Глава 3. этапы развития логистики, проблемы и особенности становления ее в россии

3.1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ

Логистика является относительно молодой научно-практической деятельностью, хотя и, особенно в последнее время, бурно развивающейся. В становлении логистики и ее развитии можно выделить пять этапов.

Первый этап - это период до 1950-х годов XX столетия и его принято называть фрагментаризацией, когда идеи логистики как инструмента снижения общих затрат и системного управления материальными потоками в бизнесе не были востребованы, хотя отдельные логистические функции использовались для снижения отдельных составляющих затрат. Однако общие экономические условия, а также уровень развития технологии и управления в це­лом затрудняли проявление и использование логистических прин­ципов. В этот период были сформулированы основы будущего рас­цвета логистической концепции. К ним можно отнести следующее:

возрастание запасов и транспортных издержек в системах рас­пределения товаров;

рост транспортных тарифов;

появление и быстрое распространение концепции маркетинга;

развитие теории и практики военной логистики.

Этот период знаменателен активизацией работы в области во­енной логистики, прежде всего в США. К концу 1950-х годов была в основном сформулирована теория военной логистики. Разрабо­танные логистические подходы были реализованы во время второй мировой войны, когда армией США достаточно успешно применя­лись принципы единого управления и координации снабжения, складирования и транспорта, а также обеспечения снабжения и пе­ремещения огромных воинских контингентов, осуществляемых со­ветскими военными специалистами. В эти годы появляются пер-

ые логистические организации и общества. Старейшей органи­зацией в США и в мире является Национальная ассоциация про­блем управления закупками (1915), преобразованная в 1967 г. в На­циональную ассоциацию агентов снабжения.

Второй этап - период с середины 1950-х по 1970-е годы за­падные специалисты называют периодом становления (концептуа­лизации) логистики. Этот период характеризуется быстрым разви­тием как теории, так и практического применения принципов логи­стики. Философия маркетинга широко используется практически во всех сферах бизнеса. Пришло понимание нецелесообразности пренебрежения возможностями улучшения организации сбыта (дистрибуции) за счет снижения затрат в ней. Появление кон­цепции общих затрат в физическом распределении предопределило стремительное вхождение логистики в бизнес на западе. Смысл этой концепции заключается в возможности так перегруппировать затраты в распределении товаров, чтобы общий уровень их при про­движении товаров от производителя к потребителю уменьшился.

Концепция общих затрат явилась базисом для развития методо­логии принятия логистических управленческих решений. Кроме этого появился ряд объективных экономических и технологических факторов, обеспечивающих ускоренное развитие логистики в этот период. К основным из них можно отнести:

изменения в моделях рынка и отношениях потребительского спроса;

давление фактора затрат на производство;

прогресс в компьютерных технологиях;

изменения в стратегиях формирования запасов;

влияние наработок в военных сферах.

Наиболее ярко все это проявилось в 1960-х годах в США, где существенно усилили внимание к покупателям и стали произво­дить большое число разнообразных товаров, удовлетворяющих сходные потребности, что привело к жесткой конкуренции. Все это заставило фирмы искать новые пути координации спроса и пред­ложения, улучшения обслуживания потребителей, сокращения Циклов заказа и производства продукции. Разнообразие товаров ска­залось на возрастании затрат по созданию и поддержанию запасов 8 системах распределения, что потребовало поиска новых путей со-Вершенствования товаропроводящих структур. Появление жесткой конкуренции заставило производителей всерьез обратить внимание




на повышение производительности труда, снижение затрат как в производстве, так в сбыте и реализации продукции.

Научно-технический прогресс в экономике индустриально раз­витых стран выявил проблему выбора приемлемого варианта среди многих альтернативных и решения оптимизационных задач. Эти задачи, как правило, достаточно объемные, не могли быть решены без компьютерных технологий и вычислительной техники.

В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так на­зываемая концепция бизнес-логистики как интегрального инстру­мента управления (менеджмента), а в начале 1970-х некоторые фирмы начали успешно применять ее на практике в виде техноло­гий MRP и ЛТ.

Третий этап развития логистики относится к периоду с конца 1970-х годов по 1980-е. Отличительной чертой 1970-х годов стало усиление конкуренции на фоне нехватки качественных сырьевых ресурсов, что повлекло за собой снижение себестоимости продук­ции и рациональное использование сырья, материалов, полуфабри­катов и комплектующих изделий, т. е. акцент несколько сместился на производство.

