Система управления проектами

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ПИЩЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра менеджмента предприятий

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине«Управление проектами»

для студентов, обучающихся по учебным планам бакалавров специальности

6.050200 всех форм обучения

Утверждено на заседании кафедры

Менеджмента предприятий протокол № 9 от 9.02. 2007 г.

ОНАПТ Одесса 2007

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Управление проектами» для студентов, обучающихся по учебным планам бакалавров специальности 6.050200 всех форм обучения/Лазарева Е.В. – ОНАПТ, Одесса: 2007 г - 48 с.

Составитель: доцент Е.В. Лазарева

Ответственный за выпуск: зав. кафедрою менеджмента предприятий доцент Савенко И.И.

Содержание

Стр.

Тема 1. Введение в управление проектами………………………………………………………..3

Тема 2. Инициирование проекта …………………………………………………………………..7

Тема 3. Управление стоимостью проекта………………………………………………………11

Тема 4. Управление закупками и контракты……………………………………………………16

Тема 5. Координация проекта……………………………………………………………………20

Тема 6. Управление качеством проекта………………………………………………………….26

Тема 7. Управление рисками……………………………………………………………………. 32

Тема 8. Управление людскими ресурсами……………………………………………………….38

Тема 9. Управление коммуникациями…………………………………………………………...43

Тема 10. Завершение проекта………………………………………………………………….....46

Тема 1. Введение в управление проектами (4 уч. часа)

План

1.Основные определения.

2.Жизненный цикл и окружение проекта.

3.Система управления проектами.

4.Функции управления проектами.

Список рекомендованной литературы:

1.Управление инвестициями. В 2-х томах, т. 2./ Шеремет В. В. и др.-М.: Высшая школа, 1998. - с.81-113.

2.В. П. Савчук, С. И. Прилипко, Е. Г. Величко. Анализ и разработка инвестиционных проектов.- К.:- Абсолют В, 1999. - с.28 - 34.

3. И.И. Мазур, В.Д Шапиро, Н.Г. Ольдерогге. Управление проектами: Учебник для вузов/под общей редакцией И.И. Мазура. - М.: Экономика, 2001. с.15-60.

4. Тарасюк Управління проектами. К.: 2004. - с.

Мини-лексикон(ключевые слова): управление проектами, методы управления проектами, проект, особенности проекта, предмет и субъект проекта, критерии проектного менеджмента,концепция 3П, концепция 4 П (программа- проект-процесс-продукт), работа, жизненный цикл проекта (ЖЦП), этапы ЖЦП, системы управления проектами, функции управления проектами

Управление проектами (англ. - Projekt Manajment) – искусство руководства икоординации людскими и материальными ресурсами на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по объему и составу работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.

Управление проектами – деятельность по планированию, организации, координации, мотивации и контролю на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления, которая имеет целью обеспечение наиболее эффективной реализации определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, качеству и удовлетворению участников проекта.

Методы управления проектами позволяют:

- определить цели проекта и провести его обоснование;

- выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работ, которые предстоит выполнить);

- определить необходимые объемы и источники финансирования;

- подобрать исполнителей через процедуры торгов и конкурсов;

- подготовить и заключить контракты;

- определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;

- рассчитать смету и бюджет проекта;

- планировать и учитывать риски;

- обеспечить мониторинг и контроль за ходом выполнения проекта.

Проект –это одноразовая совокупность действий и задач, обладающих следующими отличительными чертами:

1. Четкие цели, которые должны быть достигнуты с одновременным выполнением ряда технических, экономических и других требований;

2.Внутренние и внешние взаимосвязи операций, задач и ресурсов, которые требуют координации в процессе выполнения проекта.

3.Определенные сроки начала и окончания проекта.

4.Ограниченные ресурсы.

5.Определенная степень уникальности целей проекта, условий его осуществления.

6.Неизбежность различных конфликтов.

Особенности проекта:

- не повторяется – уникальность цели;

- имеет заведомо сформулированную цель;

- имеет определенное начало и конец;

- ограничен во времени и средствах;

- сложный;

- требует привлечения специалистов разных профилей;

- часто имеет высокий приоритет.

Три важнейших критерия проектного менеджмента: 1.Сроки; 2.Затраты; 3.Качество.

С точки зрения предмета (содержания) можно выделить следующие типичные проекты требующие использование системы управления проектами:

- проект создания и выведения на рынок новой продукции, услуг, работ;

- проект строительства новых объектов производственного или непроизводственного назначения;

- проект создания новых технологических процессов;

- проект создания новых организаций, предприятий;

- проект создания новых органов государственного управления;

- проект слияния или разделения организаций.

- проект внедрение системы управления проектами;

Другой подход к классификации проектов связан с его субъектом, определяющим цели проекта, источник и размеры финансирования и т.д. Такой подход позволяет выделить проекты: частных организаций; государственных организаций; правительственные; местных органов; международных корпораций; международных и региональных организаций.

Коцепция 4 П(Программа-Проект-Процесс-Продукт)–составляет основумодели развития любой крупномасштабнойсистемы, ориентированной на выпуск продукции или предоставление услуг.

Концепция 3 П (Проект-Процесс-Продукт) – составляет основу модели развития сложной системы, в рамках инноваций процесса и/или продукта через проект.

Программа – множество взаимосвязанных проектов, обеспечивающих достижение поставленной цели в обусловленные сроки, с установленным бюджетом и необходимыми ресурсами.

Процесс – производственный процесс, обеспечивающий выпуск продукции для последующей реализации на рынке и получение прибыли.

Продукт- результат производственного процесса, проекта или программы, который обладает определенными потребительскими качествами с точки зрения рынка или заказчика.

Работа– неделимая часть проекта, обеспечивающая выполнение предписанных действий в установленные сроки на основе обусловленной технологии и требований к качеству, использующая материально-технические и финансовые ресурсы.

Жизненный цикл– цикл реализации Программы, Проекта, Процесса или Продукта с момента зарождения идеи изменения или начала до момента завершения реализации.

В соответствии с рекомендациями Института экономического развития Мирового банка выделяют следующие основные стадии жизненного цикла проекта:

1. Определение заданий(идентификация):

- выбор основополагающих идей;

- уточнение идей с позиций выбранных критериев.

2. Разработка:

- определение целесообразности дальнейшей разработки проекта;

- уточнение проекта по различным параметрам: техническим, экономическим, организационным, экологическим и др.

- сокращение количества идей путем предварительного инженерного проектирования, анализа экономической и финансовой осуществимости;

- оценка альтернативных вариантов;

- детальная оценка отобранного проекта.

3. Экспертиза:

- подробное обоснование целесообразности проекта;

- определение компонентов проекта, которые принесут максимальную прибыль;

- определение рисков.

4. Переговоры:

- поиск согласия между участниками проекта;

- - юридическое оформление обязательств.

5.Осуществление:

- реализация проекта; - менеджмент проекта; - инспекция и контроль.

6.Оценка:

- определение достижения целей

- обобщение опыта

Система управления проектами

Система управления проектами включает:

1) создание проектной группы; 2.управление выполнением проекта.

Наши рекомендации