Глава II: этапы становления и развития компании Microsoft
1 этап: зарождение компании Microsoft (1969 - 1975)
Нельзя говорить о компании Microsoft, перед этим не упомянув, почему же ее создатели – Билл Гейтс и Пол Аллен решили заниматься компьютерными технологиями.
Зимой 1969 года в школе, где учились Билл Гейтс и Пол Аллен, открылся компьютерный класс. Мальчики сразу же увлеклись программированием, и уже через некоторое время подписали соглашение с Computer Centre Corporation на программирование машин DEC (Digital Equipment Corporation).
Когда в 1972 году вышел микропроцессор 8008 компании Intel, Пол Аллен начал убеждать Гейтса в том, что необходимо создать машину на основе чипа 8008, которая анализировала бы данные о дорожном движении Сиетла. Для этой цели и была организована компания «Traf -O-Data». За 1972-1973 годы компания заработала 20000 долларов. К сожалению, вскоре федеральное правительство предложило аналогичные услуги бесплатно, и компанию пришлось закрыть.
Но Гейтс и Аллен не отчаивались: для переговоров с компанией MITS (Micro Instrumentation Telemetry Systems) в 1975 году ими было организовано товарищество «Micro-Soft» Его целью была разработка программного обеспечения для микрокомпьютеров. Торговое имя Microsoft было зарегистрировано годом позже. Так появилась компания, ставшая одним из лидеров на рынке компьютеров и чьи продукты есть почти на каждом ПК на планете.
В это время не может идти и речи о наступательных и оборонительных стратегиях, вертикальной и горизонтальной интеграциях. Не было также и структуры: Билл Гейтс и Пол Аллен работали вдвоем как равноправные партнеры. Мы можем увидеть только первые шаги, возможно еще неосознанные, к созданию компании с ярко выраженной структурой и определенными стратегиями.
2 этап: становление Microsoft (1976-1984)
Первоначально Microsoft занималась лишь разработкой языков программирования. Одним из самых известных из них стал BASIC. Его создание связано с появлением в 1972 году дискет – носителей информации. Они были громоздкими и неудобными, но все-таки были предпочтительнее других устройств доступа к данным, поскольку позволяли сразу находить нужную информацию. В то время Microsoft выполняла заказ для компании MITS, готовившейся к выпуску своего компьютера Altair. Пол Аллен, прекрасно понимавший, что MITS нуждается в том, чтобы Altair был снабжен дисководом, убедил Гейтса написать необходимые программы. Так, в феврале 1976 года Disk BASIC был
готов. Пол Аллен вспоминает это как «настоящий подвиг в программировании».[12]
Действительно, создание абсолютно новой концепции было очень трудоемким делом: для создания программы Гейтс исписал несколько сотен страниц. Но это того стоило. Вскоре в Microsoft поступили заказы то таких фирм как General Electric, NCR и Citibank. С учетом того, что в 1976 году кампания против незаконного копирования языка BASIC достигла апофеоза, мы не можем не заметить как уверенно развивалась Microsoft. В это время крошечная компания сняла первые помещения, и в ней работало несколько человек, не считая Пола Аллена и Билла Гейтса.
Схематическое изображение структурной организации компании можно представит так:
Программист 1 |
Программист 3 |
Пол Аллен |
Билл Гейтс |
Программист 4 |
Программист 2 |
Весной 1977 года Microsoft переехала в новый офис в Альбукерке. В это же время начался судебный процесс между Microsoft и Pertec. Причиной конфликта стал BASIC. Процесс длился 6 месяцев и породил серьезные финансовые трудности. В декабре 1977 Microsoft выиграла дело. Как оказалось, после 1977 у компании больше никогда не было финансовых проблем.
В 1977-1978 годах компания выпустила два новых языка программирования: FORTRAN и COBOL. Очевидно, что это была оборонительная стратегия Microsoft: в это время продукция Tandy и Apple продавалась гораздо лучше, чем предыдущие микрокомпьютеры. И другие производители, включая Atari и Commodore, вступили на растущий рынок микрокомпьютеров. Чтобы сохранить объемы прибыли, Microsoft необходимо было действовать.