К концу 1970-х годов на Западе практически завершилась так называемая «тарно-упаковочная революция», которая коренным образом изменила складской процесс, его организацию, техниче­ское и технологическое обеспечение. Существенно развивается производство транспортно-складского оборудования, новых видов тары и упаковки, современных автоматизированных комплексов, широко внедряется контейнеризация перевозок грузов.

К этому же времени относят появление философии качества -TQM (Total Quality Management) - концепции всеобщего управления качеством. Эта концепция признает, что нужды потребителя и цели бизнеса неразделимы. Согласно одному из определений, концепция всеобщего управления качеством - это управленческий подход, ставящий в центр внимания задачу повышения качества и основан­ный на участии в решении этой задачи всех членов фирмы (органи­зации) на всех стадиях производства и продвижения продукции (услуг), позволяющий достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде как каждого члена фирмы, так и общества в целом. Эта концепция, взя­тая на вооружение многими ведущими компаниями мира, произве­ла настоящий переворот в теории и практике менеджмента.

Четвертый этап - период с 1980 по 1990 год характеризуется стремительным развитием современной маркетинговой и инте­гральной концепции логистики в индустриальных странах Запада. Кроме того этот этап называют эпохой персональных компьютеров и периодом «Ренессанса» для логистики. Малогабаритные и отно­сительно дешевые персональные компьютеры стали непременной составляющей любого бизнеса (с наличием их практически на каж­дом рабочем месте) по управлению и контролю за производствен­ными процессами материальных и сопутствующих им информацион­ных и финансовых потоков. Современное программное обеспечение позволило использовать персональные компьютеры в процедурах интегрированного логистического управления (менеджмента) от закупок сырья до распределения и реализации готовой продукции. Новые поколения персональных компьютеров в начале 1990-годов еще более стимулировали внедрение информационно-компьютер­ных инноваций в логистике.

Совершенствование микропроцессорной техники и ее массовое использование во всех сферах экономики привело к революцион­ным изменениям в информационно-компьютерных технологиях. Информация в электронной форме превратилась в важнейший компонент современной рыночной инфраструктуры. Решающую роль в становлении и распространении интегральной концепции логистики сыграла возможность постоянного контроля за материаль­ными потоками в реальном масштабе времени в режимах удаленного доступа через информационные системы связи. Таким образом революционные изменения в информационных технологиях приве­ли к пониманию того, что наряду с материальными необходимо управлять сопутствующими им информационными потоками. За этот период теория и практика логистики продвинулись далеко вперед, намного превзойдя уровень, достигнутый в предыдущее десятиле­тия. Определяющей идеей развития логистики в это время была максимальная интеграция логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в полные логистические цепи (закупка-производство-распределение-реализация) для достижения конеч­ной цели (получение прибыли) с минимальными затратами. Повсе­местному распространению логистики в развитых странах способ­ствовали серьезные изменения в мировой экономике, основными из которых являются следующие:




революционные изменения в информационных технологиях и повсеместное использование персональных компьютеров;

широкое распространение философии всеобщего управления качеством;

изменения в подходах к государственному регулированию инфраструктуры экономики;

рост партнерства и стратегических союзов;

структурные изменения в организации бизнеса.

Пятый этап развития логистики - современный период с сере­дины 1990-х годов, когда активно разрабатываются и внедряются международные программы и проекты, т. е. период глобализации.

Расширение интеграции мировой экономики и глобализация бизнеса способствовали созданию международных логистических систем. Крупные фирмы стали применять глобальные стратегии, т. е. производить продукцию для мирового рынка в тех местах, где можно использовать дешевое сырье и дешевые трудовые ресурсы. Отмечен бурный рост союзов и альянсов в бизнесе, которые сме­нили практику недоверия, подозрительности, жесткой конкурен­ции. С начала 1990-х годов стали активно разрабатываться и вне­дряться международные программы и проекты, в которых логи­стике отводилась ведущая роль.

Использование логистики и логистических принципов в разви­тых странах показывает, что они становятся одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе целого ряда предприятий, фирм, концернов, объединений и те, кто применяет концепции интегрированной логистики, существенно упрочняют свои позиции на рынке.

