Менеджмент некоммерческих организаций

Абросимова ЕЛ. и др. Как создать общественное объединение. М., 1995.

Балтийский гуманитарный фонд. Отчет за 1986 год. СПб., 1997.

Библиотека для некоммерческих органи заций. Аннотированный каталог. СПб., 1996.

Выживет ли культура в условиях рынка? Сборник статей американских авторов по менеджменту некоммерческих организаций. СПб., 1996.

Дымникова А. И., Иксанов А. Г. Благотворительный фонд БДТ. Теория и практика успеха. СПб., 1997.

Дюкарев Р., Фокс А. К., Холмз О., Эбкер К. В. Социальный маркетинг для некоммерческих организаций. М., 1998.

Залесский В. В., Каллистратова Р. Ф Комментарий к федеральному закону «О некоммерческих организациях». М., 1998.

Кеннеди Л. У. Качественный менеджмент в бесприбыльной сфере. СПб., 1994.

Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. М., 1995.

Макалъская М. Л., Пирожкова Я. А. Некоммерческие организации в Рос­сии. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. М., 1998.

Музеи в период перемен. СПб., 1997.

Негосударственные организации сферы культуры Санкт-Петербурга. СПб., 1997.

Основы деятельности и успеха некоммерческих организаций. М., 1995.

Работать с некоммерческим сектором: спонсорство или партнерство? СПб., 1997.

Российско-американская программа «Деловые ассоциации». Indiana, 1996.

Слагаемые успеха некоммерческих организаций. М., 1997.

Терминология российского некоммерческого сектора. М., 1996.

Управление некоммерческими организациями. М„ 1994.

Управление социальной сферой. СПб., 1995.

Хопкинс Брюс Р. Как создать неприбыльную организацию и управлять ею. М., 1993.

Юрьева Т. В. Некоммерческие организации. Экономика и управление. М., 1998.

Anthony Robert N.. Young David W. Management Control in Nonprofit Orga­nizations. Homewood (111.). 1994.

The Complete Guide to Nonprofit Management. New York, 1994.

Drucher P. F. Managing the Non-Profit Organization. New York, 1990.

Jeffri J. The Emering Arts: Management, Surrival and Grouh. New York, 1980.

Kotler Ph., Roberto E. Social Marketing. New York, 1989.

506МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Lawrie A The Complete Guide to Businsss and Strategic Planning. For Voluntir.

Organisations. Britain, 1996. McCurley S., Lynch R. Essential voluteer Management. London, 1994. The Nonprofit entrepreneur. New York. 1988. Prabhudas Y. Image-Building & Money-Rawing. Britain, 1994. Recreation and Leisure. Improving the Quality of Life. Boston, 1985. Salamon L. M. America's Nonprofit sector: a primer. New York, 1992. The Third Sector Project. Helping to Build a Nonprofit Sector in Central and

Eastern Europe. Baltimore, 1995.

Маркетинг в сферекультуры

Абанкина И. В., Абанкина Т В. Десять замечаний о так называемом куль­турном маркетинге // Организационные преобразов ания в сфере культу ■ ры: проблемы и перспективы. М., 1990.

Амблер Т. Практический маркетинг. СПб;, 1D99.

Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг. СПб., 200О.

Баззел Р. Д., Кокс Д. Ф., Браун Р В. Информация и риск в маркетинге. М., 1993.

Баркан Д. И Маркетинг для всех. СПб., 1992

Благоев В. Маркетинг в определениях и примерах. СПб., 1993.

Богданова Е. Л. Информационный маркетинг СПб., 2000.

Баркан Д. И. Управление фирмой в услови их рынка: Маркетинг- ключ к успеху // Практический маркетинт: Вып. 1. Л., 1991.

