Разработка обоснования инвестиций

После предварительного согласования Ходатайства (Декларации) о намерениях заказчик (инвестор) принимает решение о разработке обоснований инвестиций. Документ разрабатывается с учетом обязательных требований государственных органов и заинтересованных организаций в объеме, достаточном для принятия заказчиком (инвестором) решения о целесообразности дальнейшего инвестирования и о разработке проектной документации, получения от соответствующего органа исполнительной власти предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора участка). Обоснования подлежат экспертизе в установленном порядке (см. гл. 10)

Примерный состав обоснования инвестиций:

1. Резюме проекта.

2. Общая характеристика отрасли и предприятия.

3. Исходные данные и условия, в том числе:

3.1. Цели и задачи проекта.

3.2. Характеристика объектов и сооружений, в том числе: 3.2.1. Мощность предприятия, номенклатура продукции.

3.2.2. Основные технологические решения.

3.2.3. Основные строительные решения.

3.2 4. Место размещения предприятия. 3.2.5. Обеспечение предприятия ресурсами.

3.3. Окружение проекта.

3.4. Оценка воздействия на окружающую среду.

3.5. Текущее (исходное) состояние проекта.

3.6. Кадры и социальное развитие. 4. Анализ рынка, в том числе:

4.1. Характеристика рынка продукции проекта.

4.2. Оценка конкурентоспособности продукции проекта.

4.3. Прогноз развития рынка продукции проекта.

4.4. Прогноз спроса на продукцию проекта. 5. Управление проектом, в том числе:

5.1. Укрупненная структура работ.

5.2. План проекта.

5.3. Структура управления проектом.

5.4. Команда проекта.

6. Оценка эффективности проекта, в том числе:

6.1. Исходные данные и результаты расчета.

6.2. Финансовый план.

6.3. Анализ рисков.

7. Приложения

Материалы обоснований направляются на заключение в соответствующий орган исполнительной власти для оформления акта выбора земельного участка. (Регламент и состав работ приведены в "Рекомендациях по организации и выполнению работ, связанных с предоставлением и закреплением земельных участков под строительство", одобренных Министерством строительства РФ от 13 марта 1997 г.).

Утвержденные (одобренные) обоснования могут использоваться заказчиком для:

• проведения дальнейших исследований, опросов общественного мнения;

• переговоров с органами исполнительной власти о предоставлении ему субсидий, налоговых и иных льгот;

• переговоров с потенциальными инвесторами (кредиторами).

Этот этап выполняется под руководством заказчика (инвестора) проектной организацией или специализированной консалтинговой фирмой. Результат — оценка жизнеспособности вариантов проекта, выводы по материалам обоснований и документы для принятия предварительного инвестиционного решения.

Выбор и согласование места размещения объекта, экологическое обоснование проекта и экспертиза

Этап включает:

• предварительные условия возможного предоставления земельного участка. В случае согласования указывается место расположения площадки и основные предварительные возможные условия ее предоставления (согласие не означает закрепления возможных площадок за заказчиком);

• материалы по экологическому обоснованию места размещения объекта. Состав обоснования принимается в соответствии с [3];

• экспертизу материалов экологического обоснования места размещения объекта.

Оформление акта выбора земельного участка

В качестве итога этапа оформляется акт выбора земельного участка, к которому прилагаются:

• картографические материалы;

• заключение о согласовании условий природопользования;

• расчеты убытков собственников земли;

• материалы других согласований и экспертиз;

• принципиальные условия, подлежащие включению в договор о хозяйственных отношениях органов местного самоуправления и заказчика.

Участниками этого этапа являются, помимо инвестора (заказчика), органы местной администрации, органы государственной экологической экспертизы, генпроектная организация (по договору с заказчиком).

Предварительное инвестиционное решение

Предварительное инвестиционное решение принимается на основании следующих материалов:

• результатов предпроектных обоснований;

• предварительного согласования места размещения объекта. Исполнитель этапа — инвестор (заказчик). Предварительный план проекта Предварительный план проекта включает:

• план проектно-изыскательских работ;

• предварительный план реализации проекта в целом. Этот план дает возможность оценить длительность, структуру и состав необходимых исполнителей проекта;

• предварительный план финансирования проекта;

• предварительную смету проекта.

Этап выполняется инвестором (заказчиком) с привлечением необходимых экспертов, в том числе в области управления проектами.

Окончательным итогом прединвестиционных исследований является задание на разработку ТЭО строительства. Примерный перечень исходных данных для его разработки приведен ниже.

Примерный перечень исходных данных для составления ТЭО строительства

1. Материалы прогнозов экономического и социального развития целевых научно-технических и комплексных республиканских (РФ) программ, в том числе межотраслевой программы "Энергетическая стратегия России" и "Экологическая программа России" на период до 2010 г.

2. Копии решений государственных и местных органов по намечаемому к строительству объекту.