К концу 1978 года компания заработала свой первый миллион и успешно провела географическую экспансию: сформировался филиал Microsoft в Японии; а в 1979 годовой объем продаж составлял 2,5 миллиона долларов: компания заключила контракт с Intel (создателями микрочипа 8086).
Прорыв Microsoft пришелся на 1980-е, время, когда корпорация IBM начала разработку персональных компьютеров (ПК). В то время как IBM подписала контракт с Microsoft на разработку языка программирования, выбор партнера по разработке операционной системы сначала пал на лидера в этой области – Digital Research. Тем не менее, IBM и Digital Research не смогли договориться о сроках договора, поэтому контракт на разработку операционной системы также был заключен с Microsoft. Так как временные рамки были достаточно жесткими, и Microsoft не обладал разработками собственной операционной системой, компания купила права у Seattle Computer Products за 75000 долларов. Изначально называвшаяся Q-DOS (“Quick and Dirty Operating System”), операционная система была переименована в MS-DOS (“Microsoft Operating System) и адаптирована для ПК IBM. В согласии с договором, Microsoft оставлял за собой исключительные права на продажу этого продукта другим компаниям и пользователям, в то время как IBM этого делать не могла. Ни одна из сторон не могла предугадать важность этого пункта договора: пока производители разрабатывали оборудование, совместное с ПК IBM, а реализация ПК стала очень выгодным бизнесом, быстрая и мощная MS-DOS стала ведущей операционной системой, а прибыли Microsoft взлетели до небес.
Прорыв Microsoft связан даже не собственно с покупкой, последующим изменением и перепродажей операционной системы MS-DOS, а с самой идеей, что компания не должна писать только языки программирования, она может создавать и другие продукты. Это был первый шаг по направлению к корпорации, которая будет создавать все: от, собственно, самих операционных систем, до программ выхода в Интернет. Создание MS-DOS можно считать первой, и вполне удачной, попыткой вертикальной интеграции. В данном случае это была интеграция вперед: если раньше Microsoft писала собственные языки программирования для «чужих» операционных систем, то сейчас она стала производить собственную «основу» для установки и работы программ.
В 1980 году в компанию пришел Стив Балмер, близкий друг Гейтса по Гарварду. Он стал заниматься нетехнической стороной бизнеса. Позже Балмер вспоминал о бурном времени становления Microsoft: «Наша первая крупная ссора случилась, когда я стал настаивать на найме 17 работников. Билл заявил, что я хочу сделать его банкротом». Очень внимательный к тратам, Гейтс считал, что компания всегда должна иметь столько денег, чтобы пережить год без прибыли. Эта политика продолжалась и через 20 лет: в 1999 году Microsoft имел запасы наличными в размере более 13 миллиардов и никаких долгосрочных долгов – в то время как Балмер, который затем стал президентом компании, остался близким другом и советником Билла.
В 1981 году компания превратилась в корпорацию Microsoft, Inc, с Гейтсом в качестве президента и Алленом в качестве исполнительного вице-президента. К концу года на корпорацию работало 128 сотрудников, а прибыль составила 16 миллионов долларов.
Два года спустя Аллен покинул компанию, после того как ему поставили диагноз лимфогранулематоза. Он оставался в совете директоров и продолжал держать 10 процентов акций компании.
