Часть 2. Дифференцирование ассортимента по методу XYZ

Принцип дифференциации ассортимента в процессе XYZ анализа состоит в том, что весь ассортимент делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса, от этого зависит точность планирования и прогнозирования будущих действий всех участников логистической цепи.

При стабильном (постоянном) спросе можно достаточно точно спланировать объем производства, а, следовательно, заранее рассчитать потребность в необходимом сырье, материалах, полуфабрикатах, товарах, выбрать оптимального поставщика и заключить с ним договор поставок на самых выгодных условиях. При нестабильном спросе процесс планирования не может быть точным.

Поэтому предприятие вынуждено компенсировать колебания спроса созданием дополнительных запасов во всех звеньях логистической цепи (готовая продукция, запасы сырья, незавершенного производства) или работать под заказ. Снабжение необходимо будет осуществлять по мере необходимости, что не всегда удобно потребителю и поставщику. И в том и другом случаях возникают дополнительные логистические затраты, что ведет к снижению эффективности производства.

Поэтому необходимо заранее разделить весь ассортимент в зависимости от стабильности спроса для того, чтобы можно было принять правильные управленческие решения.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса (ν) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной изменчивости.

Коэффициент вариации вычисляется по формуле 1. Расчеты приведены в таблице 3:

Таблица 3 – Расчет коэффициента вариации

1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал ср.кварт. коэф. вариации
27,8
97,5 4,4
7,14
18,4
11,2
35,4
28,3
63,7
52,1
68,7
24,5
40,8
3,5
6,32
17,7
17,7
42,5
24,5
68,7
11,3

Для удобства ассортиментные позиции выстраиваем в порядке возрастания значения коэффициента вариации.

Распределяем ассортимент по группам следующим образом:

Группа X – объекты, значение коэффициента вариации по которым не превышает 10%.

Группа Y – объекты, значение коэффициента вариации по которым составляет 10% - 25%.

Группа Z – объекты, значение коэффициента вариации по которым превышает 25%.

Результаты вычислений приведены в таблице 3:

Таблица 3 – Расчетные параметры XYZ-анализа

Номера позиций ассортимента Средняя стоимость запаса по позициям ассортимента, руб. для АВС-анализа Доля стоимости позиций в общей стоимости запасой, % Коэффициент вариации спроса по отдельной позиции ассортимета № позиции по списку, упорядоченному по коэффициенту вариации Значение коэффициента вариации, упорядоченное в порядке возрастания Распрделение видов товара по группам X, Y, Z
7,6 27,8 3,5 X
1,64 4,4 4,4
2,36 7,14 6,32
3,37 18,4 7,14
8,78 11,2 11,2 Y
0,33 35,4 11,3
0,84 28,3 17,7
0,67 63,7 17,7
12,6 52,1 18,4
0,5 68,7 24,5
0,84 24,5 24,5
1,01 40,8 27,8 Z
38,02 3,5 28,3
4,22 6,32 35,4
1,35 17,7 40,8
0,67 17,7 42,5
2,02 42,5 52,1
0,84 24,5 63,7
0,5 68,7 63,7
11,6 11,3 63,7
ИТОГО:          

Часть 2. Дифференцирование ассортимента по методу XYZ - student2.ru

Рисунок 11 – кривая XYZ-анализа

В итоге группа Х включает в себя четыре позиции ассортимента (13, 2, 14,3), имеющие наименьшее значение коэффициента вариации. Данный ассортимент характеризуется стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза.

В группу Y входят семь позиций ассортимента (5, 20, 15, 16, 4 ,18, 11), имеющие средние значения коэффициента вариации. Данные виды товаров характеризуются известными тенденциями определения потребности в них и средними возможностями их прогнозирования.

В последнюю группу Z входят оставшиеся позиции (1, 7, 6, 12, 17, 9, 8, 10, 18), имеющие наибольшее значение коэффициента вариации (27,8; 28,3; 35,4; 40,8; 42,5; 52,1; 63,7; 63,7 и 63,7 соответственно). Потребление данных ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.

Наши рекомендации