■ 3.2. ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ

Целесообразность и, в конечном счете, необходимость использо­вания научных подходов и практических методов логистики в Рос­сии совпало с переходом ее экономики к рыночным отношениям. Становление логистической концепции в развитых странах говорит за то, что потребность в теоретических разработках и практическом применении логистики зависит от конкретной ситуации, опреде­ляющей уровень развития производительных сил, действующих технологий, политической и социальной обстановки, состояния ры-

ночных отношений. Поэтому возможности и темпы развития логи­стики и логистических подходов в России невозможно рассматри­вать в отрыве от имеющейся в настоящий момент социально-полити-ческой обстановки и хода экономических реформ.

Главным стимулом и главным, если можно так выразиться, «жизненным нервом» преобразований российского общества была и остается экономическая реформа, переход от планово-распреде­лительной системы к современной цивилизованной рыночной эко­номике. Первые несколько лет экономическая реформа вообще топталась на месте. Неудачи реформ в значительной мере были обусловлены технократичностью мышления их зачинателей, не­способностью оценить значимость социокультурного подтекста трансформации экономики, сопоставить осуществляемый ими пе­реход к рынку с предшествующими этапами российской истории, осознать соотношение сил поддержки и противостояния реформам. Экономическая политика переходного периода эффективна только при условии ее социализации, органичного взаимодействия с соот­ветствующей этому периоду социальной политикой. Логистиче­ский подход к управлению позволяет увязать экономические, орга­низационные и технологические аспекты, а также совместить интересы поставщиков и потребителей.

В России имеет место ряд принципиальных особенностей и труд­ностей на пути внедрения логистической концепции и логистиче­ских принципов.

Во-первых, мировой опыт показывает, что непременным усло­вием эффективности функционирования экономики рыночного типа является развитая инфраструктура товарных рынков, чего пока нет в России. Товарные рынки необходимы для создания условий под­держки необходимого соотношения между спросом и предложением, сокращения периода удовлетворения спроса и реализации товаров, ускорения оборота капитала, снижения общего уровня - издержек в процессе товарооборота, формирования цивилизованной конку­рентной среды. Создание прогрессивной инфраструктуры товарных рынков преследует координацию деятельности различных субъек­тов экономики, т. е. комплексного системного подхода.

Во-вторых, напряженное общеэкономическое положение и тя­желая социальная атмосфера во всех слоях общества, высокий уро-вень монополизма и государственной собственности в важнейших отраслях экономики, низкий уровень объемов производства и жиз-




ни большинства населения мягко говоря не способствуют распро­странению логистики в России. На многих наших предприятиях просто отсутствуют условия для использования и внедрения логи­стических принципов, так как они «стоят на коленях».

В-третьих, идеи логистики являются новыми для большинства российских предпринимателей и менеджеров. В России нет доста­точно квалифицированных кадров, которые не были бы жестко привязаны к узкой отрасли, достаточно глубоко разбирались в ло­гистике, понимали ее суть и конкретные задачи и цели.

В-четвертых, у нас имеет место недооценка роли сферы обра­щения, которая в странах с развитой рыночной экономикой зани­мает ключевую позицию в логистике. Сфера обращения в России всегда финансировалась по остаточному принципу и до настоящего времени у многих руководителей имеется стойкий психологи­ческий барьер в признании значимости и роли сферы обращения в экономике.

В-пятых, Россия отстает даже от среднемирового уровня в раз­витии инфраструктуры экономики в целом. Следует отметить такие негативные факторы, как:

отсутствие продуманной и четко обозначенной стратегии распре­деления товаров в промышленности, сельском хозяйстве, торговле;

недостаточный уровень развития современных систем электрон­ных коммуникаций, систем связи;

дефицит высокомеханизированных складов с сопутствующим комплексом сервисных услуг при наличии значительного числа складских помещений;

отсутствие практически на всех видах транспорта современного подвижного состава, отвечающего мировым стандартам, и высокая степень физического и морального износа имеющегося;

несовершенство тароупаковочной индустрии, слабое развитие промышленности по производству современной тары и упаковки (доля российской продукции, продаваемой в расфасованном и упа­кованном виде, едва превышает 40 %, причем одна треть упаковки поставляется по импорту);

рынок транспортно-экспедиционных услуг формируется сти­хийно при дезинтеграции процесса, тогда как в мире идет процесс интеграции транспортно-складского бизнеса в крупные логистиче­ские компании и товарораспределительные логистические центры.