Баркан Д. И., Ходяченко В. Б. Поймем наш бизнес: как сегментировать ры­нок и изучать потребителя // Практический маркетинг: Вып. 2. Л., 199L

Баркан Д. И., Ходяченко В. В., Долбежкин З.Л„ ВалЭайцев С Б., Федото­ва А В. Как создаются коммерчески успешные товары и услуги: марке­тинг и нововведение // Практический маркетинг: Вып. 3. Л., 1991.

Бревнов А. А. Маркетинг малого предпри ятия. М-, 2000.

Витерс Д., Винперман К. Как продать свои услуги. СПб., 1992.

Все о маркетинге. М., 1993.

Глаголев Я И., Пискотина А. М. О маркетинге в культуре // Социально-экономические проблемы художественной культуры. М.,1987.

Голубков Е. П. Маркетинговое исследование. М., 20OO.

Гордин В. Э. Социальная политика и социальный маркетинт. СПб., 1993.

Дейян А., Троидек А., Троидек Л. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи. М., 1994.

Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга. М.; СПб.; Киев, 2000.

Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. Аналиэ, планирование, внедрение, кон­троль. СПб., 1999.

Котлер Ф. Управление маркетингом. М., 1990.

Котлер Ф„ Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. М., 1998.

Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга СПб., 2000.

Маркетинг. М., 2000.

Маркетинг. Библиографический ук ааатель литературы на русском языке за 1980-1984 гг. Л., 1990.

Матлина С. Маркетинг в деятельности клубов и библиотек / / Встреча КПР, 1993. № 11 -12.

Нагапетъянц Н.А. Прикладной маркетинг. М., 2000.

Новаторов В. Е. Маркетинг в социальна-культурной сфере. Омск, 2000.

Новаторов В. Е. Маркетинг культурных услуг. Омск, 1992.

Новаторов В. Е. Маркетинг по-русски. Оыс к. 20ч)0.

Ноздрева Р. Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как пебенсдать на рынке. М., 1991.

Онуфриенко Г. Художник в мире западного арт-бизнвса. Вопросы искусст­вознания. 1994. № 4.

Песоцкая Е. В. Маркетинг услуг. СПб., 2000-

Пилдич Дж. Путь к покупателю. М.„ 1990.

Райе Э., Траут Д. Маркетинговые войны. СПб., 2000.

Рыночная экономика: Учебник. М,, 1992. Т. 1-5.

ЛИТЕРАТУРА °^

Тулъчинский Г. Л. Маркетинг в сфере культуры. СПб., 1995.

Фатхутдинов Р. А Стратегический маркетинг М., 2000.

Хруцкий В, Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг. М., 1999.

Черчилль А. Маркетинговое исследование. СПб., 2000.

Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг. М., 1990.

Энджел Д. Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей. СПб ., 1998.

Fine S. Н. The Marketing of Ideas: a Social Issues. New York, 1981.

Jeffri J The Emering Arts: Managements, Surrival and Growth. New York, 1980.

Kotler Ph. Marketing for Nonprofit Organizations. New Jersey, 1982.

Kotler Ph., Ferre J C, Hamb Ch. Cases and Heading in Marketing for Non­profit Organization. Prentice Hall, 1983.

Kotler Ph, Fox K. F. A Strategic Marketing for Educational Institutions. New-Jersey, 1985.

Kotler Ph., Roberto E. Social Marketing. New York, 1989.

Фандрейзинг, спонсорство, благотворительность

Алексеева О. Благотворительное движение: регионы России. М., 1995. Бурышкин П. А. Москва купеческая. М., 1991. Бодунген А. На пути к успешному фандрейзиягу. М., 1995. В поисках экю. М., 1995. Деньги и благотворительность. М., 1994.

Джевникер Д. Искусство и бизнес: разными путями к одной цели // Культу­ра и власть. СПб., 1994. Джеффри Д. Независимое искусство// Культура и власть. СПб., 1994.