Связи в корпорации Microsoft, Inc.(до ухода Аллена)
Как только объёмная задача для IBM была завершена, Microsoft сфокусировался на выпуске программы для работы с электронными таблицами Multiplan. Это была наступательная стратегия, а именно связанная диверсификация: разработка различных компьютерных приложений повышало функциональность самих компьютеров, то есть развивало базовую отрасль компании. Multiplan был выпущен при поддержке самой большой рекламной кампании, когда-либо проводимой Microsoft к тому времени. И получил положительные отзывы. Microsoft начал создание программ, которые были совместимы (с минимальными модификациями) с компьютерами IBM, Apple и CP/M. Однако вскоре после выпуска Multiplan Lotus выпустил программу 1-2-3, которая была широко разрекламирована и быстро распространилась на рынке электронных таблиц, вытесняя мирового лидера по продаже программного обеспечения VisiCalc. Продукты Lotus были совместны с компьютерами памятью 256 Кб, в то время как программы Microsoft работали только на компьютерах IBM с памятью 64 Кб, и имели ограниченные возможности. Multiplan имел огромный успех в Европе, что позволило Microsoft быстро создать дочерние компании в Англии, Франции, Западной Германии к концу 1983, то есть провести в жизнь еще одну наступательную стратегию, а именно географическую экспансию. В это время на рынке программ для обработки текста доминировала программа WordStar (было продано более миллиона копий), не
требовавшая от пользователей заучивания множества сложных команд. Гейтс понял, что его программа тоже должна стать более доступной для обычных пользователей. В Microsoft Word, выпущенном в апреле 1983, можно было использовать мышь, чтобы перемещать курсор и выбирать команды. Кроме того, Microsoft Word мог отображать жирный, курсивный и другие шрифты. В Microsoft Word также была предусмотрена работа с лазерными принтерами – качество печати было почти столь же хорошим, как типографское. Программа стоила дешевле, чем WordStar – 375 долларов. Еще одним плюсом Microsoft Word, по сравнению с WordStar, было то, что он мог читать файлы с WordStar и конвертировать их в формат Microsoft Word. При запуске новой программы Microsoft использовал сильную рекламную компанию и выпустил демонстрационные копии. Программа получила различные отзывы, многие из которых были хвалебными, однако некоторые аналитики утверждали, что научиться работать в Microsoft Word очень сложно, программа была более подходящей для инженеров программного обеспечения, чем для пользователей. В это время корпорация WordPerfect выпустила такую же мощную, но более удобную в обращении одноименную программу, которая действительно оказалась «идеальной» для пользователей, все еще с опаской относящихся к компьютерам. Продажи Microsoft Word, из-за сильной конкуренции WordPerfect, оказались довольно средними в США, но относительно хорошими в Европе. Microsoft часто критиковали за то, что его первые выпуски некоторых программ были слишком сложными для обучения и не очень быстрыми, однако Гейтс всегда активно продолжал работу, исследую рынок и устраняя недостатки своих программ. В конце концов Microsoft Word стал популярным после выпуска Microsoft Word 3.0 в апреле 1986, причем программа включала курс обучения. Новая версия стала хитом, но все же не опередила продажи WordPerfect. В январе 1984 Apple выпустил революционный и невероятно популярный персональный компьютер Macintosh. Macintosh вышел со своей собственной программой редактирования текстов – MacWrite. Microsoft тоже должен был выпустить версию Word для Macintosh, но, из-за многочисленных задержек, программа была выпущена только в январе 1985. Word для Macintosh мог читать файлы, созданные в MacWrite, но все еще сохранил некоторые проблемы, часто встречавшиеся в DOS. К тому времени как был выпущен Word 3.0 для Macintosh пользователи Macintosh устали от ограничений MacWrite, единственной существовавшей на тот момент программы для Macintosh. Продажи Word 3.0 для Macintosh мгновенно взлетели ,и вскоре каждый месяц продавалось уже по 20,000 копий ценой 395 долларов. К тому времени, как WordPerfect выпустил версию для Macintosh, Word уже владел рынком. На этот момент ежегодные продажи Microsoft составляли 590 миллионов долларов, а штат Microsoft составлял 2,800 человек. Фантастический рост был обусловлен не только популярность Word и Dos, также Microsoft выпустил и другие программы, в том числе новую программу для работ с электронными таблицами. Microsoft доработал программу Multiplan, сделав акцент на быстрых вычислениях, построении графиков и возможности объединения таблиц; новая программа получила название Excel. Из-за того, что Lotus 1-2-3 стал основным продуктом для IBM, Microsoft решил переключить разработку своего нового продукта на Macintosh. Lotus же разрабатывал новую интегрированную программу (Jazz) для Macintosh, включающую электронные таблицы. Гейтс придерживался планов по разработке улучшенной программы для работы с электронными таблицами. Microsoft опасался, что Jazz может стать сильным конкурентом на рынке Macintosh, поэтому он начал активно рекламировать свой продукт. Однако Jazz – медленный и не столь эффективный в работе – потерпел фиаско. К началу 1986 Excel доминировал на рынке электронных таблиц для Macintosh.