В-шестых, российское законодательство недостаточно коррес­пондируется с международным в области международной торгов­ли, продвижения товаров, транспортирования, в результате чего ряд логистических цепей рвется.

В-седьмых, внешнеэкономическая деятельность не увязывается с общеэкономической концепцией развития, что снижает эффектив­ность рыночных преобразований и темп экономического роста.

И, наконец, в-восьмых, - Россия имеет недостаточный уровень взаимодействия с зарубежными логистическими организациями и в первую очередь с ELA - Европейской логистической ассо­циацией.

Приведенные выше факторы и негативные моменты в значи­тельной степени тормозят применение логистических концепций и принципов в российскую экономику, в связи с чем повсеместное практическое использование их невозможно в короткий срок.

Однако в'пессимизм впадать не следует, так как к 1990-м годам (с началом перехода к рыночным отношениям) в России имелись определенные предпосылки для внедрения логистических идей в различных отраслях экономики, которые целесообразно разде­лить на две группы: научно-теоретические и производственно-технологические.

Проблемы логистики следуют из потребностей экономики и бизнеса, особенно из потребностей интеграции России в мировое экономическое содружество.

Научно-теоретические предпосылки зиждятся на вузовской подготовке специалистов по ряду учебных дисциплин, имеющих прямое или косвенное отношение к логистике, а также научных трудах в областях системного анализа, технической и экономиче­ской кибернетики, теории исследования операций, массового об­служивания, управления запасами и др., составляющих теоретиче­скую базу современной логистики. Российские ученые и специалисты внесли большой вклад в разработки по оптимизации материально-технического снабжения, оперативного управления производством, планирования потребности в материальных ресурсах.

Сейчас у нас принято ругать времена застоя (1970-1980). Тогда Мы мало знали о логистике, но фактически имели систему логистики, Нацеленную на массовое производство. Она существовала в рамках Госснаба, Минторга, Агроснаба и охватывала все сферы потребле­ния и распределения со стандартной системой документооборота.




Известны примеры эффективного использования в промышлен­ности отечественных микрологических систем типа РИТМ, КСОТО, а также систем оптимального оперативно-производственного пла­нирования, контроля и управления запасами материальных ресур­сов типа MRP.

Российские транспортные и экспедиторские предприятия, уча­ствующие в международных перевозках грузов, первыми пришли к выводу о необходимости использования современных логистиче­ских технологий транспортировки и грузопереработки. Крупные транспортные и экспедиторские предприятия начали создавать собственные грузораспределительные и логистические центры, терминальные сети, системы информационно-компьютерной под­держки логистического сервиса.

Нашей стране необходимо и дальше, используя имеющийся зарубежный опыт и свой потенциал, быстрыми темпами вне­дрять современные логистические концепции и системы в рыночно ориентированных структурах экономики. Российские руководите­ли и менеджеры различного ранга в своей практической деятельно­сти должны ориентироваться на логистическое мышление, созда­вать в предприятиях и организациях отделы и службы логистики. Специалисты по логистике должны иметь солидные знания в об­ласти исследования операций, математической статистики, линей­ного и динамического программирования, то есть базу логистики. В связи с этим в рамках высшей школы должна быть налажена подготовка специалистов в данной области. Нужны логистические общества, журналы, семинары, школы, курсы, конференции, фо­румы, симпозиумы.

ВЫВОДЫ

1.Хотя логистика и относительно молода, но она прошла уже пять этапов своего развития, а именно: этап фрагментации (до 1950 г.); этап концептуализации (с середины 1950-х по 1970-е годы); этап концепции всеобщего управления качеством (с конца 1970-х годов по 1980-е годы); этап развития современной маркетинговой и интегральной концепции с мощной компьютерной поддержкой -этап "Ренессанса" (с 1980-х до середины 1990-х годов); современ­ный период, когда развиваются международные программы и проек­ты, то есть период глобализации (с середины 1990-х годов).

2. Несмотря на негативные моменты в экономике России, кото­рые в значительной степени тормозят применение логистических концепций, в последние годы сложились определенные предпо­сылки для внедрения логистических идей в различных отраслях экономики, особенно исходя из потребностей интеграции России в мировое экономическое содружество.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите и охарактеризуйте этапы развития логистики.

2. В чем заключается основная особенность третьего и четвер­того этапов развития логистики?

3. Какие Вы знаете принципиальные особенности и трудности на пути внедрения логистики в России?




