Этапы становления и развития

РАЗДЕЛ 6. Доброкачественные новообразования мягких тканей

челюстно-лицевой области...................................................................... 230

Общие сведения об опухолях................................................................................................... 230

Опухоли мягких тканей ......................................................................................................... 232

Гемангиомы .............................................................................................................................. 232

Лимфангиомы ..................................................................................................................... 246

Нссосудистые доброкачественные новообразования............................................. 251

Опухолеподобные новообразования мягких тканей ..................................................... 256

Приобретенные опухолеподобные новообразования ............................................ 256

Врожденные опухолеподобные новообразования .................................................. 257

Кисты и свищи лица, шеи ................................................................................................. 260

Нейрофиброматоз ................................................................................................................... 264

РАЗДЕЛ 7. Доброкачественные новообразования костей

челюстно-лицевой области.......................................................................... 268

Одонтогенные опухоли челюстей ...................................................................................... 269

Одонтогенные опухолеподобные новообразования ...................................................... 274

Кисты челюстей ............................................................................................................................. 279

Остеогенные опухоли костей лица .................................................................................... 286

Остеобластокластома......................................................................................................... 286

Остеома..................................................................................................................................... 289

Остеоид-остеома................................................................................................................... 289

Опухолеподобные новообразования костей ................................................................... 290

Фиброзная дисплазия ....................................................................................................... 290

Фиброзная остеодистрофия ............................................................................................. 294

РАЗДЕЛ 8. Злокачественные новообразования

челюстно-лицевой области.......................................................................... 295

Статистические данные, этиология....................................................................................... 295

Теории возникновения злокачественных опухолей у детей ....................................

Принципы классификаций злокачественных опухолей ............................................

Предопухолевые состояния .............................................................................................

Диагностика и клиника злокачественных новообразований ....................................

Принципы лечения .................................................................................................................

РАЗДЕЛ 9. Травматические повреждения тканей и органов

челюстно-лицевой области.......................................................................

Особенности повреждений тканей лица и челюстей, классификация .................

Травмы мягких тканей...........................................................................................................

Ожоги ...................................................................................................................................

Отморожение ....................................................................................................................

Травмы зубов ..............................................................................................................................

Травмы челюстей........................................................................................................................

Ушиб челюстей .....................................................................................................................

Переломы нижней челюсти ........................................................................................

Переломы верхней челюсти ........................................................................................

Переломы скуловой кости и дуги ....................................................................................

Сочетанные и комбинированные повреждения ............................................................

Переломы костей носа..........................................................................................................

РАЗДЕЛ 10. Пороки развития тканей и органов

челюстно-лицевой области.....................................................................

Врожденные несращения губы и нёба ............................................................................

Врожденные несрашения верхней губы......................................................................

Врожденные несращения альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба.

Пороки развития уздечек губ и языка, мелкое преддверие полости рта..................

Пороки развития уздечки языка ...................................................................................

Пороки развития уздечек верхней и нижней губ ....................................................

Мелкое преддверие полости рта ................................................................................

Некоторые сопутствующие несрашениям верхней губы и нёба синдромы
челюстно-лицевой области...................................................................................................

РАЗДЕЛ 11. Основные восстановительно-реконструктивные

вмешательства на тканях челюстно-лицевой области................

Местная пластика кожными лоскутами ........................................................................

Пластика лоскутами на ножке ............................................................................................

Свободная пересадка тканей .............................................................................................

Пластика филатовским стеблем ........................................................................................

Хирургические вмешательства на челюстях....................................................................

Применение разнообразных материалов для внутритканевого эндопротезирования .

Некоторые особенности техники ушивания ран в челюстно-лицевой области ...

Некоторые аспекты психологической помощи детям с заболеваниями

челюстно-лицевой области...................................................................................................

Медикаментозные средства, применяемые для лечения

основных стоматологических заболеваний.....................................................................

Тесты для контроля знаний по детской хирургической стоматологии.....................

Программные экзаменационные вопросы по детской хирургической

стоматологии.............................................................................................................................

Список литературы ...............................................................................................................

Уважаемые читатели!

К читателям!