Таким образом, практически через 4 года после создания Microsoft успешно провела вертикальную интеграцию вперед, что стало первым шагом к той корпорации, которая существует сейчас. Также на втором этапе Microsoft начала вести наступательные стратегии, причем как связанную диверсификацию, так и географическую экспансию. К тому же компания старалась экономить на издержках – даже когда их прибыли были миллионными, количество сотрудников было доведено до минимума. На данном этапе государство не вмешивалось в дела компании, если не считать того, что на Microsoft подавали в суд конкуренты: в данном случае государство выступало судьей. На ранних этапах производство можно назвать скорее наукоемким: создание новых программ требовало немало умственных усилий сотни программистов и соответствующих денежных вложений в передовые разработки.
3 этап: прорыв Microsoft. Windows (1984-1995)
Как было сказано ранее, Microsoft работал совместно с Apple над разработкой компьютера Macintosh, который увидел свет в 1984 году. Новейший по своему дизайну, Мac был оснащен графическим интерфейсом, основанным на иконках, что делало его гораздо более легким в использовании, чем ПК IBM, в котором команды печатались.
Убежденный в том, что графический интерфейс – будущее всех программ, Гейтс стремился разработать такой конвектор, работающий на MS-DOS, который перевел бы всю операционную систему в графическую модель, удобную для пользователей и предоставляющую возможность работы совместно со многими не стандартизированными программами. Так как другие компании, такие как IBM, работали над той же проблемой, Гейтс заручился поддержкой производителей оборудования и издателей, которые были убеждены, что IBM продолжает доминировать на рынке ПК и хотели изменить эту ситуацию. Такие компании как Compaq, Hewlett-Packard, Texas Instruments, Digital Equipment Corporation и другие объявили о своей поддержке проекта, названном Microsoft Windows. В это же время IBM, столкнувшись с этой конкуренцией, сделала ставку на VisiOn, похожий продукт, уже выпущенный на рынок компанией VisiCalc, и в то же время работала над разработкой собственной программы TopView. По причине постоянный задержек в разработке, выпуск Windows на рынок откладывался несколько раз в течение 1984 и 1985, что мешало планам производителей приложений для этой программы. В конце концов, продукт был выпущен в ноябре 1985, после более чем 110 000 часов неистовой работы программистов, и сразу же разочаровал публику: система была медленной, к ней подходило мало приложений, и многие покупатели воздержались от принятия решений о покупке, ожидая выхода на рынок TopView.
В начале 1986 Microsoft переехал в новый корпоративный кампус размером в 40 акров в Редмонде, Вашингтон, недалеко от Сиэтла. Спроектированный для работников как место, где можно скрыться от всех отвлекающих внимание вещей, кампус был очень спокойным местом, и было потрачено немало средств на декор, мебель и оборудование, чтобы сделать новый офис комфортным. Здание было спроектировано в форме буквы Х чтобы максимально увеличить количество естественного освещения. Каждому программисту предоставлялся отдельный офис, а не типичный «загончик» - маленькая кабинка. В здании были также небольшие кафе и автоматы с кофе и продуктами. Площадь вокруг здания по своему дизайну чем-то напоминала территорию университета. Один критик даже описал новый кампус как близкий к математическому корпусу университета. Как и большинство компаний, производящих программное обеспечение, в Microsoft не было дресс-кода. Работники нанимались исходя только из их профессиональных навыков, хотя компания и нанимала только небольшую группу из более 100 000 желающих. Таким образом, Microsoft продолжала вести политику экономии на издержках, хотя немного и ослабила ограничения – переезд и новый офис были дорогими удовольствиями. Сотрудники работали по напряженному графику, чтобы поставить продукцию на рынок так быстро, как это только возможно. Зарплата в Microsoft была значительно ниже, чем в конкурентных компаниях, но зато сотрудники получали большое количество акций, что сделало тысячи из них миллионерами. В то же время, Microsoft пыталась сохранить менталитет небольшой компании, в которой исполнительные директора летают не бизнес-классом, количество обслуживающего персонала сведено к минимуму, а ненужных трат тщательно избегают.
