Состав валовой, товарной и реализованной продукции, их взаимосвязь с показателями оценки деятельности предприятия.
Организация и содержание материально-технического снабжения производства
Материально-техническое снабжение является частью коммерческой деятельности предприятия, в которую входят также сбыт, логистика и маркетинг.
Материально-техническое снабжение (МТС) - это деятельность, направленная на обеспечение предприятия материальными ресурсами, необходимыми для выполнения производственной программы в плановом периоде с минимальными издержками. Плановыми периодами в МТС предприятия являются год, полугодие, кварталы, месяцы.
Производственный процесс имеет три основные стадии: снабжение, производство, сбыт. Материально-техническое снабжение, являясь первой стадией производственного цикла «снабжение-производство-сбыт», обеспечивает материальную основу изготовления продукции. От материально-технического снабжения зависит ритмичность, эффективность, качество, затраты и себестоимость выпускаемой продукции, прибыль и финансовые результаты предприятия.
Главной задачей материально-технического снабжения является своевременное и оптимальное обеспечение предприятия необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества.
Содержание работы по материально-техническому снабжению включает три направления:
1. Планирование:
• изучение внутренней и внешней среды предприятия и рынка материальных ресурсов;
• прогнозирование и определение потребности предприятия в материальных ресурсах в плановом периоде;
• планирование оптимальных хозяйственных связей с поставщиками;
• оперативное управление снабжением.
2. Организация:
• сбор информации о потребной продукции, участие в ярмарках, выставках, аукционах, тендерах и т.п.;
• анализ всех источников удовлетворения потребностей предприятия в ресурсах и выбор наиболее оптимальных;
• выбор поставщиков и заключение с ними договоров на поставку материальных ресурсов;
• заключение договоров с транспортными организациями на доставку материальных ресурсов на предприятие;
• формирование заказов;
• организация завоза ресурсов на предприятие;
• организация складского хозяйства для хранения материальных ресурсов;
• обеспечение цехов, участков и рабочих мест необходимыми для выполнения производственной программы материальными ресурсами.
3. Контроль:
• за выполнением договорных обязательств поставщиков и транспортных организаций;
• за расходованием материальных ресурсов на предприятии;
• входной контроль за качеством и комплектностью поступающих материальных ресурсов;
• контроль за производственными запасами;
• выдвижение претензий поставщикам и транспортным организациям:
• анализ работы службы снабжения и разработка мероприятий по повышению ее эффективности.
Материально-техническое снабжение предприятия включает управление закупками и закупочную логистику.
Закупки - коммерческая деятельность предприятия, направленная на закупку необходимых в плановом периоде материальных ресурсов по конкурентоспособным ценам.
Управление закупками и снабжением включает прогнозирование, оптимальное планирование, организацию, контроль и регулирование закупок и поставок материальных ресурсов на предприятие в течение планового периода в соответствии с планами производства и реализации продукции.
Субъектами закупок являются предприятия и организации-потребители материальных ресурсов и предприятия и организации-поставщики материальных ресурсов (предприятия-изготовители материальных ресурсов и торговые посредники). Объектами закупок являются материальные ресурсы и платежные средства.
Целью закупок является обеспечение предприятия всеми необходимыми для выполнения производственной программы материальными ресурсами в нужное время, в нужном количестве и качестве и с минимальными затратами.
Основными задачами закупок являются:
- исследование рынка материальных ресурсов;
- определение потребности предприятия в материальных ресурсах в плановом периоде (год, кварталы, месяцы);
- планирование закупок по срокам, ассортименту, количеству и качеству материальных ресурсов;
- поиск поставщиков и заключение с ними договоров на поставку материальных ресурсов;
- контроль поставок и оплаты материальных ресурсов предприятием;
- повышение эффективности закупочной деятельности предприятия.
Основными видами материальных ресурсов, закупаемых предприятиями, являются предметы и средства труда. Предметы труда - сырье, материалы, топливо, комплектующие, полуфабрикаты. Средства труда - станки, машины, оборудование, инструменты, приборы и др.
Сырье - предметы труда, еще не прошедшие промышленной обработки (руда, нефть, древесина, зерно и т.д.).
Материалы - предметы труда, которые прошли промышленную обработку. Они делятся на основные и вспомогательные.
Основные материалы - предметы труда, которые служат материальной основой выпускаемой продукции.
Вспомогательные материалы - предметы труда, способствующие осуществлению производственного процесса (смазочные масла, лаки и др.).