3. Сведения о состоянии ресурсов, вовлекаемых в хозяйственную деятельность будущего объекта (предприятия), окружающей природной среды в предполагаемом районе строительства, об инфраструктуре, о рекреационных и особо охраняемых территориях.

4. Сведения о возможности применения на объекте (предприятии) импортного оборудования.

5. Примерная производственная программа в денежном и натуральном выражении, номенклатура основной и попутной продукции, требования к ее качеству и конкурентоспособности.

6. Общая характеристика объекта строительства (предприятия), сведения для определения его оптимальной мощности.

7. Заключение Антимонопольного комитета о невозможности или нецелесообразности увеличения производства на существующих предприятиях.

8. Результаты выполненных ранее научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическим процессам, оборудованию, исследованиям существующего рынка и тенденций его развития и т.д.

9. Выкопировки из утвержденной в установленном порядке проектно-планировочной документации с указанием предполагаемой площадки (площадок) строительства и возможных мест присоединения к сетям и коммуникациям.

10. Данные о подлежащих сносу при строительстве объекта зданиях и сооружениях, примерное число переселяемых граждан.

11. Другие данные, характеризующие особенности намечаемого к строительству объекта.

Организация выполнения прединвестиционных исследований Обычно эту функцию выполняет специально создаваемая заказчиком группа, состоящая из:

• специалистов по маркетингу. Их задача — ответить на вопрос, сколько и по какой цене можно продать продукции проекта;

• производственников, оценивающих вероятную стоимость продукции и требования к сырью;

• финансистов, оценивающих затраты на проект и определяющих источники и размеры финансирования;

• специалистов, собирающих информацию об окружении проекта, законодательных и нормативных актах и др., имеющую существенное значение для конкретного проекта.

В задачи группы, занятой прединвестиционными исследованиями, как

правило, входит:

• сбор информации, на основе которой будет приниматься решение — быть проекту или нет. Для этого разрабатываются специальные вопросники. Обычно разрабатывается не менее двух типов (уровней) вопросников, имеющих целью:

• отсев заведомо неприемлемых идей проекта;

• детальный анализ предложений, признанных заслуживающими дальнейшей проработки. Этот же вопросник должен помочь оценить жизнеспособность вариантов проекта;

• анализ предложений на основе информации, полученной на предыдущем этапе. Методика экспертного анализа описана выше;

• подготовка рекомендаций по принятию решения заказчиком проекта. Обычно на этой стадии оставляют для дальнейшего рассмотрения 2-3 варианта.

На протяжении всего периода работы группы заказчик проекта проводит обсуждение хода выработки концепции проекта с членами группы, а также при необходимости с внешними экспертами-консультантами.

Проектный анализ

Измерение результатов проекта

Цель проектного анализа — определение результатов (ценности) проекта. Для этого используют выражение:

Результаты (ценность) = проекта Изменение выгод в результате проекта Изменение затрат в результате проекта

Результаты и затраты по проекту можно определить (для одного вида ресурсов и одного вида продукции) следующим образом:

Результаты за любой = год Прирост объема продукции проекта х Цена единицы продукции проекта
       
Затраты за любой = год Прирост объемов ресурсов на производство х Стоимость единицы продукции

Показатели и система методов оценки эффективности инвестиций с учетом стоимости денег во времени приведены в гл. 12. Структура проектного анализа Принято различать следующие виды проектного анализа:

• технический;

• финансовый;

• коммерческий;

• экологический;

• организационный (институциональный);

• социальный;

• экономический (рассмотрен в гл. 12).

До принятия решения об осуществлении проекта необходимо рассмотреть все его аспекты на протяжении всего проектного цикла.

Этот перечень отражает в какой-то степени последовательность выполнения специальных видов анализа (разумеется, это не означает возможности совмещения во времени работ по их выполнению).

В рамках технического анализа инвестиционных проектов изучают:

• технико-технологические альтернативы;

• варианты местоположения;

• размер (масштаб, объем) проекта;

• сроки реализации проекта в целом и его фаз;

• доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и других потребных ресурсов;

• емкость рынка для продукции проекта;

• затраты на проект с учетом непредвиденных факторов;

• график проекта.

Эти задачи решаются (с возрастающей точностью) на стадиях прединвестиционных исследований, ТЭО (проекта) строительства и разработки рабочей документации.

В процессе поэтапно проводимого технического анализа уточняются смета и бюджет проекта. При этом уточняются физические и ценовые непредвиденные факторы, которые приводят к непредвиденным расходам.

В ряде стран делаются попытки установить уровни этих непредвиденных расходов. Так, в США этот уровень колеблется от 5% для простых, стандартных проектов до 15% для сложных, уникальных проектов.

Задача коммерческого анализа — оценить проект с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом.

В общем виде решаемые при этом задачи можно свести к трем:

• маркетинг;

• источники и условия получения ресурсов;

• условия производства и сбыта.