С. 56-61. Думова Н. Московские меценаты. М., 1992. История петербургской благотворительности /■/ Невский архив. Историко-

краеведческий сборник. СПб., 1993. Источники финансирования для российских общественных организаций. М.,

1995. Как просить деньги. М., 1994. Как просить деньги на некоммерческие проекты у благотворительных фок-

дов. М., 1994. Катасонова Е. Л. Японские корпорации: культура, благотворительность,

бизнес. М., 1992. Кондраков А Найди спонсора. Практическое руководство по организации а

проведению спортивных соревнований. СПб., 2001 Мартынов С. Предприниматели, благотворители, меценаты. СПб., 1993. Музей и новые технологии. М., 1999. Работать с коммерческим сектором: спонсорство или партнерство? СПб.,

1997. Роль благотворительности в деятельности банков. М., 1994. Российская благотворительность. История в материалах прессы. Вып. 1 (1987-

1992). М., 1994; Вып. 2 (1993-1994). М., 1995. Столпер К. Л., Хопкинс К. Б. Успешный фандрейзинг для учреждений куль •

туры. (Как просить деньги на культуру). СПб., 1995. Тулъчинский Г. Л. Привлечение и аккумулирование финансовых средств,

Фандрейзинг в сфере культуры. СПб., 1998, Clarke S. The Complete Fundraising Handbook. Britain, 1993. Corson-Finnety A, Blanchard L. Fundraising and Friend-Raising on the "Web.

Chicago, 1998. Doulton A. M. The Arts. Funding Guide. Britain, 1994. Fishel D. The Arts Sponsorship Handbook. Britain, 1993. Grace K. S. Beyond Fund Raising: New Strategies for Non Profit Innovation

and Investment. 1997. Harvey B. Networking in Eastern and Central Europe. L., 1995. Hopkins К. В., Friedman С S. Successful Fundraising for Arts and Cultural

Organizations. Phoenix, 1997.

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Landsdowne D. Fund Raising Realities Every Board Member Must Face A One

Hour Crash Course on Raising Major Gifts for Nonprofit Organizations.

Medfield, 1996. ' Monito Secreta. Тайные наставления иезуитов '/ Гризингер Т Иезуиты. СПб.,

1999. Norton M. Raising Money from Trusts. Britain, 1992. Norton M. Writing Better Fundraising Applications. Britain, 1995. Passingham S. Good Ideas for Raising Serious Money. Large-Scale Event Plans.

Britain, 1995. Passingham S. Organising Local Events. Britain, 1995. Pnbhudas Y. Image-Building & Money-Raising. Britain, 1994. Sinclair S. Why Business gives го the Arts /' Cultural Post. Washington.

Vol. 104. № 6. Smith W. J. The Art of Raising Money. New York, 1985. Tried and Tested Ideas lor Raising Money Locally. Small and Medium-Scale

Events. Britain, 1994.

Работа с персоналом, организационная культура

Авдеев В. В. Формирование команды. М., 1998.

Акоф Р., Эмери Р. Целеустремленные системы. М., 1972.

Де Джордж К. Т. Деловая этика: В 2 т. М.; СПб., 2001

Дизель П., Мак-Кинли Р. У. Поведение человека в организации. М., 1993.

ЕеоршинА. П. Управление персоналом. М., 1997.

Зимичев А М. Психологзя политической борьбы. СПб., 1993.

Купидонов Э. А, Купидонова А. Э. Корпоративная культура. Ростов-на-Дону,

2002. Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к

взаимопониманию. М„ 1999. Моул Д. Обратите внимание на ваши манеры: европейская культура бизнеса.

Харьков, 1999-. Нъюстром Д. В., Дзвис К. Организационное поведение. Поведение человека

на рабочем месте. СПб., 2000. Ойуховский К. Психология влечений человека. М., 1972. Персонал: как руководить организацией. №.. 1993. Плешин Ю. Упразление персоналом. СПб., 1995.