этапы становления и развития - student2.ru Я с удовольствием прочел русский текст учебника моих украинских коллег, который посвящен чрезвычайно важным вопросам хирургической стоматологии и челюстно-лице­вой хирургии детского возраста. Сегодня мы еще не можем быть удовлетворены результа­тами первичной профилактики стоматологических заболеваний у детей. На фоне этого обстоятельства, а также особенностей этапного развития общества с его материальной не­достаточностью во всех сферах, неблагоприятными экологическими прочими условиями, и как никогда возникает необходимость, опираясь па опыт и знания, представить студен­там и молодым врачам взвешенный и современный подход к вопросам диагностики и ле­чения хирургических стоматологических заболеваний у детей.

В настоящее время многими учеными-педагогами делаются попытки изложить свои знания в книгах, которые рекомендуются для обучения. И лишь некоторые из них явля­ются результатом академического подхода к манере изложения, строгого отбора сведений п знаний, а также гармоничного соотношения изложенного материала и иллюстративных данных. Хочу подчеркнуть, что еще не написан идеальный учебник (да и будет ли написан вообще), поскольку и базовый уровень преподавателей и студентов разный, и мотивация к изучению предмета отличается, да и способности обучающихся не одни и те же. Однако он крайне необходим, потому что в существующих руководствах, пособиях и учебниках по хирургической стоматологии представлены лишь отрывочные данные о тех или иных хи­рургических заболеваниях у детей. В указанной литературе, как правило, авторы говорят лишь об особенностях диагностики, клинического течения и лечения заболеваний. А ведь это неверно! Сегодня следует говорить о закономерностях патологических процессов у де­тей разного возраста. Раньше ребенок, а потом взрослый! Никак не наоборот! И именно на данном утверждении базируются все положения представленного учебника.

Все его разделы содержат необходимые для профессионала сведения, знание которых обусловит наиболее эффективный результат взаимоотношений "врач —пациент". Матери­ал изложен логично и последовательно. Все предлагаемые положения обоснованы, четко прослеживается обобщение не только ранее имеющихся данных литературы о заболевани­ях, а и собственного теоретического и практического опыта, что значительно обогащает учебник. Авторы в книге постарались ответить на вопрос: "Почему именно так, а не ина­че?", и, на мой взгляд, им это удалось.

Учебника по дисциплине "хирургическая стоматология детского возраста", насколько я знаю, нет в Украине, нет его и в России (изданы лишь некоторые монографии, посвя­щенные воспалительным процессам, опухолям челюстно-лицевой области у детей). Поэ­тому первую попытку создания такого учебника следует, безусловно, приветствовать. Я желаю его читателям упорства и настойчивости в овладении этим важным и сложным раз­делом хирургической стоматологии.

Член-корреспондент РАМН,

Заслуженный деятель науки

Российской Федерации,

директор ЦН И НС, jf(j<7

д-р. мед. наук, профессор с&£&(?£■ ^-^--^-т-г Безруков В.М.

Известные учебники и учебные пособия последних лет по хирургической стоматоло­гии в Украине — профессоров А.А.Тимофеева (1998), Ю.И.Вернадского (1999) - содер­жат обширные сведения, касающиеся заболеваний у взрослых и лишь частично - у детей. При этом размеры учебников не всегда позволяют достаточно полно изложить материалы в одинаковой и достаточной степени. Между тем дети, составляющие 1/5 населения стра­ны, страдают практически теми же заболеваниями, что и взрослые, а кроме того, врождён­ными аномалиями челюстно-лицевой области.

Киевская школа стоматологов-хирургов на протяжении последних 40 лет под руко­водством двух известных профессоров — Ю.И. Вернадского и А.С. Солнцева - является достаточно авторитетной не только в странах СНГ, но и за рубежом. Этому способствовала чрезвычайная активность представителей киевской школы в научной и практической дея­тельности, участие их во множестве международных конгрессов, где они достойно пред­ставляли и пропагандировали отечественные достижения науки.

С 1980 г. в Киевском медицинском институте кафедра хирургической стоматологии вы­делила группу сотрудников для работы с детьми, которая, получив стационарную и полик­линическую базы, стала прообразом сегодняшней кафедры хирургической стоматологии детского возраста. За 20 лет деятельности в этом направлении коллектив кафедры и клини­ки накопил солидный опыт научной, преподавательской и лечебной деятельности. Сотруд­никами излечено более 10 000 детей в условиях стационара, около 14 000 детей прошли ле­чение на поликлинических базах кафедры. С 1986 г. на госпитальной базе кафедры работа­ет Украинский центр по оказанию помощи детям с заболеваниями челюстно-лицевой об­ласти. Успешная научная работа сотрудников отражена в трёх докторских диссертациях (проф. Д.В. Дудко — "Лечение гемангиом челюстно-лицевой области у детей", 1987; проф. Л.В. Харьков — "Хирургическое лечение врождённых несращений нёба", 1988; проф. Ю.А. Юсубов — "Патогенез, диагностика и лечение остеомиелитов челюстей у детей", 1988), в более чем десяти выполненных и выполняемых кандидатских диссертациях.

