Часть 1. Дифференцирование ассортимента по методу АВС

Идея метода ABC состоит в том, чтобы из всего ассортимента запасов выделить наиболее дорогие с точки зрения стоимости запаса. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы.

Объектами управления являются запасы различных товаров (в исходных данных представлены номерами позиций – далее по тексту наименования позиций ассортимента). Признаком, по которому выполняется разделение ассортимента, является стоимость видов запаса.

Первоначально задана средняя стоимость запаса по позициям ассортимента. Номер позиции соответствует определенному виду товара. Суммированием данных стоимостей получаем общую стоимость запаса. Далее определяем долю стоимости каждой позиции в общей стоимости запасов. После упорядочивания по убыванию, определяем долю с нарастающим итогом.

В качестве начального или базового значения доли нарастающим итогом принимается значение доли стоимости запасов первой позиции ассортимента. Доля нарастающим итогом рассчитывается путем прибавления к текущему значению доли нарастающим итогом значения доли стоимости запасов следующей позиции ассортимента из графы 5. Полученная сумма записывается в следующую графу и считается текущим значением доли нарастающим итогом.

По полученным данным распределяем анализируемый ассортимент на группы следующим образом:

· в группу А включают позиции, составляющие 75% стоимости запасов;

· в группу В включают следующие 20% стоимости запасов или до 95% нарастающим итогом;

· в группу С включают позиции, составляющие оставшиеся 5% в стоимости запасов.

Определяем долю, выраженную в процентах, которую составляет текущий номер позиции ассортимента в общем количестве позиций. Учитывая, что общее количество наименований позиций ассортимента по условиям задания составляет 20 единиц.

Результаты вычислений приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Расчетные параметры АВС-анализа

№ позиции Средняя стоимость запаса по позициям ассортимента, руб. для АВС-анализа Доля стоимости позиций в общей стоимости запасой, % № позиции ассортимента, упорядоченный по убыванию доли стоимости позиции в общей стоимости запасов Доля стоимости запасов позиций в общей стоимости запасов, по убыванию, % Доля нарастающим итогом, % Распределение видов товара по группам А,В и С Количество, выраженное в % к общему количеству позиций
7,6 38,02 38,02   А
1,64 12,6 50,62
2,36 11,6 62,22
3,37 8,78 71,23
8,78 7,6 78,83 В
0,33 4,22 83,05
0,84 3,37 86,42
0,67 2,36 88,78
12,6 2,02 90,8
0,5 1,64 92,44
0,84 1,35 93,79
1,01 1,01 94,8
38,02 0,84 95,64 С
4,22 0,84 96,48
1,35 0,84 97,32
0,67 0,67 97,99
2,02 0,67 98,43
0,84 0,5 98,93
0,5 0,5 99,66
11,6 0,33
ИТОГО:            

В результате вычислений группа А включает в себя несколько видов товаров, имеющих номера позиций: 13 и 9.

В группу В входят шесть наименований, а именно позиции 20, 5, 1,14, 4, 3 и 17. Оставшиеся позиции входят в группу С.

Рассмотрим кривую АВС-анализа приведенную на рисунке 10.

Часть 1. Дифференцирование ассортимента по методу АВС - student2.ru

Рисунок 10 – Кривая АВС-анализа

Смысл заключается в том, что товары группы А занимающие в количественном выражении 10% от всего ассортимента, приносят компании 75% выручки. В то же время, группа В составляющая 35% от ассортимента, приносит 20% выручки компании. А группа С в свою очередь занимающая 55% в количественном выражении приносит всего 5% выручки компании.

Из этого следует, что необходимо вести пристальный контроль за дорогостоящими запасами класса А, можно слабее отслеживать состояние объектов в классе В и меньше всего заботиться о классе С. Но окончательное удаление товаров группы С из ассортимента приведет к неудовлетворенному спросу.

Наши рекомендации