Полуфабрикаты - предметы труда, прошедшие промышленную обработку и требующие ее продолжения.
Комплектующие - предметы труда, которые целиком входят в готовую продукцию в процессе ее сборки и монтажа (детали, подшипники, двигатели и др.).
Топливо и энергия - различные виды топлива, электрическая и тепловая энергия.
В рыночных условиях закупки предприятий основаны на товарно-денежных отношениях и коммерческих связях с поставщиками материальных ресурсов. Предприятия-потребители заключают с поставщиками договора на поставку материальных ресурсов и осуществляют их оплату.
Для осуществления закупок и материально-технического снабжения на предприятиях создаются отделы снабжения, закупок и логистики, которые обычно подчиняются заместителю директора по коммерческим вопросам, материально-техническому снабжению и логистике.
Материально-техническое обеспечение производства - рационально организованная система обеспечения цехов, участков и рабочих мест предприятия материальными ресурсами, необходимыми для выполнения производственной программы. Эта система позволяет создавать и поддерживать на оптимальном уровне запасы предметов труда в цехах, на участках и рабочих местах. Эти задачи в настоящее время относятся к сфере производственной логистики.
Задачами материально-технического обеспечения производства является оптимальное управление материальными потоками внутри предприятия, в т.ч.:
1. Материальными потоками, поступающими со складов сырья и материалов в цехи, участки и рабочие места предприятия;
2. Незавершенным производством - предметами труда, которые находятся в процессе обработки в цехах предприятия.
3. Неоконченной продукцией - предметами труда, которые переходят для обработки из одного цеха в другой цех предприятия.
4. Готовой продукцией, которая поступает на склад готовой продукции для ее продажи потребителям.
Решение этих задач осуществляется на основе 4-х правил логистики. . В систему материально-технического обеспечения производства входят: служба снабжения, закупок, закупочной логистики, склады сырья, материалов, комплектующих, незавершенного производства, неоконченной и готовой продукции, подъемно-транспортное оборудование, персонал, информационные системы, система планирования и управления и все виды материальных ресурсов предприятия.
Состав валовой, товарной и реализованной продукции, их взаимосвязь с показателями оценки деятельности предприятия.
Валовая продукция предприятия — стоимость всех готовых изделий и полуфабрикатов, изготовленных в отчетном периоде из своего материала и материала заказчика за вычетом стоимости готовых изделий и полуфабрикатов потребленных в производств. То есть валовая продукция показывает только конечную стоимость произведенных товаров и не включает стоимость изделий потребленных внутри предприятия.
Товарная продукция (Объем продукции, услуг) — продукция, произведенная для реализации за пределами предприятия. Можно определить на основе валовой продукции, для этого из валовой продукции вычитается стоимость незавершенного производства и полуфабрикатов.
Стоимость продукции определяется в отпускных ценах предприятия:
§ в фактически действующих ценах * в фиксированных (сопоставимых) ценах
В отличие от валовой продукции, к товарной продукции не входят изменения остатков незавершенного производства, а также полуфабрикаты предназначены для использования на своем же производстве. Поэтому величина товарной продукции может быть больше или меньше от валовой продукции в зависимости от изменения (рост или уменьшение) остатков незавершенного производства и полуфабрикатов своего производства. На основании товарной продукции определяются ожидаемые объемы реализации и прибыли предприятия, рассчитываются показатели себестоимости, рентабельность продукции, производственных мощностей и тому подобное. Объем товарной продукции состоит из перенесенной стоимости использованных средств производства (сырье, материалы, машины и оборудование — в форме амортизационных отчислений), а также расходов на заработную плату и разные выплаты в социальные фонды. Увеличение роста товарной продукции можно достичь не только благодаря увеличению количества и повышению качества изделий, но и благодаря изменениям структуры производства (увеличению судьбы материалоемких изделий), применения более ценных материалов, использования двойного, тройного счета перенесенной стоимости средств производства. Поэтому показатель товарной продукции не используется для оценки деятельности предприятия.
Реализованная продукция — продукция, отгруженная покупателям и оплаченная ими в данном периоде. Реализованная продукция включает часть стоимость товаров ной продукции предшествующего периода, если оплата за неё произведена в текущем периоде. Поэтому объем реализованной продукции за определенный период может быть больше или меньше объема товарной продукции за этот же период.
Чистая продукция — продукция вновь созданная трудом в той или иной сфере материального производства. Представляет собой разность между объемом валовой продукции и материальными затратами (сырье, материалы, топливо) в ценах конечного потребления.