В марте 1986 Microsoft стала открытой организацией с первоначальным публичным предложением акций компании на продажу широкому кругу лиц в размере 2,5 миллиона акций, оцениваемый в 61 миллион долларов. Меньше чем за год рыночная цена акций выросла с 25 миллионов до 85, что сделало Билла Гейтса миллиардером в возрасте 31 года. В следующем году, Microsoft выпустил свой первый продукт на CD-ROM, Microsoft BookShelf, коллекцию десяти связанных работ, и Excel для Windows, первое приложение для этой операционной системы. В том же году Microsoft приобрел Forethought, Inc за 12 миллионов долларов, таким образом получая программу для создания презентаций PowerPoint, которую компания реализовала в сотрудничестве с IBM для OS/2. Покупка Forethought – первый пример горизонтальной интеграции. В ноябре 1987 Microsoft представил Windows 2.0, значительно улучшенную версию операционной системы, а к концу года компания продала более чем миллион копий. Так как Windows стал конкурентоспособным, другие компании были вынуждены разрабатывать приложения для операционной системы, которые повысили ее эффективность и дали толчок новому росту продаж. В 1988 Microsoft обогнала Lotus Development Corporation и стала ведущим продавцом программного обеспечения, получая более 500 миллионов долларов от продаж. Компания была обвинена в нарушении патентных прав компанией Apple, которая утверждала, что Microsoft скопировала саму идею Macintosh. После пяти лет разбирательства иск был отклонен. В 1989 года компания представила Microsoft Office, комплект программ, который, в конце концов, стал лидером на рынке и лучшим продуктом этой фирмы. В то время как первые версии Office были небольшими, поздние версии были расширены, дополнены и включали в себя Word, Excel, PowerPoint, программа для электронной почты Mail, а в расширенную профессиональную версию Office был включен и доступ к данным управления программами.
До 1990 Microsoft была в основном поставщиком оборудования для производителей, но после 1990 основная масса доходов компании приходила от продаж на потребительском рынке. Смена целевой аудитории благотворно сказалась на продажах компании: в тот год Microsoft стала первой компанией по производству программного обеспечения, которая достигла прибыли в 1 миллиард, заканчивая год с 5600 сотрудников.
В 1993 Microsoft выпустил Encarta, первую мультимедийную энциклопедию на CD-ROM, а также первую версию Windows NT, операционную систему для пользователей корпоративных сетей. Эту новинку встретили довольно прохладно, но обновленная версия NT 3.5, выпущенная в сентябре, имела потрясающий успех: система выиграла награду журнала PC Magazine за техническое совершенство и была названной лучшей операционной системой 1994 года. К концу года было продано более одного миллиона копий NT. Microsoft объявила о своем намерении купить компанию Intuit и лидера в области персональных финансовых программ фирму Quicken и таким образом продолжить горизонтальную интеграцию. Но этими сделками заинтересовалось федеральное агентство по антимонопольному регулированию, и Microsoft отказался от их совершения. Прибыли в 1994 составили 4 миллиарда долларов.
В августе 1995 Microsoft выпустил новую версию Windows, названную Windows 95. За четыре дня после поступления на рынок было продано более одного миллиона копий. В последующие дни декады Microsoft начал расширять свой бизнес достаточно агрессивными способами. В проекты компании входило рискованное предприятие: совместно с Национальным Широковещательным Каналом Microsoft создавал канал MSNBC – интерактивную онлайновую службу новостей и кабельный канал, передающий новости 24 часа в сутки. Услуги компании, основанные на использовании Интернета, включали онлайн-сервис Microsoft, агентство путешествий, информацию по покупке машин, местные новости, персональный сайт по финансовому менеджменту и объединенная с First Data служба, которая позволяла пользователям оплачивать их счета через Интернет. Microsoft купил 11 процентов компании кабельного телевидения Comcast за 1 миллиард долларов и заключил сделку с крупнейшим в США кабельным оператором TCI Communications, в результате чего Windows появился как минимум на пяти миллионах экранов.
