Система сбалансированных показателей как инструмент реализации стратегий

(Balanced Scorecard, BSC) – наиболее популярная, признанная в мире концепция управления реализацией стратегии, разработанная профессорами Гарвардского университета Д. Нортоном и Р. Капланом (США).

Сбалансированная Система Показателей (ССП) обеспечивает целенаправленный мониторинг деятельности предприятия, позволяет прогнозировать и упреждать появление проблем, органично сочетает уровни стратегического и оперативного управления, контролирует наиболее существенные финансовые и нефинансовые показатели деятельности (KPI) предприятия. Степень достижения стратегических целей, эффективность бизнес-процессов и работы всего предприятия в целом, каждого его подразделения и каждого сотрудника определяется значениями так называемых ключевых показателей эффективности (KPI), которые тесно связаны с системой мотивации сотрудников. Показатели с их целевыми и граничными значениями определяются таким образом, чтобы максимально охватить все критические области, влияющие на реализацию стратегии.

Сбалансированная Система Показателей (ССП) - это система измерения эффективности деятельности всего предприятия (система стратегического планирования), основанная на видении и стратегии, которая отражает наиболее важные аспекты бизнеса. Концепция Сбалансированной Системы Показателей (ССП) поддерживает стратегическое планирование, реализацию и дальнейшую корректировку стратегии, путём объединения усилий всех подразделений предприятия.

Сбалансированная Система Показателей (ССП)помогает руководителям быстро получать ценную обобщенную информацию о деятельности предприятия для улучшения качества процесса принятия решений. Концепция Сбалансированной Системы Показателей помогает представить стратегические цели предприятия на стратегической карте в виде декомпозиции целей. Стратегическая карта (strategy map) – это описание стратегии с помощью причинно-следственных связей на каждом уровне управления предприятия. Такую модель реализации Стратегии удобно использовать как для контроля достижения целей, так и для их модификации. Этапы построения ССП : 1)формулировка миссии и видение компании. 2) определение стратегич. целей. 3) установление оценок для каждой цели. 4) определение плановых значений оценок. 5) составление списка стратегич инициатив, призван достичь каждой цели. 6) объединение различн стратегич целей при помощи причинно-следственной диаграммы. SMART. S-ясные требования, цели должны быть измеримые. А- ориентирован на конкретные действия. R-достижимые, Т- ориентирован на определен период времени.

Конкурентные преимущества нефтегазовых компаний

Конкур. преимущество– способность компании генерировать устойчиво высокую добавочную стоимость и прибыль в конкур среде выше среднего по отрасли (долгосрочная перспектива)

Модель к/п состоит из 4 блоков:

1.к/п, связанные с ресурсной базой: -большая величина запасов, доступность запасов , наличие инфрастр-ры на месторождениях, стоимость 1-го барреля нефти

Система сбалансированных показателей как инструмент реализации стратегий - student2.ru 2.рыночно-логистические к/п: -близость запасов к потребителю, большая доля рынков сбыта у/в сырья, наличие логистич-х цепочек по доставке сырья к рынкам сбыта,LR договора/контракты на поставку сырья

Технологические к/п

4. управленческие к/п:-способность реализовывать крупные проекты с соблюдением сроков и сметной стоимости, высокий размер добавл. стоимости в расчете на работника, занятых в сфере управления, кол-во уровней управления, умение работать с правительством, четкие законодат-ва.

Важнейшим конкурентным преимуществом российского ТЭК является его природно-ресурсный потенциал. В то же время, нельзя забывать о развитой транспортной инфраструктуре, которая способствует успешному экспорту энергоресурсов. Важно упомянуть и налаженные десятилетиями внешнеэкономические отношения с различными странами и регионами, которые исторически являются постоянными потребителями российских энергоресурсов.

Главным направлением экспорта будут по-прежнему страны Европейского континента, с которыми нас связывает географическая близость, традиционная ориентированность на российские топливно-энергетические ресурсы и развитая сеть инфраструктуры экспорта – очевидные конкурентные преимущества Российского ТЭК.

Усиление конкуренции и ожидаемое появление новых поставщиков топливно-энергетических ресурсов на рынках Европы (в том числе из Каспийского региона) выдвигает на передний план задачу повышения конкурентоспособности российского экспорта и поиска новых интенсивных путей сохранения своего присутствия на традиционных энергетических рынках. Речь, в частности, идет о диверсификации и качественной реструктуризации экспорта энергоносителей, увеличении доли конечных энергоресурсов в общем объеме экспорта, оптимизации условий их реализации на внешних рынках, в том числе путем получения доступа к потребителям.

Несмотря на то, что в близкой перспективе Европа останется основным рынком для российских топливно-энергетических ресурсов, в XXI веке все больший удельный вес в географической структуре экспорта энергоресурсов будут занимать южное и восточное направления.

Билет 10

Наши рекомендации