Финансовый контроль как важнейшая функция управления финансами
Финансовый контроль - это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово - хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов, а также разработку предложений по совершенствованию финансовых отношений.
Одна из основных задач контроля - проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Цель финансового контроля - содействие формированию научно обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма, сокращение теневого денежного оборота.
Задачи фин. контроля:
· Проверка выполнения финансовых обязанностей перед государством, организациями и населением.
· Проверка правильности использования хозяйствующими субъектами находящихся в их распоряжении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных средств).
· Проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств хозяйствующими субъектами.
· Выявление внутренних резервов производства - возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, ускорения оборачиваемости оборотных средств, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств.
· Устранение и предупреждение нарушении финансовой дисциплины.
· обеспечить экономическую безопасность государства
· обеспечить контроль за формированием государственных доходов
· проверка выполнения государственных обязательств со стороны физических и юридических лиц
· проверка целевого использования бюджета
· улучшение взаимодействия и координации деятельности контролирующих органов в РФ.
Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, его хозяйствующими субъектами.
Классификация финансового контроля осуществляется по следующим пяти направлениям: по времени проведения, в зависимости от субъекта контроля, по сферам финансовой деятельности, по формам и методам проведения. По времени проведения: - предварительный; - текущий (оперативный); последующий. Предварительный контроль является самым эффективным видом контроля. Применяется на этапах рассмотрения и принятия бюджетов, финансовых планов, заключения договоров и сделок.
Последующий контроль проводится после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использования хозорганами денежных средств и т.п. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.
Представительные органы
§ осуществляют финансовый контроль при ежегодном рассмотрении проекта соответствующего бюджета и отчета об исполнении его на сессиях.
§ важные контрольные функции выполняют планово-бюджетные и отраслевые постоянные комиссии представительных органов, которые предварительно, до начала сессии, рассматривают проект бюджета и отчет об его исполнении.
Исполнительные органы
• направляют контрольную деятельность подведомственных им органов, в том числе и финансово-кредитных.
• непосредственно осуществляют финансовый контроль.
• Правительство контролирует составление и исполнение государственного бюджета, осуществляет финансовую политику государства.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется в пределах полномочий отдельного министерства, ведомства за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений
К основным задачам ведомственного контроля относятся:
контроль за выполнением плановых заданий,
экономным использованием материальных и финансовых ресурсов,
сохранностью собственности,
правильностью постановки бухгалтерского учета,
состоянием контрольно-ревизионной работы,
пресечение фактов бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств. Внутрихозяйственный контроль - это контроль, осуществляемый на конкретных хозяйствующих субъектах (фирмах, компаниях, организациях, учреждениях).
Аудиторский контроль - проверка состояния финансово-хозяйственной деятельности на основе договора, заключаемого независимой аудиторской фирмой и владельцем (собственником) организации. Результатом аудиторской деятельности является заключение -официальный документ, содержащий полную информацию о соответствии бухгалтерских отчетов и других документов хозяйствующего субъекта требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета. Заключение публикуется как отчет о его деятельности вместе с официальным балансом и отчетом о финансово-хозяйственной деятельности. Ответственность за достоверность предоставляемых аудитору сведений и документации лежит на руководстве хозяйствующего субъекта.
Аудит делится на внутренний и внешний, добровольный и обязательный.
Обязательный фин. контроль рассматривают, утверждают бюджеты, контролируют ход их исполнения. Инициативный - внутренний контроль в министерствах, ведомствах, в компаниях осуществляется как на постоянной основе (ревизионными комиссиями, контрольно-ревизионными подразделениями), так и в связи с необходимостью (как правило, аудиторский контроль).
Результатами финансового контроля являются различные факты финансово-экономической деятельности (как правило, требующие приведения в соответствие с законодательством) и количественные показатели (требующие устранения нарушений или утверждения).
Ревизия - наиболее полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений за прошедший определенный период.
По объекту проверки: документальная, фактическая, полная, выборочная ревизия.
По организационному признаку: плановая, внеплановая, комплексная.
Приемы ревизий: инвентаризация материальных ценностей, проверка наличия денежных средств в кассе, сопоставление плановых, нормативных и отчетных показателей деятельности проверяемого объекта, документальная и встречная проверки.
Проверки и обследования проводятся контрольными органами по определенным вопросам финансово-хозяйственной деятельности организаций или по одному вопросу путем ознакомления на месте с отдельными сторонами финансовой деятельности. Поэтому проверки в основном бывают тематическими. При этом некоторые проверки по своему характеру могут носить вид внезапных инспекций. Целью проверок и обследований является выяснение состояния отдельного участка хозяйственной и финансовой деятельности хозоргана.
По форме проведения: камеральная проверка (осуществляется без выхода на место и предшествует документальной проверке хозоргана), встречная (метод определения достоверности финансово-хозяйственных операций на проверяемом объекте посредством проверки действительного отражения этих операций у партнеров или клиентов проверяемого хозяйствующего субъекта), счетная (контроль достоверности бухгалтерских документов, осуществляется в три этапа:
1. выясняется согласованность показателей различных форм отчетности;
2. осуществляется сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;
3. определяется обоснованность учетных записей по данным первичных документов, дисциплины.