Таким образом, совершив прорыв в 1986, создав Windows, Microsoft стал одним из лидеров в отрасли. Компания продолжила диверсификацию, и предприняла первую попытку горизонтальной интеграции, но продолжить эту стратегию не смогла – действия были прерваны государством. Именно на этом этапе своего развития Microsoft впервые столкнулась с действием Антитрестовского законодательства.
4 этап: Интернет–эпоха Microsoft (1995 – 2001)
В 1995 году Microsoft завершила работу над своим первым браузером Internet Explorer 1.0, который позиционировала в качестве конкурента крайне успешного в тот момент браузера Netscape Navigator компании Netscapе. Microsoft этим осуществила очередную связанную диверсификацию. Но резкий и хорошо оплаченный старт и мощная маркетинговая кампания не помогли. Браузер не понравился пользователям, он был малофункциональным и просто неудачным. И тогда Microsoft пошла на хитрость. В 1997 году выяснилось, что, однажды установив Internet Explorer, удалить его уже невозможно. Более того, следующие версии Windows выходили с уже предустановленной версией Internet Explorer, который со временем стал неотъемлемой частью интерфейса. Такие программы, как Microsoft Outlook 98 и Outlook Express, использовали Rendering Engine от Internet Explorer и при отсутствии последнего отказывались работать. Таким образом, Netscape стал бесполезным. Зачем скачивать другой браузер, когда один, сходный по предлагаемым возможностям, уже стоит у тебя в системе? Так Microsoft выиграла великую браузерную войну, а Netscape покинула рынок браузеров.
Суд
Обязательная комплектация Windows браузером Internet Explorer не только опечалило конкурентов, но и вызвало множество вопросов у министерства юстиции США. Начался знаменитый антимонопольный процесс против Microsoft. В итоге по решению суда Microsoft должна была быть разделена на две компании, одна из которых сконцентрировала бы усилия на производстве операционных систем, в то время как другая работала бы над остальными приложениями (Word, Internet Explorer и т.д.). Кроме того, Internet Explorer необходимо было изъять из обязательных комплектующих к Windows, а конкуренты компании должны были получить доступ к исходникам операционной системы. Но ничего подобного не произошло: Microsoft подала апелляцию и, в конце концов, выиграла дело, тем самым одержав еще одну крупную победу и сумев сохранить свою целостность.
В 2002 году, после того как девять американских штатов обратились в суд с требованием о том, чтобы Microsoft выпускала упрощенный вариант Windows без таких приложений, как Internet Explorer и Windows Media Player, Гейтс вынужден был признать возможность выпуска подобной упрощенной версии системы. Позднее корпорация столкнулась с аналогичными требованиями за пределами США. В 2004 году Европейская комиссия наложила на Microsoft штраф в размере 497 миллионов евро и потребовала от корпорации выпустить версию Windows без медиа-плеера. В 2006 году, после апелляции, поданной Microsoft, антимонопольный процесс в Европе продолжился.
С 1996 года Microsoft начинает сначала адаптацию старых операционных систем для мобильных телефонов, а потом приступает к созданию специальных операционных систем для наладонных компьютеров смартфонов. В настоящее время эту продукцию компании используют в основном HTC и Samsung.
В то же время Microsoft совершенствует свои предыдущие продукты. В июле 1996 компания выпускает Windows NT 4.0, существенно улучшенную по сравнению с версией 3.51.
Также Microsoft продолжает политику географической экспансии, открывая в 1998 новую штаб-квартиру в Индии.
25 июня 1998 года, следуя за Windows 95, уже признанной стандартной для домашних пользователей, вышла новая версия Windows, получившая соответствующий знаковый порядковый номер - 98. Она стала первой Windows, созданной специально для покупателей или потребителей. Благодаря тому, что Microsoft поменял целевую аудиторию своего продукта, Windows 98 быстро приобрел популярность.
