Разработка обоснования необходимости преобразований

Чтобы с самого начала добиться поддержки высшего руководства, необходимо разработать продуманное экономическое обоснование неотложности преобразований, подкрепленное фактами, а также анализом возможных последствий сохранения нынешней ситуации. Сделать это можно несколькими способами:

Ø Описать имеющиеся недостатки в работе.

Ø Собрать информацию о доходах, расходах, прибыли, курсе акций, конкурентных позициях компании, жалобах потребителей, моральном состоянии служащих и текучести кадров.

Ø Разработать четкие критерии или методы оценки деятельности.

Ø Сравнить показатели деятельности компании с аналогичными показателями конкурентов.

Ø Узнать точку зрения важных заказчиков, служащих и акционеров, которые разорвали свои отношения с компанией или недовольны ее работой.

Ø Собрать информацию об ошибках, просчетах и упущенных возможностях.

Ø Собрать информацию о нынешних тенденциях развития рынка, отрасли или экономики в целом, обусловливающих изменение внешних условий работы компании.

Однако одного продуманного обоснования недостаточно. Люди должны увидеть необходимость перемен, чтобы стать эмоционально вовлеченными в происходящее и лично заинтересованными в успехе преобразований. Именно такое переплетение логики и эмоций и является ключом к успешным преобразованиям. Чтобы быть убедительным, обоснование должно давать четкое представление о трех аспектах. Это:

Ø Ситуация. Обоснование должно содержать цифровую и иную информацию о деятельности компании, ее конкурентных позициях и общей ситуации на рынке. Цель – помочь людям ясно увидеть проблему, решение или возможность прогресса.

Ø Проблема. Имеется в виду вероятность серьезных последствий в случае, если ничего не изменится, т.е. то, что поставлено на карту. Используемые методы должны апеллировать к эмоциям людей, чтобы они могли прочувствовать эту проблему.

Ø Преимущества. Это связанные с изменениями вознаграждения и возможности. К действию людей побуждают эмоции. Эмоционально заряженные идеи меняют поведение и закрепляют новое поведение.

При наличии конкурирующих приоритетов любая новая программа преобразований утратит свой импульс, если постоянно не поддерживать у людей ощущение необходимости перемен, красочно описывая сложившуюся ситуацию.

Инструмент оценки 1.1 (см. с. 32–33) разработан специально для определения составляющих удачного обоснования неотложности перемен. Он хотя сначала и предполагает анализ, в конце помогает вам понять, как можно увязать преобразования с эмоциями и тем самым дать людям возможность увидеть и прочувствовать необходимость преобразований, т.е. создать ощущение их неотложности.

Определение причин самоуспокоенности

Создание у людей ощущения необходимости перемен предполагает полное устранение причин для самоуспокоенности либо минимизацию их воздействия. Ниже перечислены некоторые возможные признаки самоуспокоенности и предложены пути ее преодоления.

Инструмент оценки 1.1

Форма для разработки обоснования необходимости преобразований

Недостатки в работе  
Какие недостатки в работе у вас были? (Например, все ли было в порядке с доходами, расходами, курсом акций, работой с потребителями, моральным состоянием служащих, текучестью кадров) Чем вы можете это доказать? (Например, имеющимися данными измерений, исследований)
   
   
Конкурентные позиции  
Кто ваши основные конкуренты на рынке? Как вы выглядите по сравнению с ними? (Сравните, например, доходы, расходы, курс акций, работу с потребителями, моральное состояние служащих, текучесть кадров, производительность труда)
   
   
Ошибки, неудачи и упущенные возможности
Какие ошибки, неудачи и упущенные возможности нанесли вред вашей компании? Во что они обошлись вашей компании? Откуда это известно?
     
     
Тенденции
Какие рыночные тенденции обусловливают необходимость преобразований? Какие тенденции развития отрасли обусловливают необходимость преобразований? Какие общеэкономические тенденции обусловливают необходимость преобразований?
     
     
Свидетельства
С кем следует связаться, чтобы получить важные свидетельства? (Например, с клиентами, нынешними и бывшими служащими, акционерами, поставщиками) О чем их нужно спросить? Что они ответили?
     
     
Почему преобразования нужно провести срочно
Каковы ценности сотрудников компании? Что порождает опасения, раздражение и самоуспокоенность? Что вам нужно сделать для создания ощущения неотложности перемен?
     
     

1. Отсутствие такого очевидного, конкретного и убедительного основания для преобразований, которое понимали бы все сотрудники компании.

Корректирующие меры:

Ø покажите рискованность нынешней ситуации, приведя примеры преуспевавших гигантов, которые утратили свои позиции практически в одночасье;

Ø сформулируйте и подчеркните задачи, которые нужно решить, чтобы стать лучшими;

Ø откройте менеджерам глаза или напомните им о существенных недостатках компании по сравнению с конкурентами;

Ø обсуждайте свои ошибки, вместо того чтобы скрывать их;

Ø подчеркните риск, связанный с сохранением статус-кво.

Наши рекомендации