Глава 4. ЛОГИСТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Рыночная экономика характеризуется децентрализованной сис­темой планирования и управления процессом производства. В этом процессе роль государства определяется необходимостью создания тех условий, при которых производители продукции борются между собой за ее конкурентоспособность, испытывая постоянное давление потребителей в отношении цены, качества и сроков поставок необ­ходимых товаров. Это воздействие на производителей реализуется через логистические системы, охватывающие процесс производства, распределения и сбыта продукции. Переход в рыночных отношени­ях от рынка продавца к рынку покупателя сопровождался повыше­нием требований к качественным характеристикам системы товаро­движения. Это вполне оправдано, так как на современном рынке подвергаются конкурентной проверке не только товары как таковые, сколько системы управления и планирования. Одерживает победу тот, кто лучше провел исследование рынка и разработал мероприя­тия по организации управления производством, сбытом, транспор­тировкой и товарно-материальными запасами.

Расширение сегмента рынка и увеличение прибыли с помо­щью логистики придало характерную черту конкурентной борьбе. В конкуренции стали принимать участие не только фирмы одиноч­ки, а все участники логистического процесса, строящие взаимоот­ношения на основе гармонизации своих экономических интересов и работающих по единому плану. Конкуренция, по мере увеличе­ния числа предприятий, взявших на вооружение логистическую концепцию, все более стала приобретать межотраслевой характер, когда в нее включаются не только однородные по профилю своей основной деятельности фирмы, но и посреднические и транспорт­ные предприятия, которые нередко одновременно могут быть за-

действованы в работе конкурирующей фирмы. Распределенный между участниками логистического процесса межотраслевой эф­фект оказывается выше прибыли фирм, действующих изолирован­но, так как межотраслевая конкуренция позволяет избежать многих затрат, изначально снижает потребности многих фирм в основном и оборотном капитале, необходимом для выполнения одинакового объема работ.

Отличительной особенностью логистических систем являет­ся их целевая направленность на наиболее полное удовлетворение совокупного спроса потребителя. На рынке продавца и покупателя логистика представляет собой комплекс средств и услуг, необхо­димых для решения задач развития расширенного воспроизводства. Целью развития любого вида производства товаров и услуг являет­ся спрос, который предопределяет эффективность и целесообраз­ность функционирования логистической системы с учетом необхо­димых изменений или перестройки ее на оптимальный выпуск более конкурентоспособной продукции. Логистические системы имеют большие возможности по самосовершенствованию и гибко­му саморегулированию под влиянием спроса и конъюнктуры рынка. Развитие предпринимательства, возникновение фермерства и переход к рыночным отношениям в России - все это является объективными предпосылками применения логистических подхо­дов в экономических системах, так как прежде существовавшие единые системы нормативов совершенствования материально-технической базы потеряли свое прежнее значение и каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решение. Лидерство же в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логи­стики и владеет ее методами.

Российская экономика по мере углубления реформ и формиро­вания модели экономики особо остро нуждается в использовании логистических подходов и принципов.

Во-первых, в связи с высокой степенью концентрации и моно­полизации российского общественного производства. Это, с одной стороны, обосновывает постановку и решение больших логистиче­ских проблем государственного межсистемного координирования и регулирования отдельных хозяйственных субъектов, с другой сто­роны, повышает целесообразность применения логистики в решении Достаточно сложных задач внутрифирменной деятельности.




Во-вторых, Россия накопила опыт постановки, моделирования и частичного решения как локальных, так и глобальных логистиче­ских задач в виде оптимизации потоковых процессов общественного воспроизводства в рамках планово-организационных структур управ­ления. Имеющиеся наработки по оптимизации управления отрас­лями и регионами могли бы быть задействованы и в настоящее время, конечно, при условии корректировки разработок с учетом рыночных критериев управления.

В-третьих, стабилизация и успешное развитие российской экономики может состояться только в том случае, если доходы и прибыль подавляющей части предпринимательских структур будут формироваться за счет производительных факторов, а именно: роста производства продукции и услуг, улучшения их качества, сниже­ния себестоимости. Перечисленное выше, в свою очередь, сущест­венно усложняет решение большинства как оптимизационных, так и информационных задач хозяйственной деятельности, так как без применения логистики решить их либо вообще невозможно, либо это приводит к серьезным отрицательным последствиям на объектах управления, либо существующие возможности не исполь­зуются полностью.