Пронников В. А, Ладанов И. Д. Управление персоналом з Японии. М., 1989. Психология менеджмента. СПб., 2000. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М., 1992. Саморегуляция и прогнсзирование социального поведения. Л., 1979. Симонов Я В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность. М., 1984. Стробинский Э. В. Как управлять персоналом. М., 1995. Талочек В. А Стили совместной деятельности. М., 2000. Тамилов В. В. Культура предпринимательства. СПб., 2000. Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995. Тулъчинский Г. Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Л., 1990. Управление персоналом. М., 1998. Управление персоналом организаций. М., 1908. Уткчи Э.А. Мотивациоаный менеджмент. М., 1999. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Цыпкин Ю. А Управление персоналом. М., 2001. Чернышев В. Н., Цвинии А. П. Человек и персонал в управлении. СПб.,

1997. Швалъбе Б„ Швалъбе X. Личность. Карьера. Успех. М., 1993. Шекшня С. В. Управление персоналом современных организаций. М., 1996. Шепелъ В. М. Имиджеогогия. Секреты личного обаяния. М., 1994. Эккельман Н. Б. Власть мотивации. Харизме, личность, успех. М., 1999. Byiard L. L., Rue L. W. Human Resourse Management. Boston, 1994. Hirsy P. Management of Organizational Behavior. New York, 1990. Taylor G., Thorton-Ch. Managing People. London, 1995.

ЛКТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

И ПРОГРАММА КУРСА, ВОПРОСЫ

К ЭКЗАМЕНУ И ЛИТЕРАТУРА

Составитель: заслуженный деятель науки РФ, доктор фило­софских наук, профессор Г. Л. ТУЛЬЧИНСКИЙ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Актуальность курса. Социально-культурная сфера — одна из наиболее динамично развивающихся сфер деятельности в совре­менном обществе. В России переход сферы культуры в новые орга­низационно-экономические условия, начавшийся в 1989 г., про­ходит особенно драматично. Сфера, традиционно поддерживав­шаяся на средства государственного бюджета, выполняющая, прежде всего, функции обеспечения и подкрепления идеологиче­ской индоктринации общества, оказалась не готовой, прежде все­го, профессионально. Работники сферы культуры испытывают ост­рейшую нехватку компетентности, знаний и умений экономиче­ского, правового, а главное менеджментного профиля.

Задача усложняется тем, что не может быть решена за счет знакомства работников культуры с основами общего менеджмента. Дело в том, что технология современного эффективного менедж­мента (отечественного и зарубежного) позволяет говорить о нарас­таний социально-культурного, гуманитарного содержания совре­менного менеджмента. Более того, можно говорить о возрастании значения и влияния сферы культуры на социальные процессы, вплоть до политической жизни и экономики. Проявляется это прак­тически по всем векторам современного менеджмента: в маркетин­ге (связанном с учетом социально-культурных факторов, обстоя­тельств и особенностей потребления), в public relations, в работе с персоналом. Фирменный стиль, организационная культура, дух корпорации из метафор очень быстро превратились в конкретные технологические требования. Система менеджмента на различных уровнях приобретает все более отчетливые характеристики техно­логии социально-культурного нововведения.

Эти обстоятельства предъявляют новые требования к компе­тентности и профессионализму современного менеджера сферы культуры и не только. К традиционным требованиям знания тех­нологии, организации, финансового контроля и маркетинга в со­временных условиях добавляются требования культурологического и гуманитарного характера. Современный менеджер, вне зависи­мости от профиля деятельности его фирмы, должен быть знако­мым с современными культурными процессами в тех обществах, в среде которых ему приходится или придется иметь дело, прак­тически ориентироваться в механизмах и процессах формирова­ния и развития культуры (национальной, профессиональной, фир­мы, личностной).