Монографии, множество научных статей, выступления на конгрессах в Голландии, Швеции, Англии, Франции, Польше, Сирии и других странах явились этапным итогом ак­тивной творческой деятельности коллектива клиники.

Кафедрой и Украинским центром с 1994г. руководит чл. корр. АМН Украины, профес­сор Л.В. Харьков — главный специалист МЗ Украины. Руководимый им коллектив состо­ит из опытных и молодых сотрудников, что создаёт необходимую гармонию в поиске оп­тимальных решений проблем хирургической стоматологии.

Творческий коллектив создателей настоящего учебника представил на суд читателей солидный труд, материал в котором изложен в соответствии с программой обучения буду­щих врачей и молодых специалистов. Опыт и знания авторов позволили высказать ряд нетрадиционных взглядов, касающихся патогенеза и лечения некоторых заболеваний. От­личительная особенность представленного материала — аргументация и логика заключе­ний, хороший иллюстративный материал. Представленный учебник является первым в Украине и, безусловно, будет способствовать оптимизации изложения учебного материа­ла и обучения хирургической стоматологии детского возраста.

Заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии Петербургской медицинской академии последипломного образования, член-корреспондент РАМН, Заслуженный деятель науки России, профессор

Детей чет — есть люди. Януш Корча к

Lectori benevole salutem!*

Профилактическое направление развития медицины предусматривает проведение комплекса оздоровительных мероприятий, направленных не только на ребенка, который родился, а и на его родителей. Как логическим является выражение "здоровые родители — здоровые дети", так логическим является и создание оптимальных условий развития детс­кого организма с целью обеспечения полноценной жизни во взрослом возрасте. По дан­ным ВОЗ, здоровье человека на 50 % зависит от условий жизни и работы, на 40 % (поров­ну) — от экологии и генотипа и на 10 % — от состояния здравоохранения в стране. И хотя влияние последнего фактора, казалось бы. незначительно, чрезвычайно важным является то, насколько профессионально врач подготовлен к выполнению своей сложной миссии.

Сейчас существуют определенные статистические "несправедливости" относительно детских стоматологов, а поэтому и детей, которым необходима помощь. В Украине в 2001 г. детское неселение составляло 8 млн 748 тыс. 915 человек. Согласно приказу мини­стра охраны здоровья Украины предусмотрено 4,5 места стоматолога на 10 000 детского на­селения, следовательно, на такое количество детей детских стоматологов должно быть 5531, в то время как их в два раза меньше. В стране функционирует 270 поликлиник для взрослых и только 40 — для детей, что составляет только 15 ".., насчитывается 1900 челюстно-лицевых коек, из которых детских — 150, то есть и в этих показателях соотношение не выполняется. Чаще всего дети обращаются за помощью к педиатру; второе место по частоте посеще­ний принадлежит стоматологу, поскольку для нормального функционирования детского организма очень важным является состояние зубов, полости рта и челюстей. Ни одна сис­тема, кроме зубочелюстной, не имеет такой "привилегии": в детском возрасте иметь 20 вре­менных зубов, а во взрослом — 32 постоянных. Выполняя важное функциональное, орга-нообразующее, эстетическое назначение, эта система восприимчива к разнообразным бо­лезням, которые требуют и хирургического лечения.

Хирургическая стоматология и челюстио-лицевая хирургия детского возраста — это раздел клинической медицины, требующий глубоких знаний стоматологии, хирургии и педиатрии, поэтому безоговорочной является необходимость особого подхода к обучению. По получить все необходимые знания в медицинском институте или университете очень тяжело, поскольку на стоматологическом факультете для изучения детской хирургичес­кой стоматологии отводится 2 года, а общей хирургии и педиатрии — по 6 месяцев. Поэто­му подготовка высококвалифицированного специалиста по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии детского возраста невозможна без обучения в клинической ординатуре или стажировки в соответствующей клинике.

В современных клиниках наиболее развитых стран значимой для будущего стоматоло­га является неделимая стоматология детского возраста с равноценными и равнозначными разделами терапевтической (с профилактикой стоматологических заболеваний), хирурги­ческой стоматологии и ортодонтии. Однако такая концепция предусматривает и одинако­вую подготовку по всем трем специальностям детской стоматологии.