Итак, логистика становится все более значительным и актуаль­ным инструментом рыночного механизма, что находит свое под­тверждение не только в совершенствований форм и методов логи­стического подхода, но и в непрерывном расширении сфер ее ис­пользования. Особенно наглядно это проявляется в так называемой смешанной экономике, которая с исторической закономерностью формируется в большинстве цивилизованных экономически разви­тых стран. Логистика стала использоваться для рациональной организации и управления потоковыми процессами всей общест­венной системы, обеспечивая тем самым целесообразное развитие ее в условиях рыночной экономики. С помощью логистики ру­ководство страны может вырабатывать долговременную страте­гию формирования национальной экономики и ее постепенного реформирования, тем самым, используя ее на общественном уров­не управления, в значительной степени предопределять необходи­мые варианты и формы национального рынка, в том числе и таких важнейших компонентов как менеджмент, маркетинг, рыночная инфраструктура и многое другое. Появляется возможность реали­зации перспективных государственных программ, цели и задачи

которых вытекают из построения общественных логистических систем.

Логистика успешно применяется в смешанной экономике и в ло­кальных рыночных структурах различных форм собственности и степени кооперированности, но уже в качестве бизнес-логистики или предпринимательской логистики как в сфере производства, так и в сфере обращения. В этих случаях логистика и маркетинг меня­ются местами и приоритетами. Маркетинг формирует систему целеполаганий и задач предпринимательских структур, опираясь на ресурсное обеспечение и потенциальные резервы своих микро­логистических систем, а логистика выступает средством для реа­лизации целей и задач политики предприятия.

Как уже говорилось, в основе логистики лежит системный под­ход, при котором обеспечивается эффективная комплексная орга­низация всего процесса производства - от снабжения предприятия сырьем, материалами и покупными деталями до доставки потреби­телю готовой продукции на основе слияния материальных и ин­формационных потоков. При этом суммарный эффект от оптими­зации всего процесса в целом за счет системного подхода может значительно превышать прибыль от локальной оптимизации от­дельных операций или видов работ. При определенных условиях может иметь место такое перераспределение затрат, при котором некоторое их увеличение в одной области может дать значитель­ную экономию в другой и по системе в целом. Оптимизации здесь достигают благодаря применению метода целевых «конфликтов». Принципиальная схема целевого конфликта в логистической сис­теме приведена на рис. 4.1.

Значение метода целевых конфликтов состоит в том, что с их помощью можно представить все задачи транспортного процесса по обеспечению предприятия необходимыми видами сырья и мате­риалов, организации производства, сбыта продукции и обеспечения сервисного обслуживания.

Целевая функция любой логистической системы состоит в том, чтобы обеспечить своевременную, надежную и с минимальными затратами доставку в пункт назначения требуемого товара в со­хранном состоянии. Выбор типа логистической системы, ее мощность и техническое оснащение базируются на ряде критериев, главнейший из которых надежность.

Энергоснабжение и минимальный расход материальных ре­сурсов в логистическом процессе могут быть достигнуты лишь

глава 3. этапы развития логистики, проблемы и особенности становления ее в россии - student2.ru

Суммарные расходы

Рис. 4.1.Схема целевого «конфликта» в логистической системе

на основе синергического эффекта, когда вследствие экономии и перераспределения затрат материальных и энергетических ре­сурсов у всех участников процесса обеспечивается наибольший суммарный эффект, который затем перераспределяется между партнерами в виде прибыли.

Рациональная организация транспортного обслуживания в ло­гистических системах основана на различных формах организации и распределения грузопотоков и обычно характеризуется много­ступенчатостью. Принципиально возможные схемы организации грузопотоков показаны на рис. 4.2.

Из этих схем наиболее предпочтительна транзитная (без грузо-переработки) в связи с разделением или объединением потоков. Однако на практике реализация такой схемы далеко не во всех случаях эффективна.

глава 3. этапы развития логистики, проблемы и особенности становления ее в россии - student2.ru

Практическое использование логистики как фактора развития в предпринимательской деятельности предполагает следование определенной методике, создание организационной структуры логистики на предприятии и наличие соответствующей квалифи­кации руководящего персонала. Поиск оптимальных логистиче­ских решений осуществляется в виде разработки альтернативных вариантов и их сравнения с целью выбора наилучшего варианта. Последовательность выполнения такой работы представлена в виде блок-схемы, на рис. 4.3.

