Фонд обязательного медицинского страхования, его назначение

Типы денежных систем. Теории денег.2.Межбюджетные отношения.

Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством.

Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги: как товар – всеобщий эквивалент или как знаки стоимости. В связи с этим выделяют следующие типы денежных систем:

♦ системы металлического обращения, при которых денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги разменяны на металл;

♦ системы обращения кредитных и бумажных денег, при которых полноценные деньги вытеснены из обращения.

В зависимости от металла, который в данной стране был принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения различаются биметаллизм и монометаллизм.

Биметаллизм – денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закрепляется за двумя благородными металлами (обычно за золотом и серебром), предусматриваются свободная чеканка монет из обоих металлов и их неограниченное обращение.

Монометаллизм – денежная система, при которой один металл служит всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения.

В зависимости от характера размена знаков стоимости на золото различают три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт и золото-девизный (золотовалютный) стандарт.

Исторически различают три основных теории денег.

Металлическая теория денег

Покупательную способность денежной единицы определяет металл, из которого сделана монета. Соответственно банкноты металлической теорией денег не признаются. Наиболее ценятся монеты из благородных металлов. Они имеют высокую стоимость благодаря своим природным свойствам, а не развития отношений обмена.

Номиналистическая теория денег

Покупательная способность денежной единицы определяется её номиналом, то есть суммой, указанной на монете или банкноте. То есть деньги являются сугубо условными номинальными знаками, стоимость которых не зависит от материального содержания.

Количественная теория денег

Наиболее удачной была количественная теория денег. Здесь утверждается, что покупательная
способность денежной единицы и уровень цен определяются количеством денег в обороте.

Межбюджетные отношения – система отношений, возникающих между органами государсвенной власти, органами власти субъектов РФ и органами власти местного самоуправления по поводу присвоения и использования дек. Доходов принадлежащих обществу.

Межбюджетные отношения формируют межбюджетный федерализм, который регламентируется бюджетным устройством, а также нормативными и законодательными актами.

Бюджетным кодексом устанавливается следующие принципы бюджетного федерализма:

Распределение и закрепление расходов бюджета по определенным уровням бюджетной системы

Распределение на постоянной основе и распределение по установленным нормативам всех регулирующих доходов по уровням бюджетной системы.

Равенство бюджетных прав субъектов федерации и равенство прав муниципальных образований.

Равенство всех бюджетов во всех взаимоотношениях с Федеральным бюджетом и равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации.

Б2

Финансовая система РФ. Структура, функции и принципы финансовой системы РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования, его назначение

Финансовая система – совокупность финансовых отношений и субъектов, осуществляющих эти отношения.

Структура фин. Системы РФ:

1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные финансы: государственные бюджеты; внебюджетные фонды; гос. кредит; гос. страхование.

К децентрализованным финансам относят: финансы коммерческих предприятий и организаций; финансы некоммерческих организаций; финансы домохозяйств.

2. По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

финансы экономических субъектов: организаций по секторам, по отраслям экономики; банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;

финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного уровня;

фонды страхования: государственного, частного;

финансы домохозяйств.

3. Структура финансовой системы РФ с точки зрения управления включает:

основные элементы системы (финансы государства, финансы коммерческих предприятий, организаций, финансы домохозяйств);

вспомогательные элементы системы (финансы банковско-кредитных организаций, страховых групп, финансы участников рынка ценных бумаг).

Государственные финансы обеспечивают функционирование государства и всей общественной системы. С точки зрения воздействия государства на общественную жизнь ведущим звеном является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется распределение денежных ресурсов на межотраслевом, внутриотраслевом уровнях в производственной сфере, между производственной и непроизводственной сферами, между различными территориями и группами населения национального дохода страны.

Существует два принципа построения финансовой системы:

1 .принцип демократического централизма;

2. принцип фискального (бюджетного) федерализма.

В соответствии с первым признаком все блоки и звенья финансовой системы являются составными частями одного центрального бюджета государства или входят в него составными частями с сильно ограниченными правами и компетенцией (тотальное государство, командно-административная экономика). Согласно второму принципу различные блоки и звенья в финансовой системе в своих правах и компетенции не пресекаются.

ФОМС— один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.

Среди основных функций фонда:

Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.

Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования

Б3

Наши рекомендации