17 февраля 2000 года выходит Windows 2000, доступная в четырех различных версиях (Professional, Server , Advanced , Data Center Server) и рассчитанная на широкий круг потребителей от профессиональных пользователей до новичков.
Важно отметить и административную структуру компании, которая была изменена в 1999 году.[13]
Структура до 1999 года:
Структура с 1999 по настоящее время:
Теперь в центре любой деятельности компании находится потребитель и его интересы, для чего отделения, контактирующие с потребителями, были усилены по сравнению с производственными отделами. Гейтс стимулирует руководителей новых торговых отделов думать и действовать так, будто они управляют независимыми предприятиями. Таким образом, новые ключевые компетенции Microsoft — детальное знание интересов покупателей и близость к потребителю. Изменение структуры было вызвано изменением стратегии: так как продукция компания теперь была ориентирована на потребителя, а не на продажу крупным компаниям, как было ранее. Теперь на первый план для Microsoft вышла разработка хороших рекламных компаний и маркетинговой стратегии.
На данном этапе Microsoft продолжает вести наступательные стратегии: диверсификацию и географическую экспансию, развивает и улучшает ранее выпущенные продукты, а также расширят круг потребителей, адаптируя свои продукты для широкой публики. Важно отметить и то, что на этом этапе компания впервые столкнулась с враждебными действиями государства, а именно была судима и чуть не подверглась разделению. Также следует принять во внимание и изменение административной структуры компании на данном этапе, что приблизило компанию к потребителю, а продукцию сделала максимально удовлетворяющей ожидания пользователей.
5 этап: Выход на новые рынки(2001 – настоящее время)
14-15 ноября 2001 года состоялся официальный запуск Xbox в продажу. Билл Гейтс лично принял участие в официальном запуске приставки вручая первые экземпляры Xbox покупателям. Цена приставки составляла всего $299. Несмотря на то, что многие всё ещё считали приставку уродливой, джойстик слишком большим, а цену слишком высокой, Microsoft удалось продать один миллион приставок за три недели. Это был невероятный результат. Интересен тот факт, что запуск Nintendo GameCube (рабочее название Dolphin) в США состоялся спустя всего три дня 18 ноября. Это была настоящая схватка между Microsoft и Nintendo, затянувшаяся на долгие годы. Именно GameCube стал для Xbox основным конкурентом на следующие три года, Playstation 2 же осталась на первом месте. Сейчас наблюдается примерно равный объем Playstation 2 и Xbox, тогда как GameCube заметно уступает им, причина в том, что многие используют PS2 и Xbox как DVD-плейер, тогда как приставка от Nintendo не способна воспроизводить DVD диски. Таким образом Microsoft осуществила несвязанную диверсификацию, причем осуществила неплохую рекламную компанию.
25 октября 2001 года выходит Windows XP. Выпуск этой операционной системы сопровождался одной из самых успешных маркетинговых кампаний в истории корпорации, причем не только на территории США, но и по всему миру.
Система имела две основные версии - Professional Edition и Home Edition, рассчитанные на пользователей с разными целями и задачами. Windows XP Professional Edition была разработана для предприятий и предпринимателей. Windows XP Home Edition рассчитана на домашних пользователей.
24 апреля 2003 года выходит Windows Server 2003. Эволюция серверных систем Windows пока что остановилась на Windows Server 2003, системе, основанной на принципах повышенной надежности, масштабируемости и управляемости.
19 мая 2005 был официально запущен новый проект Microsoft - Xbox-360. Эта игровая приставка была разработана в сотрудничестве с компаниями IBM ,ATI и SiS.
В 2005 году на первый план среди конкурентов Microsoft выступила компания Google. Областью конкуренции двух фирм-гигантов стали поисковые системы в Интернете, а кроме того Google заявила о намерении выпускать программы, напрямую конкурирующие с продуктами корпорации Гейтса. Что касается Internet Explorer, то ему серьезную конкуренцию составил бесплатный браузер Mozilla Firefox (а в 2008 году Google выпустила свой браузер Chrome).