Следует заметить, что зачастую бывает весьма трудно форма­лизовать все факторы, которые необходимо учитывать при разра­ботке логистических систем с целью последующего решения ло­гистических задач на ЭВМ. Однако работы в этом направлении




глава 3. этапы развития логистики, проблемы и особенности становления ее в россии - student2.ru

Рис. 4.3. Блок-схема разработки и оценки вариантов логистических систем

ведутся, и уже сейчас имеется достаточное число примеров, когда с помощью математических моделей и с применением современ­ных программно-вычислительных средств удается добиться опти­мизации логистических систем или их компонентов. Например, в промышленно развитых странах логистика уже длительное время выступает как важный фактор развития экономики и предпринима­тельской деятельности. Вместе с тем в России довольно большая доля предприятий вообще не знает, что такое логистика. Логисти­ческие функции в значительной мере децентрализованы, что вы-

зывает большие дополнительные издержки. Целесообразно в ос­нову функционирования создаваемых логистических систем за­кладывать следующие концептуальные положения:

реализация системного подхода к организации высокоэффек-хивных хозяйственных комплексов путем межрегиональной инте­грации и углубленной специализации производств;

комплексный автоматизированный учет совокупных издержек производства и обращения по всей логистической системе, с ори­ентацией на максимальное удовлетворение требований рынка;

создание и развитие сервисных центров и служб в регионах России, ориентированных на гибкость технико-технологического прохождения продукции и информации, обеспечивая тем самым высокую надежность и качество функционирования логистической системы.

ВЫВОДЫ

1. Суммарный эффект от оптимизации всего процесса в целом (от снабжения предприятия сырьем до доставки потребителям го­товой продукции) за счет системного логистического подхода мо­жет значительно превышать прибыль от локальной оптимизации отдельных операций или видов работ.

2. При определенных условиях может иметь место такое пере­распределение затрат, при котором некоторое их увеличение в од­ной области может дать значительную экономию в другой и по системе в целом.

Вопросы для самопроверки

1. В связи с чем российская экономика нуждается в использо­вании логистических принципов?

2. Какова последовательность разработки и сравнения альтер­нативных вариантов?

3. Какие концептуальные положения закладываются в основу Функционирования логистических систем?

Глава 5. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

5.1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМ. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Сложность и динамичность современной производственно-сбытовой деятельности предполагает решение многих проблем, связанных с взаимодействием ее элементов и внешней средой, а также режимов функционирования элементов материального и функционального содержания соответствующей деятельности. Для осуществления в таких случаях рационального логистического управления целесообразно использовать системный подход, т. е. подход к объектам исследования как к системам. Чтобы иметь объект (предмет) логистических исследований его необходимо синтезировать, т. е. умозрительно создать.

Система, прежде всего, - это объект изучения, обладающий целостностью или рассматриваемый как целое.

Система есть то, что решает проблему. Система определяет­ся заданием системных составляющих, свойств и связей.

Общее определение системы состоит в том, что система есть идущий процесс. Составляющие процесс компоненты, необхо­димые для действия системы в целом, известны как подсистемы. В свою очередь, подсистемы могут состоять из еще более мелких подсистем. Всякая система состоит из подсистем. Всякая система является подсистемой некоторой системы. Принимается, что любая система может быть описана в терминах системных объектов, свойств и связей. Иерархия и число подсистем зависят только от внутренней сложности системы в целом.

С точки зрения целостности системы разделяют на простые и сложные.

По изменению во времени различают статические и динамиче­ские системы, которые в свою очередь могут быть вероятностными (стохастическими) и детерминированными (т. е. системы, в кото-


рых

все параметры и внешние переменные определены с вероятно-

стью, равной - 1,0).

Логистические системы, взятые в целом, и их внешние подсис­темы не имеют пространственных ограничений, тогда как внутрен­ние логистические подсистемы находятся в четких пространственных границах. Однако временные ограничения действуют как во внешней, так и во внутренней подсистеме. Это означает, что в любом про­странстве, в котором функционирует данная логистическая система, сроки осуществления логистических функций и логистических опе­раций должны быть отрегламентированы. Их регламентация в ряде случаев не жесткая, а эластичная и ограничивает срок осуществле­ния отдельных операций или частей логистического процесса некоторым интервалом времени.

Наши рекомендации