Политика ценообразования аэропортов. Гос. регул-е естественной монополии аэропортов
(26) Особенностью модели аэропорта яв-ся то, что аэропорт – это предпр-е инфраструктуры возд. транспорта, и его назначением яв-ся обеспечение процесса перевозок ВТ.
Аэропорт производит аэропртовые услуги функционирует на рынке аэропортовых услуг. Особенностью данного рынка явл-ся то, что на нем в большинстве случаев не спрос определяет предложение, предложение определяет спрос. Вторая особенность аэропорта как хоз. субъекта явл-ся то, что аэропорт предст. собой хоз. субъкт естественной монополии. Под ест. мон-ей понимается монополия продавца, созданнай не с помощью технологич. или орг. инноваций, а полученная естественным путем.
Деят-ть аэропорта попадает под действие закона о естественных моноплиях. Ставки сборов за обслуживание пасс-ров в аэропорте включены в перечень цен и тарифов на услуги естественных моноплиях, регулирование которых производится федеральными органами исполнительной власти РФ (перечень утвержден постановление РФ №239 от 9 марта 1995 г). Аэропрт регулируется гос-вом по методу ценового регулирования: установление предельной величины ставки сбора.
Согласно документам ИКАО и мировой практики функц-ния аэропортов система ценообразования построена на основе сборов с пользователей по всем видам деят-ти. (Сбор – взимается за услугу).
Виды, содержание и методика начисления аэропортовых сборов, их стоимостная основа в соответствии с документом ИКАО Doc 9562 Руководство по экономике аэропортов (2006 г.).
Правовая основа формирования сборов: статья 15 чикагской конвенции: Аэропортовые и подобные им сборы. Согласно этой статье:
- Запрещается дискриминация любого из перевозчиков, т.е. сборы за обслуживание аналогичных ВС различных авиакомпаний должны быть одинаковыми.
- Не превышение сборов, взимаемых с иностранных ВС, аналогичным сборам, взимаем с нац. ВС.
- Гос-во не должно взимать сборы только лишь за право разрешения влета, вылета или пролета над своей тер-рией.
- Гос-ва обязаны публиковать инф-цию об аэропортовых сборах и сборах за аэронавигационное обслуживание, а также сообщать ее ИКАО. Эта инф-ция обобщается и публикуется (ежегодно) ИКАО в документе Тарифы за услуги аэропортов и аэронавигационных служб (Doc 7100). Для каждой страны существует своя страничка (поправка), на которой сформирована политика гос-ва в области сборов. Для РФ поправки R-7, R-8, R-9. Сбор устанавливается в долл. США.
Любые сборы, которые могут взиматься или разрешены взиматься, отличаются друг от друга по видам возд. сообщений (междунар. и внутр.).
До 2006 г. в РФ был установлен единый сбор для всех международных аэропортов. Система сборов в РФ строится не по видам сообщений, а по системе регистрации ВС. Только в РФ сборы делятся по стране регистрации.
Руководящий документ по порядку взимания сборов – приказ МинТранса №110 (02.10.2000) "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации".
+ схема и табл
Модель Альтмана.
(56) Одной из наиболее распространенных моделей интегральной оценки угрозы банкротства в зарубежной практике финансового менеджмента является модель Альтмана. Она представляет собой пятифакторную модель, в которой факторами выступают показатели диагностики угрозы банкротства.
На основе обследования 33 предпр-й-банкротов и 33 нормально функционирующих предпр-й проф-р Чикагского университета Эдвард Альтман в 1968 г. рассчитал коэфф-ты значимости отдельных факторов в интегральной оценке вероят-ти банкротства. Уравнение модели Альтмана имеет след. вид:
Z=1,2X1+1,4X2+3,3X3+0,6X4+1,0X5, Z – интегральный показ-ль вероят-ти банкр-ва (Z-счет Альтмана);
Х1 = (Ао – Об) / К – отношение рабочего капитала к сумме всех активов предприятия;
Х2 = Чп / К – уровень рентабельности всего используемого капитала;
Х3 = Пв /К – рентабельность капитала по балансовой прибыли;
Х4 = Ча / (Одз + Об) – коэффициент финансовой независимости;
Х5 = S / К – оборачиваемость капитала (Р / К).
Вероят-ть банкротства предпр-я при использовании модели Альтмана оценивается по спец. шкале.
Значение показателя «Z» | Вероятность банкротства |
До 1,80 | Очень высокая |
1,81 – 2,70 | Высокая |
2,71 – 2,99 | Возможная |
3,00 и выше | Очень низкая |
Величина Z-счет более 3,5 говорит о низкой деловой активности предприятия: основные фонды используются меньше, чем могли бы.
Z-счет Альтмана является комплексным показателем, включающим в себя целую группу показателей, характеризующих разные стороны деятельности предприятия: структуру активов и пассивов, рентабельность и оборачиваемость капитала.
Каких-то жестких нормативных величин Z-счету не установлено. В большинстве случаев наибольший интерес представляет динамика этого показателя.
Чистые активы предприятия (Ча) – это его имущество (валюта баланса) за вычетом обязательств, НДС и дебеторской задолженности.