В сентябре 2006 года Microsoft официально представила портативный медиаплеер Zune, разрабатывавшихся совместно с Toshiba. В 2007 году вышло второе поколение этого продукта с флеш-памятью.
30 ноября 2006 года Microsoft официально выпустила Windows Vista и Office 2007 для корпоративных клиентов. 30 января 2007 года начались продажи системы для обычных пользователей.
В июле 2008 Билл Гейтс ушел с поста исполнительного директора компании Microsoft, однако он остался председателем совета директоров и все еще принимает участие в ключевых решениях корпорации.
Также в 2008 году Microsoft открыл свой первый канадский центр по развитию в Ричмонде.
22 октября 2009 года, меньше, чем через три года после выпуска Windows Vista, поступила в продажу новая операционная система от Microsoft – Windows 7.
До 2011 года крупнейшей сделкой по поглощению иных компаний была покупка Microsoft корпорации aQuantive, занимавшейся интернет-рекламой (сделка была закрыта в августе 2007 года, её общая сумма составила $6,333 млрд). В 2008 году Microsoft пыталась купить за $48 млрд Yahoo!, но в связи с противодействием её акционеров сделка не состоялась.
В мае 2011 года «Майкрософт» объявила о покупке специализирующейся на интернет-телефонии компании Skype Limited за $8,5 млрд. Продавцами акций станут основатели «Скайпа» и ряд инвестиционных фондов. После окончания поглощения, как ожидается, на базе Skype Limited будет создано подразделение Microsoft Skype Division, причём нынешний директор Skype Тони Бейтс останется его руководителем.
Таким образом, начиная с 2001 и по сегодняшний день Microsoft продолжает развиваться сразу в нескольких направлениях. Помимо производства операционных систем компания активно наступает на игровой, мобильный и компьютерный рынки, то есть проводит как связанную, так и не связанную диверсификацию. В то же время попытки компании провести горизонтальную интеграцию успехом не увенчались, и никаких крупных или значимых слияний не произошло. Расширяя свой бизнес, Microsoft продолжает географическую экспансию.
Вывод
Таким образом, проанализировав все выделенные этапы, можно отметить следующие особенности по трем направлениям – технологии, стратегии, структура - компании Microsoft:
Технологии: Особых изменений на всем протяжении развития компании выделить нельзя, сама отрасль этого не предполагает. Основная особенность всей отрасли состоит в том, что основной продукт – программы – является результатом творчества и нематериален. Это влечет за собой и специфику экономии на разнообразии: с самого начала работы Microsoft всегда обладала таким видом экономии, потому что каждый программист мог создавать программы для совершенно разных нужд потребителей. Также благодаря политике Билла Гейтса компания всегда экономила на издержках: нанимала как можно меньше сотрудников и обслуживающего персонала. Про экономию на масштабе можно рассказать цитатой самого основателя компании Гейтса: «Когда вы выпускаете миллион единиц программного обеспечения Windows в месяц, вы можете позволить себе потратить 300 млн долларов в год на его совершенствование и все же продавать по низкой цене».[14]
Стратегии: на всем протяжении своего существования Microsoft вела наступательные стратегии: диверсификацию (как связанную, так и несвязанную) и географическую экспансию, но первый и самый крупный успех связан с вертикальной интеграцией вперед, а именно с созданием операционных систем. И до сих пор эта компания является лидером в производстве ОС. Попытки осуществить горизонтальную интеграцию успехом не увенчались.
Структура: Microsoft преодолела долгий путь от маленькой фирмы с двумя равноправными сотрудниками до корпорации с более чем 80000 сотрудниками. Вначале структура компании была линейной: равноправные партнеры Гейтс и Аллен и подчиненные им несколько программистов. Похожее строение компания сохраняла вплоть до 1999 года, увеличивая количество сотрудников, создавая новые отделы, но не более того. И лишь после 1999 года компания пришла к сложной матричной структуре, в которой каждый отдел обладал частичной самостоятельностью, и в то же время большое внимание уделялось работе с клиентами.