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, то есть определяет их права и обязанности.

Способом защиты правил, установленных финансово-правовыми нормами, являются их санкции. Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов. Это пени и штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание невнесенных в срок платежей, применение кредитных санкций банка.

Наши рекомендации