Разработанные и читаемые курсы по менеджменту в сфере культуры, по преимуществу, являются адаптациями курсов по общему менеджменту, в лучшем случае курсов по экономике не­производственной сферы и не учитывают специфики и возможностей

510 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

собственно менеджмента в сфере культуры. Подобная модель кур­са вполне допустима на общеэкономических и управленческих спе­циализациях. Но при подготовке менеджеров непосредственно со­циально-культурной сферы требуется курс, вводящий в техноло­гию менеджмента применительно к особенностям профессиональной деятельности. В этом случае слушателей целесообразно ориентиро­вать на более глубокое рассмотрение общих закономерностей и механизмов менеджмента в сфере культуры, роли, значения и со­держания государственного регулирования и поддержки, техно­логии определения приоритетов поддержки и развития культур­ной жизни, привлечения и аккумулирования финансовых средств из различных источников (фандрейзинг), технологии планирова­ния, учета и контроля. Разработки культурных программ различ­ного профиля и уровня, формирования творческих коллективов и команд, особенностей учета и развития мотивации в целом, техно­логии эффективного менеджмента на уровне коллективов, учреж­дений и организаций, а также региональном уровне, вопросов про­фессионального самоопределения.

Объект изучения: менеджмент в сфере культуры. Предмет изу­чения: технология менеджмента в сфере культуры.

Концептуальная новизна и главные вопросы курса. В курсе впервые систематически рассмотрены содержание и технология менеджмента в сфере культуры.

Введено понятие механизма менеджмента и рассмотрена необ­ходимая и достаточная система механизмов менеджмента в соци­ально-культурной сфере. Рассмотрен отечественный и зарубежный опыт и соответствующие модели эффективной государственной поддержки сферы культуры. Раскрыто содержание требований к компетентности современного менеджера в сфере культуры. Осо­бое внимание уделено социально-культурной природе мотивации, раскрыт ее общий механизм, связанный с фундаментальной ролью оценки. Предложена типология мотивации и соответствующих уров­ней зрелости личности (от признания через преодоление и самосо­вершенствование к призванию).

В предложенном курсе впервые систематически рассматрива­ются методы определения приоритетов управления сферой культу­ры, технология разработки культурных программ, содержание и технология фандрейзинга, проблемы и перспективы спонсорства, патронажа и благотворительности в сфере культуры, роль, значе­ние, содержание организационной культуры фирмы, совокупной культуры менеджмента, направления взаимодействия современно­го бизнеса со сферой культуры. Специально рассматривается поня­тие эффективности менеджмента, виды, уровни и методы анализа эффективности менеджмента в сфере культуры.

Программа является авторской, в ней использован ряд идей и результатов, сформулированных и полученных в работах автора программы.

Междисциплинарные связи. Согласно учебному плану специ­альности «менеджер организации», разработанному в соответствии с требованиями Госстандарта, курс является одним из централь­ных в цикле специальных дисциплин. Курс читается на третьем году обучения, когда студенты подготовлены к его восприятию после курсов по экономике культуры, гражданского права, осно­вам предпринимательства, общему менеджменту, культурологии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 511

С другой стороны, знакомство с содержанием этого курса оказы­вается существенным и необходимым звеном в переходе к ряду специальных дисциплин третьего, четвертого и пятого годов обу­чения: маркетинг, психология управления, этика бизнеса, рекла­ма, public relations и др. Данный курс, таким образом, концепту­ально занимает центральное в место в структуре учебного плана специальности.

2. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ

Знакомство с технологией менеджмента в сфере культуры.

Понимание особенностей и возможностей некоммерческой дея­тельности в сфере культуры.

Выработка навыков разработки проектов и программ в сфере культуры.

Выработка навыков анализа проблем в управлении персона­лом и принятия оптимальных решений этих проблем.

3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

При чтении курса по данной программе используются такие формы обучения, как лекции, семинары, самостоятельная работа студентов (подготовка рефератов и докладов, подготовка курсовой работы). По некоторым темам используются другие активные ме­тоды обучения: выполнение практических заданий, разбор ситуа­ций, деловые игры. Аттестация осуществляется по итогам работы в течение семестра, написания курсовой работы и сдачи экзамена.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

1. П-энимание особенностей менеджмента в сфере культуры и его функций.