Топ факт, что большинство учебников и пособий по стоматологии детского возраста имеют большую терапевтическую и профилактическую направленность, обоснован. В них вопросы хирургических стоматологических заболеваний освещаются в основном с пози­ций амбулаторного приема. Часть заболеваний челюстно-лицевой области рассматривает­ся в пособиях по хирургической стоматологии, где не всегда с достаточной полнотой изло­жен материал о закономерностях развития заболеваний и их лечении у детей.

Существуют пособия и учебники по детской стоматологии, ортодонтии, профилактике

стоматологических заболеваний, многочисленные монографии но проблемам диагностики, лечения заболеваний зубов и пародонта у детей. Вместе с тем нет ни одного учебника или пособия по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии детского возраста. Наверное, это обусловлено и тем, что лишь в 1991 г. в 1 [ациональном медицинском универ­ситете была основана кафедра с таким названием - первая в Украине и странах СНГ.

Этот учебник написан в соответствии с учебным планом и программой по детской сто­матологии для студентов высших медицинских учебных заведений 111- IY уровней аккре­дитации. Им мы старались заполнить имеющийся пробел в данной области медицины.

Сложность в описании анатомо-топографических особенностей и закономерностей челю­стно-лицевой области у детей, течения заболеваний обусловлены такими обстоятельствами.

— начиная от рождения, анатомические, физиологические характеристики органов и тканей .ища, челюстей, околозубных тканей изменяются очень быстро; законы растущего организма обусловлены функцией органов и тканей, состоянием важнейших систем орга­низма в определенный промежуток времени;

— интенсивность развития органов и тканей в разных местах челюстно-лицевой облас­ти и органов полости рта неоднотипная, вследствие чего и проявления того или иного за­болевания будут иметь принципиальные особенности;

—соматическое развитие ребенка зависит от состояния иммунной, эндокринной, нерв­ной и других систем организма, которое обусловливает особенности изменений в нем;

—на фоне высокой лабильности основных систем организма под действием патологи­ческих агентов возникают парадоксальные ответные реакции: разнообразные по характе­ру влияния раздражители служат причиной однотипного ответа, и наоборот, один и тот же раздражитель пли агент может обусловить абсолютно разную реакцию;

— недостаточно полно объяснимы закономерности и особенности проявления процес­
сов саморегуляции в детском организме.

Кроме того, следует понимать, что ребенок — ив два месяца, и в 5 лет, и в 14 лет является ребенком. 11о закономерность течения тех или иных процессов у него в зависимости от воз­раста будет обычно разной. Поэтому не преувеличением, а важной необходимостью является знание тканевых и органных изменений в каждый возрастной период. Это требует от врача ориентации именно в глубинах нормальной и патологической физиологии.

Говоря о дифференциальной диагностике каждого заболевания, мы перечисляем толь­ко те, с которыми ее следует проводить, а описание течения, особенностей этих заболева­ний детально приведено в соответствующем разделе.

В учебнике мы высказали свои взгляды па причины, механизмы развития, течение i .течение основных хирургических стоматологических заболеваний. Научным обосновани ем этого является более чем 30-летний опыт работы в области хирургической стоматоло гпп и челюстно-лицевой хирургии детского возраста.

Медицинская научная и клиническая стоматология насыщена многими именами иссле дователей, которые считаются первооткрывателями симптомов, синдромов, методов и прие мов лечения. Количество их постоянно возрастает, и молодому специалисту довольно ело* но запомнить и ориентироваться в них. Поэтому мы старались, сохраняя уважение к эти: ученым, в большинстве случаев не перегружать текст фамилиями, заменив их понятным ош санием симптома или синдрома. Авторство, безусловно, имеет большое значение, однак лишь в случае принципиальных положений и в историческом значении приоритетов.

Коллектив авторов этого учебника будет признателен всем за высказанные замечай! и пожелания и надеется найти в читателях — студентах, врачах-стоматологах, хирурга челюспю-лпцевых хирургах, педиатрах и врачах других специальностей — не только об ективных критиков, но и доброжелательных соратников в изучении заболеваний челюс но-лицевой области у детей.

Заведующий кафедрой хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирург детского возраста Национального медшщнекого университета им. А.А. Богомолы чл.-кор. АМН Украины, доктор мед. наук, профессор Л.В.Харьков

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Наши рекомендации