Организация, ориентированная на рынок

Данный тип организации является на практике своего рода ком­бинацией вышерассмотренных новых типов. Организация, ориен­тированная на рынок, или, как еще говорят, «движимая рынком» организация, может быть описана следующим образом:

v по характеру взаимодействия с внешней средой (т.е. рынком) – это органический тип организации, быстро адаптирующийся к происходящим вне ее изменениям.

v по характеру взаимодействия частей внутри организа­ции – это либо развитая дивизиональная, либо реальная матричная структура;

v по характеру взаимодействия индивида с орга­низацией – это индивидуалистский тип.

Принципиальным отличием данного типа организации от других является то, что если в предыду­щих случаях непосредственно вокруг рынка группировалась только часть организации, то в данном случае речь идет о группировании всех частей организации вокруг рынка или рынков.

Переход к организациям, ориентированным на рынок, был обу­словлен тем, что старые, «дорыночные» структуры не поспевали за быстроменяющейся рыночной средой.

Развитие рынка развивает людей. Люди более подготовлены к работе и хотят большего участия в делах организации. Так как жизнь вне организации меняется очень быстро, то люди ожидают быстрых изменений и внутри организации. В противном случае они могут уйти из неэффективной организации в эффективную.

Развитие рынка требует от организации, ориентирую­щейся на рынок, трех главных качеств:

© гибкости,

© адаптивности,

© инновационности.

Организация проектируется, исходя из потребностей потребите­ля. В результате чего вместо жесткой иерархии возникают достаточно автономные группы. Этим группам обычно придается статус «центра прибыли» или бизнес-группы.

Сами группы, в которых все отвечают за все, функционируют в рамках закрепленного за ними процесса.

Одним из вариантов, по которому строится общая схема структу­ры организации, ориентированной на рынок, может быть следую­щий.

Наверху организации обычно централизуются только ключевые функции,определяющие ее положение на рынке.

На следующем уровне организации, как правило, децентрализу­ются производственные операции.

На нижнем уровне организация группируется по продуктовому или географическому принципам с созданием на этой основе центров прибыли.

Процесс выполнения работы в рыночно ориентированной органи­зации также приобретает особую форму. Так как главным становится выполнение каждого отдельного заказа, то и работы группируются по этой цепочке. Работниками осваивается процесс в целом, а не какие-то отдельные функции. Важным становится учет общих расхо­дов, а не только расходов в производственной сфере. Снабжение также становится общим для всех видом деятельности в организации. Развивается система единого сквозного планирования, пронизывающего все функции. Этому способствует доведенная до каждого отдельного работника информационная система, функционирующая на базе персональных компьютеров и информационных центров. Описанная организация работы становится эффективной, если все работают буквально под одной крышей, т.е. в одном здании.

При переходе организации к ориентации на рынок рекомендуется начинать изменения с ее верхних уровней. Самому руководству сле­дует продемонстрировать пример в этом отношении. Его задача – вдохновить низы. Внедрение элементов рыночного проектирования следует вести по отдельным частям организации и учитывать «местные» особенности. При изменениях внимание должно быть сфокуси­ровано на развитии организационной культуры по следующим на­правлениям: группы, риск, доверие. Управление в своем развитии также должно ориентироваться на введение групповой формы орга­низации работы. Новшества должны каскадом дойти до рядовых работников по принципу «руководители обучают подчиненных». Фокусом кадровых перестановок должны быть межфункциональные перемещения. Параллельно должна быть внедрена новая система планирования, измерения, стимулирования и оценки работы. Завершается переход к рыночной структуре развитием информационной системы с общим банком данных и свободным доступом к нему каждого работника.

* * *

Экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия XX в. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими. При этом называются следующие десять требований и характеристик формирования эффективных структур управления:

1) сокращение размеров подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом;

2) уменьшение числа уровней управления;

3) групповая организация труда как основа новой структуры управления;

4) ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителей;

5) создание условий для гибкой комплектации продукции;

6) минимизация запасов;

7) быстрая реакция на изменения;

8) гибко переналаживаемое оборудование;

9) высокая производительность и низкие затраты;

10) безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.

Можно не сомневаться в том, что в ближайшем будущем мы столкнемся с большим разнообразием структур, каждая из которых будет отвечать потребностям конкретной организации.

Вопросы для самоконтроля

1. Как классифицируются фирмы в мировой практике?

2. Покажите классификацию фирм по виду и характеру хозяйственной деятельности фирмы.

3. Покажите классификацию фирм по их правовому положению.

4. Покажите классификацию фирм по характеру собственности.

5. Каковы отличительными особенностями международной компании?

6. Каковы наиболее существенные черты ТНК?

7. В чем состоит хозяйственная обособленность предприятия?

8. Дайте определение ОСУ и покажите ее основные элементы, отношения, уровни и полномочия.

9. Каковы принципы формирования ОСУ?

10. Каковы основные признаки бюрократической структуры ОСУ, ее преимущества и недостатки?

11. Каковы основные признаки органической структуры ОСУ, ее преимущества и недостатки?

12. Покажите линейную, линейно-функциональную и дивизиональную ОСУ.

13. Покажите матричную, проектную и бригадную ОСУ.

14. Каковы основные современные тенденции эволюции ОСУ?

15. Раскройте особенности ОСУ:

- эдхократической,

- многомерной,

- партисипативной,

- сетевой,

- ориентированной на рынок,

- организации предпринимательского типа.

[1] Фирма – организация, концентрирующая и использующая ресурсы для производства (реализации) товаров и (или) оказания услуг с це­лью получения прибыли.

[2] Подробнее см.: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарика, 1998. – Гл. 8.4.

[3] Эдхократия – стиль управления, характеризующийся высокой степенью свободы в действиях сотрудников, преимущественно неформальным характером взаимодействия персонала и т.п. Важнейший параметр эдхократии – компетентность.

[4] См.: Экономика предприятия. – Гл.13. – §4. – http://www.businesscom.biz/biblio/ebooks/economics/book.html.

[5] Партисипативные организации – организации, построенные на участии работников в управлении.

[6] См.: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Гл.8. – §4. – http://www.smartcat.ru/Referat/Management/ManagementByVihansky.shtml.

[7] См.: Мильнер Б.З. Теория организаций. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 1998.

Наши рекомендации