2. Понимание роли и значения сферы культуры в современном обществе, ее вклада в экономическое развитие.

3. Знание технологии менеджмента в сфере культуры.

4. "Умение разрабатывать проекты и программы в сфере куль­туры.

5. Знание основных методов работы с персоналом.

6. Умение анализировать проблемы управления персоналом и выбирать оптимальные способы их решения.

5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Качество приобретаемых знаний и умений контролируется в следующих формах: И выполнение практических заданий в рамках практических за­нятий;

■ участие в поисковых семинарах;

Ш выполнение практических заданий курсовых работ (для днев­ного обучения);

■ выполнение курсовых работ для 030; II публичное обсуждение выполненных работ; II итоговый экзамен.

Экзамен проходит в виде классического собеседования по би­летам (.пва вопроса в билете).

Выполнение и защита практической (курсовой) работы явля­ется основанием для допуска к экзамену.

512 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

6. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРС 4

Распределение часов по темам и видам уче оных занятий

Тема Количество часов
Лек­ции Прак­тиче­ские занятия Все­го
Сфера культуры и технология менеджмента
1. Культура, сфера культуры и менеджмент
2. Система механизмов менеджмента
3. Особенности менеджмента в сфере культуры
4. Эволюция технологии менеджмента
5. Компетентность современного менеджера и гуманитарная культура
Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры
6. Государственное регулирование в сфере куль­туры
7. Негосударственная поддержка социальяо-культурной сферы
8. Источники финансирования работы учрежде­ний культуры
Технология организационного и финансового обеспечения социалъно-кулътурноь деятельности
9. Определение приоритетов поддержки и разви­тия культуры: зарубежный и отечественный опыт
10. Культурные программы как метод управления
11. Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрвйзинг)
12. Разработка организационных документов
Технология планирования
13. Виды планов в сфере культуры
14. Организация плановой деятельности (этапы планирования)
16. Методы планирования
Учет, отчетность и контроль
16. Роль и значение учета, отчетности и контроля
17. Виды учета и отчетности, требования к их организации
18. Технология контроля
Работа с персоналом
19. Система работы с персоналом
20. Управление сопротивлением
21. Лидерство и стили руководства
22. Стимулирование и мотивация
23. Культура менеджмента и организационная культура фирмы
Проблема эффективности менеджмента в сфере культуры
24. Понятие, виды и уровни анализа эффективности 1 2
25. Методы анализа эффективности 4
Итого: 52

ПРИЛОЖЕНИЕ

7. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРОГРАММА КУРСА)

Тема 1. Сфера культуры и технология менеджмента Культура, сфера культуры и менеджмент. Система механиз­мов менеджмента. Необходимость технологического представле­ния менеджмента.

Административно-организационный механизм. Экономический механизм. Работа с персоналом. Информационный механизм. Про­блема обеспечения единства механизмов менеджмента. Особенно­сти менеджмента в сфере культуры. Сфера культуры как сфера услуг. Проблема единства механизмов менеджмента в сфере куль­туры.

Опыт и итоги административных нововиедениа в сфере куль­туры России. Эволюция технологии менеджмента. Компетентность современного менеджера и гуманитарная культура.

Тема 2. Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры

Государственное регулирование в сфере культуры. Возможные роли государства в управлении сферой культуры. Международные акты и отечественное законодательство по культуре. Органы госу­дарственного управления сферой культуры. Информационное обес­печение управления в сфере культуры.

Негосударственная поддержка социально-культурной сферы. Спонсорство, благотворительность, патронаж. Цели и формы спон­сорства. Благотворительность: проблемы и организация. Неком­мерческие организации, фонды.

Источники финансирования работы учреждений культуры: бюд­жетные (бюджет текущего содержания и финансирование программ по уровням бюджетообразования, возможность бюджетного финан­сирования непосредственно потребителя услуг в сфере кульгуры) и внебюджетные (средства доноров, спонсорские средства, гранты оте­чественных, зарубежных и международных фондов и организаций, собственные коммерческая деятельность и платные услуги и т. д.).