В результате коммерческого анализа надлежит ответить на такие вопросы, как:

• где будет продаваться продукция?

• имеет ли рынок достаточную емкость, чтобы поглотить всю выпускаемую продукцию без влияния на ее цену?

• если вероятно подобное влияние на цену, то каково оно?

• останется ли проект жизнеспособным с финансовой точки зрения при новой цене?

• какую долю общей емкости рынка может обеспечить предлагаемый проект?

• предназначена ли выпускаемая продукция для местного потребления или идет на экспорт?

• какие финансовые мероприятия потребуются для продвижения продукции на рынок и какие резервы надлежит предусмотреть в проекте для финансирования маркетинга?

• способны ли существующие методы поставок гарантировать своевременность поставок и устранить перебои?

• практикуются ли конкурсные торги для установления справедливых цен?

• кто разрабатывает спецификации на необходимые закупки?

Экологический анализ занимает особое место в проектном анализе, так как взаимоотношения между деятельностью человека и окружающей средой недостаточно изучены и, что самое главное, несовершенные с этой точки зрения решения приводят к необратимым изменениям в окружающей среде.

Задачей экологического анализа инвестиционного проекта является установление потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом, как в инвестиционный, так и в постинвестиционный период, а также определение мер, необходимых для смягчения или предотвращения этого эффекта. Иначе говоря, следует находить такие средства достижения целей проекта, которые не уменьшают "емкость" экосистемы.

Поэтому в план проекта должны включаться соответствующие руководящие стандарты, а также меры обеспечения соблюдения этих стандартов. По данным Всемирного банка, расходы на необходимые меры по защите окружающей среды составляют не более 3% общих затрат на проект. Существенно больших (до 10%) затрат требуют те проекты, которые нуждаются во включении защитных мер после завершения их разработки. Проведение стандартного анализа экономической эффективности экологических проектов часто не представляется возможным, так как экологические затраты и результаты нередко очень трудно рассчитать. В этих случаях прибегают к так называемому качественному анализу (влияния, например, какого-то загрязняющего вещества на зрение, обоняние, вкус, коррозию, животных, растения). Тем не менее, качественный анализ, как и количественный, должен показать разницу между ситуациями "с проектом" и "без проекта".

Требования к оценке воздействия хозяйственной деятельности предприятия на отдельные компоненты окружающей среды изложены во "Временной инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности в предпроектных и проектных материалах" [3].

Цель организационного анализа — оценить организационную, правовую, политическую и административную обстановку, в рамках которой проект должен реализовываться и эксплуатироваться, а также выработать необходимые рекомендации в части:

• менеджмента;

• организационной структуры;

• планирования;

• комплектования и обучения персонала;

• финансовой деятельности;

• координации деятельности;

• общей политики.

Основными задачами организационного анализа являются:

• определение задач участников проекта применительно к действующему законодательству и подзаконным актам (инструкциям, регламентам и

пр.);

• оценка сильных и слабых сторон участников проекта с точки зрения

материально-технической базы, квалификации, структур, финансового положения;

• оценка возможного влияния законов, политики и инструкций на судьбу проекта, особенно в части защиты окружающей среды, заработной платы, цен, государственной поддержки, внешнеэкономических связей;

• разработка мер по устранению слабых сторон участников проекта, выявленных в процессе анализа, а также снижению отрицательного воздействия окружения проекта (законы, политика, инструкции);

• разработка предложений по совершенствованию вышеупомянутых организационных факторов, влияющих на эффективность проекта.

Целью социального анализа является определение пригодности вариантов плана проекта для его пользователей. Результаты социального анализа должны обеспечить возможность стратегии взаимодействия между проектом и его пользователями, которая пользовалась бы поддержкой населения и способствовала бы достижению целей проекта.

Социальный анализ сосредоточивает внимание на четырех основных областях:

• социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом (количественные характеристики и социальная структура);

• организация населения в районе действия проекта, включая структуру семьи, наличие рабочей силы, доступ к контролю за ресурсами;

• приемлемость проекта для местной культуры;

• стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся результатами проекта.

Следует отметить, что социальный анализ весьма сложен прежде всего из-за затруднительности применения формальных методов и отсутствия стандартных методик и процедур. Вместе с тем успешное его проведение способствует улучшению плана проекта, а также эффективности проекта в целом.

Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов проекта в рамках определения экономической эффективности.

Основными видами социальных результатов проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности, являются:

• изменение количества рабочих мест в регионе;

• улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;

• изменение условий труда работников;

• изменение структуры производственного персонала;

• изменение надежности снабжения населения отдельными видами товаров;

• изменение состояния здоровья работников и населения;

• экономия свободного времени населения.

Предусматриваемые проектом мероприятия по созданию работникам нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры являются обязательными условиями его реализации и какой-либо самостоятельной оценке в составе результатов проекта не подлежат.

Наши рекомендации