В зависимости от субъектов, осуществляющих фин контроль: - президентский; - контроль исполнительных органов власти; - контроль финансово-кредитными органами власти; - контроль представительными органами власти и местного самоуправления; - ведомственный; - внутрихозяйственный; - аудиторский.
По форме проведения: - обязательный (внешний); - инициативный (внутренний). Некоторые виды финансовой деятельности требуют обязательного законодательного контроля (банковская деятельность, работа страховых и финансовых компаний, инвестиционных фондов, фондовых бирж и др.). Обязательному контролю и ревизии подвергаются все государственные и муниципальные бюджеты, внебюджетные фонды. Внутренний контроль в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в компаниях осуществляется как на постоянной основе (ревизионными комиссиями, контрольно-ревизионными подразделениями), так и в связи с необходимостью (как правило, аудиторский контроль).
По методам проведения: - проверки; - обследования; наблюдение (мониторинг); - ревизия; - надзор; - анализ финн дея-сти. Проверка, экономический анализ и ревизия - это методы последующего контроля.
Система (классификация) методик контроля бюджетно-финансовых средств представлена следующими основными элементами:
Государственный финансовый контроль: - общегосударственный; - ведомственный
Финансовый контроль на макроуровне - это контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства. Он создан:
- для обеспечения процесса формирования и эффективного использования фондов денежных средств;
- для контроля за соответствием действующих форм и методов реализации объективно необходимым и установленным законодательно финансовым отношениям;
- для выявления и устранения диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и территориям с целью наиболее эффективного их использования, оптимального, дифференцированного по степени их значимости удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах отраслей и регионов, максимального удовлетворения потребностей граждан в услугах социально-культурной сферы.
Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и в Конституциях (Уставах) субъектов Федерации, предусматривает контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти.
Объект контроля - государственные финансы.
Предмет контроля - бюджеты, внебюджетные фонды, финансовые планы (сметы), отчеты об их исполнении в территориальном и отраслевом разрезах.
Государственный финансовый контроль осуществляют все структуры власти. Особая роль отводится Счетной палате РФ и Федеральному казначейству. Счетная палата РФ - независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному собранию РФ. Аудиторы Счетной палаты РФ назначаются в равном количественном соотношении от Государственной Думы и Совета Федерации, имеют статус федерального министра и осуществляют проверки по планам и заданиям Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ.
Формы контроля и виды деятельности Счетной палаты РФ: - тематические проверки; - ревизии.
Виды деятельности Счетной палаты РФ: - конрольно-ревизионная; - экспертно-аналитическая; - информационная; - определение эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств и использования федер-й соб-сти, совершенствование бюджетного процесса в целом.
Основные задачи казначейства в области контроля:
- Контроль за доходной и расходной частями федерального бюджета в процессе его исполнения;
- Контроль совместно с Центробанком за состоянием государственного внутреннего и внешнего бюджетного долга РФ;
- Контроль за состоянием государственных финансов в целом и представлением высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
- Контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами, отношениями между ними и федеральным бюджетом.
Основные элементы бюджетного контроля базируются на бюджетно-налоговом праве.
14. Воздействие финансов на социально-экономическое развитие государства (всё о финансах)
Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.
Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход (НД) страны, объем которого определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а также предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и др.)
Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.
Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и НД финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью, стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны. И, наоборот, в условиях экономического кризиса, спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается. Это выражается в крупных бюджетных дефицитах, в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, появление денежных суррогатов, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства. По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Увеличение НД является главным условием роста финансовых ресурсов.
Социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследование вопроса – за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.
Валовой внутренний продукт (ВВП) - стоимость конечных товаров и услуг, произведены резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени. Национальный доход (НД) – вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.
Воздействие финансов на социально-экономическое развитие общества осуществляется через финансовую политику государства, которое разрабатывает стратегию финансового развития общества, определяет задачи, средства и пути их достижения.
15. Финансовое управление на макро- и микроуровнях (см. вопрос 10)
Для обеспечения непрерывного и бесперебойного воспроизводственного процесса органы государственной власти и местного самоуправления и субъекты хозяйствования применяют и различные инструменты финансового механизма для воздействия на финансовые отношения с целью сохранения стабильности финансово-хозяйственной деятельности в складывающихся условиях, т. е. управляют финансовыми потоками как на макроуровне, так и в рамках отдельной организации. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата. Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.
Под субъектами управления финансами в финансовой науке традиционно понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление (рисунок). На макроуровне к таким структурам относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления и другие участники бюджетного процесса, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами. В коммерческих и некоммерческих организациях управление финансами осуществляют финансовые управления, отделы или службы. Структура органов управления финансами организации зависит от ее размера (холдинг, среднее, малое предприятие и т.д.), вида деятельности (страховая, инвестиционная, банковская деятельность и др.), а в ряде случаев и от организационно-правовой формы (например, бюджетное учреждение, унитарное предприятие). Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.
Деятельность этих органов характеризуется многоаспектностью и большой сложностью, поскольку объектом управления финансами выступают финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов, составляющие сферы и звенья финансовой системы государства, т. е. каждая сфера и звено финансовой системы являются объектом управления финансами.
Денежные фонды формируются на макро- и микроуровнях. На макроуровне к ним относятся: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой. На микроуровне - это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В свою очередь в состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным - кредиторская задолженность. Финансовые отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т.д.