Система сбалансированных показателей (BSC)
Сбалансированная система показателей (BSC) - это система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных показателей, отражающих все аспекты деятельности организации, как финансовые, так и не финансовые.
Методический подход к разработке системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard - BSC), основывается на методологии Balanced Scorecard, впервые предложенной Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом в 1992г. В рамках методологии BKG используется 4-е базовые проекции (финансы, клиенты, внутренние процессы, обучение и развитие). Разрабатываемые сбалансированные показатели согласуются с критериями эффективности бизнес-процессов.
Система сбалансированных показателей предприятия (BSC - Balanced Scorecard) представляет собой инструмент управления, позволяющий перевести стратегию в систему четко поставленных задач, а также показателей, измеряющих степень выполнения данных задач. Система сбалансированных показателей (BSC - Balanced Scorecard) служит для обеспечения взаимосвязи стратегического и тактического уровня управления.
Разработанная система сбалансированных показателей BSC базируется на следующих принципах:
Принцип измеримости - стратегическая цель может быть достигнута только при том условии, что она переведена на язык конкретных задач и измерена с помощью показателя, отражающего эффективность ее достижения.
Принцип комплексности - показатели стратегических задач должны охватывать все стороны деятельности, критичные для управления бизнесом и достижения целей его развития. Это означает, что показатели, измеряющие эффективность решения стратегических задач, не могут ограничиваться финансовыми критериями, но должны учитывать также отношения с клиентами и поставщиками, создание и внедрение новых продуктов и технологий, критерии операционной эффективности и другие важные стороны в комплексе.
Принцип причинно-следственной связи - стратегические задачи и показатели деятельности должны рассматриваться как система взаимосвязанных элементов. По сути, стратегия будет представлять собой цепочку задач, объединенных причинно-следственными связями, проходящих через все основные аспекты деятельности предприятия, и влияющих, в конечном итоге, на достижение основной стратегической цели бизнеса.
Принцип локализации ответственности - за решение каждой стратегической задачи должен нести ответственность руководитель одной организационной единицы, эффективность деятельности которого измеряется соответствующим показателем. Этот принцип означает необходимость распределения ответственности за реализацию стратегических целей и достижение показателей между руководителями бизнес-единиц и структурных подразделений предприятия. При этом в ответственность руководителю может быть поставлена только та задача, на решение которой он непосредственной влияет в ходе своей деятельности. При измерении комплексных задач, на решение которых влияют несколько подразделений, осуществляется детализация показателей для определения вклада каждого подразделения в решение стратегической задачи.
Принцип информационной открытости - планирование и оценка показателей деятельности подразделений является информационно открытым процессом (с учетом требований конфиденциальности). Информационная прозрачность обеспечивает понимание сотрудниками подразделений стоящих перед ними задач, правил оценки результатов их труда, взаимосвязи деятельности их подразделения с задачами других подразделений. Открытость обеспечивает эффективность коммуникационного процесса и получение обратной связи о выполнении стратегических решений.
Для чего используется система сбалансированных показателей деятельности (BSC):
Система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard - BSC) используется в управлении предприятием для того, чтобы: · четко сформулировать стратегию и оценить реалистичность ее выполнения
довести стратегию до сведения всех сотрудников;
согласовать цели и задачи деятельности подразделений и всех сотрудников со стратегией;
согласовать тактические планы и бюджеты со стратегическими задачами;
согласовать целевые программы (инвестиционные проекты, программы обучения, исследовательские программы и т.п.) со стратегическими задачами;
получать "обратную связь" о достигнутых результатах в реализации стратегии Холдинга и предпринимать корректирующие управленческие воздействия.
Миссия и видение на основе ожиданий собственников определяют целевое состояние бизнеса в долгосрочной перспективе, задают основные направления развития предприятия. На базе миссии и видения разрабатывается и согласовывается с Высшим руководством и Собственниками стратегия развития предприятия, устанавливающая стратегические цели в ключевых областях деятельности предприятия и способы их достижения, приоритетные направления использования ресурсов и концентрации усилий компании по достижению стратегических целей. Сформулированная стратегия с помощью системы сбалансированных показателей транслируется в конкретные задачи, по каждой из которых определяются показатели, измеряющие результат их выполнения. Установленные показатели закладываются в текущие планы и бюджеты подразделений, бизнес-единиц и предприятия в целом. Фактическое выполнение стратегических показателей, отслеживаемое с помощью подсистемы управленческого учета, формирует обратную связь о реализации стратегии предприятия. Основная цель системы сбалансированных показателей заключается в обеспечении реализации стратегии предприятия посредством формирования четкой взаимосвязи между стратегическими решениями Высшего руководства предприятия и текущей деятельностью его бизнес-единиц и подразделений.
124. Оценка работы компании фондовым рынком: P/E, M/B, отраслевые индикаторы
Информация финансовой отчетности поступает на финансовые рынки в составе общедоступной рыночной информации. Информация о финансовых рынках в итоге трансформируется в рыночные котировки отдельных финансовых инструментов. Для акционерной компании наиболее важным финансовым инструментом являются обыкновенные акции, обращающиеся на фондовых рынках (Shares Outstanding – SO). Произведение рыночной котировки 1 обыкновенной акции на ее количество (Pm * SO) дает рыночную капитализацию компании:
MC = Pm * SO
На основе этого и производного от него показателей рассчитываются различные финансовые коэффициенты, отражающие степень оценки данной компании финансовым рынком. Наиболее распространены показатели, отражающие величину результатов деятельности компании на ее одну акцию:
EPS (прибыль на одну акцию) = NI / SO
DPS (дивиденды на одну акцию) = Div / SO
BPS (бухгалтерская стоимость на 1 акцию) = E / SO
Ydiv (дивидендная доходность) = DPS / Pm
p/o (какая часть прибыли выплачивается в виде дивидендов) = DPS / EPS = Div/NI = 1 – RE (P/O > Y div в пунктах)
p/e (соотношение «цена – прибыль) = Pm/EPS = MC/NI; p/e = 15% эффективная величина, нормальная рыночная доходность 6,5 – 7%.
p/s = SPS/Pm = S/MC
PEG = (p/e) / G
MB = MC / E показывает во сколько раз дороже (дешевле) рынок оценивает СК компании.