Общие сведения по электроснабжению аэропортов

Современный аэропорт имеет большое количество различных радиотехнических, электрических и светосигнальных систем, надежность электроснабжения которых в значительной мере определяет безопасность полетов и экономическую эффективность работы аэропорта. Совокупность устройств для производства, передачи, распределения электроэнергии называется системой электроснабжения.

Основными требованиями к системе электроснабжения аэропорта являются: высокое качество электроэнергии; надежность работы электросистем; экономичность и безопасность всех элементов системы электроснабжения.

Система электроснабжения аэропорта состоит из внутренней части, в которую входят элементы, расположенные в пределах границы аэропорта, и внешней, представляющей собой линии электропередач от внешней энергосистемы до вводной подстанции аэропорта.

Общие сведения по электроснабжению аэропортов - student2.ru

Рис.1.1
Источниками основного электроснабжения аэропортов являются внешние промышленные электрические сети, питаемые от электростанций. Промышленные генераторы вырабатывают электроэнергию напряжением 10 кВ. С целью уменьшения потерь электроэнергии, при передаче её на большие расстояния, напряжение генератора повышают с помощью трансформатора до уровня 110(35) кВ(а если линия протяженная - до 750 кВ). У потребителей устанавливаются трансформаторные подстанции, которые понижают напряжение до требуемого значения (рис.1.1).

Для распределения электроэнергии в аэропортах применяют в основном две ступени трансформации. Первоначально напряжение 35-110 кВ от линии электропередачи поступает на вводную понизительную подстанцию, где оно понижается до 6-10 кВ и передается кабельными или в некоторых случаях воздушными линиями электропередач на трансформаторные подстанции аэропорта. Линии электропередач на 10 кВ экономически более выгодны по сравнению с напряжением 6 кВ. Затем напряжение 6 или 10 кВ на подстанциях аэропорта понижается до 380/220 В и подается непосредственным потребителям.

Основное электроснабжение аэропорта осуществляется обычно по двум независимым линиям электропередачи, одна из линий при этом является резервной. В крупных аэропортах может быть три независимых ввода от внешних систем электроснабжения. Кроме того, в аэропортах устанавливаются автономные аварийные электростанции, которые обеспечивают электроснабжение в случаях повреждения или обесточивания внешних систем электроснабжения.

Для распределения электроэнергии между потребителями в аэропортах применяют четырехпроводные сети на номинальное напряжение 380/220 В, работающие с глухозаземленной нейтралью. Напряжение 220 В целесообразно использовать при мощности потребителей до 10 кВт и длине сети до 200 м. Напряжение 380 В можно использовать при потребляемой объектом мощности 10-100 кВт и длине сети до 500 м.

Номинальный уровень напряжения на зажимах источников (генераторов, трансформаторов) 230/400 В, на зажимах приемников 220/380 В. Согласно ГОСТ 13109-97 нормально допустимые отклонения напряжения Общие сведения по электроснабжению аэропортов - student2.ru , предельно допустимые - Общие сведения по электроснабжению аэропортов - student2.ru от номинального уровня.

Все приемники электрической энергии в зависимости от последствий, которые могут возникнуть при их обесточивании, разделяют на три категории. Исходя из категории электроприемников, задают требования по надежности и бесперебойности их электропитания.

К электроприемникам первой категории относят потребителей, перерыв в электроснабжении которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, значительный материальный ущерб, повреждение оборудования. Приемники первой категории снабжаются электроэнергией от двух независимых источников: одного внешнего и одного автономного дизель-электрического агрегата. В качестве автономного независимого источника допускается использование химических источников тока обеспечивающих работу технологического оборудования в течение 6ч. Перерыв в электроснабжении приемников первой категории допускается лишь на время автоматического включения резерва (АВР).

К приемникам первой категории относят некатегорированные светосигнальные системы посадки используемые для захода на посадку по приборам, радиомаячные системы инструментального захода на посадку; командно-диспетчерские пункты; объекты радиолокационного контроля и радионавигации.

При отсутствии в районе аэродрома внешних источников электроснабжение некатегорированных систем светосигнального оборудования осуществляется от электростанции аэропорта с количеством установленных агрегатов не менее двух.

Из первой категории выделяют потребителей особой группы, перерыв в электроснабжении которых может привести к тяжелым летным происшествиям, угрожающим жизни людей. Данная особая группа включает электроприемники радиосветотехнического обеспечения полетов в УВД, непосредственно используемые при посадке ВС в условиях метеоминимума I-III-й категорий после пролета минимально допустимой высоты безопасного ухода на второй круг. Системы светосигнального оборудования I, II и III категорий относятся к электроприемникам особой группы первой категории.

Электропитание приемников электроэнергии особой группы первой категории должно осуществляться от трех источников, как правило, от двух внешних независимых и автономных автоматизированных дизель-электрических агрегатов. Перерыв в электропитании приемников особой группы не должен превышать 1 с.

К электроприемникам второй категории относят электроприемники, перерыв в электроснабжении которых связан с массовым недоотпуском продукции, простоем рабочих и механизмов. В аэропортах это рабочее освещение, технологическая вентиляция, освещение мест стоянок. Для этой категории допускаются перерывы в электроснабжении на время, необходимое для включения дежурным персоналом резерва.

Электроснабжение систем светосигнального оборудования, рассчитанных на обеспечение визуальных заходов на посадку и относящихся к электроприемникам второй категории, может осуществляться от одного внешнего независимого источника или местной электростанции и одного резервного дизель-электрического агрегата, автомоторизованного по первой степени.

К третьей категории относят всех остальных потребителей. Для таких потребителей перерыв в электроснабжении допускается на время, необходимое для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения продолжительностью до одних суток.

Система электроснабжения аэропорта должна быть оперативной в управлении и иметь устройства для автоматического повторного включения (АПВ). Аэропорт должен иметь также один или два резервных трансформатора, полностью подготовленных к установке (так называемый холодный резерв), что обеспечивает быструю замену вышедших из строя рабочих трансформаторов. На удаленных от аэропорта объектах бесперебойность электроснабжения обеспечивается аварийными агрегатами.

Количество трансформаторных подстанций (ТП) в аэропорту определяется характером электрических нагрузок и их расположением на территории аэропорта. Для больших аэропортов число ТП достигает нескольких десятков. Располагаются трансформаторные подстанции обычно в центре их нагрузок, что позволяет выполнить более экономичными низковольтные сети. При этом трансформаторные подстанции не должны являться летными препятствиями, если они устанавливаются в зоне полетов.

Автономные агрегаты электропитания располагаются как непосредственно на объекте, так и в любом другом месте аэропорта (часто в трансформаторных подстанциях) с прокладкой кабеля по отдельной трассе. Автономные агрегаты автоматически запускаются и подключаются к нагрузке при исчезновении напряжения питающей сети.

Контрольные вопросы

1. Почему передача электроэнергии осуществляется на повышенном напряжении? Какие уровни напряжений используются в аэропорту?

2. На какие категории подразделяются электрические приемники?

3. Какие требования предъявляются к питанию электрических приемников особой группы?

Наши рекомендации