Тема 3. Технология организационного и финансового обеспечения социально-культурной деятельности

Определение приоритетов поддержки и развития культуры: зарубежный и отечественный опыт. Американская модель: отказ от определения приоритетов. Постсоветская модель: научно обо­снованные приоритеты. Общественно-государственная модель оп­ределения приоритетов.

Культурные программы как метод управления. Роль, значе­ние и содержание культурных программ. Технология разработки и обеспечения реализации культурных программ.

Привлечение и аккумулирование финансовых средств из раз­личных источников (фандрейзинг). Организационное и техниче­ское обеспечение фандрейзинга. Планирование фандрейаинтовой кампании. Информационное обеспечение фандрейзинга. Виды и размеры возможных субсидий. Контакты с потенциальными доно­рами. Специальные мероприятия. Фандрейзинг по почте и но теле­фону. Анализ эффективности фандрейзинговой кампании.

Разработка организационных документов (уставов, положений, должностных инструкций и т. д.).

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Тема 4. Технология планирования

Виды планов в сфере культуры. Организация плановой деятель­ности (этапы планирования). Методы планирования. Аналитиче­ское планирование. Элементы маркетинга. Нормативное планиро­вание. Целезое обоснование планов. Планирование материального и финансового обеспечения (балансовые методы планирования).

Планирование организационного обеспечения (матричный и сетевой планы).

Тема 5. Учет, отчетность и контроль

Роль и значение учета, отчетности и контроля. Виды учета и отчетности, требования к их организации. Текущий (оператив­ный) учет. Статистический учет и отчетность. Творческие отчеты. Технология контроля. Виды и типы контроля. Средства и формы контроля. Организация (этапы) проведения ревизии.

Тема 6. Работа с персоналом

Система работы с персоналом. Персонал в сфере культуры и кадровая политика. Требования к работникам сферы культуры и проблемы их подготовки. Содержание н методы подбора компетент­ного персонала. Требования к расстановке кадров. Оценка-и атте­стация. Переподготовка и повышение квалификации.

Управление нововведением. Внешнее и внутреннее сопротивле­ние нововведению. Управление сопротивлением. Принудительное нововведение. Адаптивное нововведение. Кризисное нововведение.

Лидерство и стили руководства. Лидерство и социально-психо­логическое содержание руководства. Виды стилей руководства. Факторы формирования и динамика стилей руководства. Стиму­лирование н мотивация. Виды и методы стимулирования. Содер­жание мотивации и виды мотивов. Мотивация и проблема успеха. Свобода и ответственность. Создание и развитие мотивационных условий. Два потока внутрифирменной информации. Культура менеджмента и организационная культура фирмы.

Тема 7. Проблема эффективности менеджмента в сфере культуры

Эффект и эффективность. Виды эффективности в сфере куль­туры. Целесообразность, рациональность и экономичность в соци­ально-культурной сфере. Уровни анализа эффективности: уровень социально-культурной деятельности, уровень деятельности фир­мы, уровень управления организациями и учреждениями. Методы анализа эффективности.

8. ТЕМАТИКА И ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Вклад сферы культуры в социально-экономическое развитие региона

Форма занятия: поисковый семинар.

Кем и в чем востребована сфера культуры?

Самостоятельный вклад сферы культуры в экономику региона.

Для каких отраслей сфера культуры выступает в качестве не­обходимого компонента инфраструктуры?

Сфера кульгуры как фактор консолидации различных соци­альных групп.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тема 2. Особенности технологии современного менеджмента и сферакультуры

Форма занятия: семинар. Маркетинг, реклама, PR и сфера культуры. Работа с персоналом и сфера культуры. Политические технологии и сфера культуры. Технология современного бизнеса и социально-культурные тех­нологии.

Наши рекомендации