Краткие теоретические сведения. Первый этап грамотного создания и поддержания товарного ассортимента на оптовом торговом предприятии - обеспечение устойчивости ассортимента

Первый этап грамотного создания и поддержания товарного ассортимента на оптовом торговом предприятии - обеспечение устойчивости ассортимента, что является особенно важным, когда дело касается товаров повседневного спроса, ежедневно и регулярно приобретаемых покупателями. Устойчивый ассортимент дает возможность обеспечить ритмичное и бесперебойное товароснабжение торговых предприятий розницы, которые являются основными (по большей части) оптовыми покупателями.

Предприятие-оптовик, занимающееся торговлей исключительно товарами узкого ассортимента, обязано позаботиться о приемлемой глубине ассортимента в рамках соответствующих групп товаров и их наименований, в противном случае оно не сможет помогать в успешном формировании покупательских комплексов (и микро-комплексов) товаров в универсальных и профильных магазинах, которые им обслуживаются. Следовательно, следующий этап формирования ассортимента - определение количества разновидностей товаров, готовящихся к реализации, по каждому конкретному наименованию. Само собой разумеется, что, формируя ассортимент товаров, коммерческие отделы фирмы-оптовика обязаны постоянно контролировать появление на рынке новых и «свежих» товаров и максимально быстро вовлекать эти товары в товарооборот.

Одновременно с этим коммерческие отделы оптовых торговых предприятий обязаны принимать оперативные меры для исключения из своей номенклатуры устаревших товаров, а также тех товаров, на которые спрос резко снизился.

Инструмент, с помощью которого регулируется ассортимент товаров на складе оптового торгового предприятия, - ассортиментный перечень. В этот перечень включаются те наименования товаров, которые соответствуют установленной оптовиком широте ассортимента, а также минимально требуемое число разновидностей товаров, которые должны постоянно быть в наличии на оптовом складе торгового предприятия. Ассортиментные перечни обычно разрабатываются на один год. В случае необходимости в течение этого года их можно корректировать. В них предусматриваются групповая и внутригрупповая структура, а также определяющие (модель, артикул и проч.) и дополнительные (рост, размер, полнота и проч.) признаки разновидностей закупаемых оптовиком у производителей товаров. Разработка ассортиментного перечня состоит из трех основных этапов.

Первый этап - определение перечня ассортиментных позиций. Тут необходимо учесть номенклатуру товаров, которые прошли через оптовое предприятие в отчетном (текущем) году, и номенклатуру товаров, которые указаны в спецификациях договоров поставки товаров в будущем году.

Второй этап заключается в расчете числа разновидностей конкретного товара по тому или иному основному признаку, то есть определяется по позициям (по каждой - отдельно) поступившее их количество за год.

Третий, заключительный этап, заключается в определении количества разновидностей каждого конкретного товара для формирования неснижаемого ассортимента. Это именно то количество, которое должно быть постоянно в запасах у оптового торгового предприятия и которое может быть предложено клиентам-покупателям в любое время.

Коммерческий отдел оптового торгового предприятия с помощью грамотно сформированного ассортиментного перечня осуществляет системный текущий контроль за полнотой, достаточностью и стабильностью имеющегося ассортимента товаров на складских площадях и за надежным снабжением этими товарами оптовых покупателей (розничных магазинов и проч.) своего целевого рынка.

Коммерческая деятельность в области управления ассортиментом должна строиться на принципах комплексного подхода и носить стратегический характер, направленный на формирование конкурентоспособной ассортиментной модели, укрепление позиций предприятия на рынке, формирование его имиджа.

Поэтому вышеперечисленные задачи ассортиментной политики (см. раб. 3) должны решаться на стратегическом уровне (Рисунок 1), т.е. каждое управленческое решение в этой сфере должно приниматься с учетом общей рыночной стратегии предприятия.

Краткие теоретические сведения. Первый этап грамотного создания и поддержания товарного ассортимента на оптовом торговом предприятии - обеспечение устойчивости ассортимента - student2.ru

Рисунок 1 - Формирование ассортиментной политики торгового предприятия

Формирование ассортимента - процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения. Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения - от производства до потребления.

Необходимым условием бесперебойного снабжения розничной торговой сети товарами в необходимом ассортименте является создание оптимального ассортимента товаров на оптовых предприятиях. Поэтому правильное, научно обоснованное формирование ассортимента представляет собой важнейшую функцию коммерческой службы оптовых предприятий.

Порядок выполнения работы

Задание 1. Определить этапы формирования ассортимента торгового предприятия.

Задание 2. Описать основные положения этапов разработки ассортиментного перечня товаров

Задание 3. Оформить схему формирования ассортиментной политики торгового предприятия по своей работе.

Отчет о работе

Отчет о работе должен содержать выполненные задания 1-4 и заключение о проделанной работе. Студент отчитывается по выполненной работе перед преподавателем, отвечает на контрольные вопросы. Принятая работа подписывается преподавателем с указанием даты выполнения и отчета.

Наши рекомендации