ЧП = Валовая продукция — Материальные затраты
Чистая продукция отражает вклад предприятия в создание национального дохода страны, так как учитывает только добавленную стоимость.
3.Показатели анализа финансово-экономического состояния предприятия.
Финансовое состояние предприятия — это движение денежных потоков, обслуживающих производство и реализацию его продукции.Между развитием производства и состоянием финансов существует и прямая, и обратная зависимость Финансовое состояние хозяйствующей единицы находится в прямой зависимости от объемных и динамических показателей движения производства. Рост объема производства улучшает финансовое состояние предприятия, а его сокращение, напротив, ухудшает. Но и финансовое состояние в свою очередь влияет на производство: замедляет его, если ухудшается, и ускоряет, если увеличивается. Чем выше темпы роста производства на предприятии, тем выше выручка от реализации продукции, а следовательно, и прибыль.
Прибыль — это разница между выручкой от реализации и текущими затратами.
Рентабельность — это отношение прибыли к текущим затратам.
Прибыль и рентабельность — два взаимодополняющих показателя, которые комплексно оценивают финансовое состояние предприятия.
Другие индикаторы финансового состояния предприятия - показатели имущества, оборотных средств, платежей, расчетов.
Финансовые трудности предприятия возникают в связи с отсутствием средств, недоступностью кредитов, сокращением сроков их предоставления.
Выручка от реализации продукции формирует прибыль, которая является основным показателем финансового состояния предприятия. Прибыль — финансовый критерий эффективности функционирования отдельных предприятий. Если предприятие убыточно, т. е. выручка от реализации продукции не покрывает текущих затрат, то отсутствие в ее хозяйственной деятельности такого показателя, как прибыль, означает, что финансовое состояние предприятия плохое и требует конструктивных изменений.
Прибыль — не универсальный показатель финансового состояния хозяйствующей единицы. Для более комплексной оценки финансового состояния предприятия применяется показатель доли прибыли в текущих затратах, т. е. рентабельность. Прибыль и рентабельность в комплексе дают достаточную картину финансового состояния предприятия. Другие дополняющие показатели: оценка имущества, оборотных средств, платежей расчетов.
Финансовые трудности предприятий возникают не только в связи с отсутствием средств на стадии расчетов, но и из-за трудностей сбыта, ведущих к затовариванию (неликвидность реализуемой продукции) и омертвлению крупных сумм оборотных средств.
Состояние платежей и расчетов в реальном секторе экономики характеризуется такими показателями, как общая задолженность предприятий, кредиторская задолженность, дебиторская задолженность, их соотношение, просроченная задолженность предприятий по банковским кредитам; неплатежи в бюджет; взаимные неплатежи предприятий.
Таким образом, финансовое состояние организации характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов).
Для оценки финансовой устойчивости фирмы необходимо определить, имеет ли она необходимые средства для погашения обязательств; как быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги; насколько эффективно используются имущество, активы, собственный и заемный капитал и т.п. Следовательно, основной целью анализа финансового состояния предприятияявляются изучение и оценка обеспеченности субъектов хозяйствования экономическими ресурсами, выявление и мобилизация резервов их оптимизации и повышения эффективности использования.
Показатели, характеризующие финансовое состояние можно условно разделить на группы, отражающие различные стороны финансового состояния предприятия. К ним относятся коэффициенты ликвидности; показатели структуры капитала (коэффициенты устойчивости); коэффициенты рентабельности; коэффициенты деловой активности.
Степень платежеспособности предприятия обычно оценивается при помощи финансовых коэффициентов ликвидности:
1. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывают как отношение денежных средств и быстрореализуемых краткосрочных ценных бумаг к текущей – краткосрочной задолженности:
В мировой практике достаточным считается значение коэффициента абсолютной ликвидности, равное 0,2 - 0,3, то есть предприятие может немедленно погасить 20 - 30 % текущих обязательств.
2. Коэффициент ликвидности определяют как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к текущим обязательствам:
По оценкам, принятым в международной практике, значение коэффициента должно быть 0,8 - 1.
3. Общий коэффициент покрытия, который часто называют просто коэффициентом покрытия, дает общую оценку платежеспособности предприятия. Коэффициент покрытия представляет интерес для покупателей и держателей акций и облигаций предприятия. Его вычисляют по формуле
Нормальное значение этого коэффициента составляет 2,0-2,5.
Финансовую устойчивость и автономность отражает структура баланса (соотношение между отдельными разделами актива и пассива), которая характеризуется несколькими показателями.
1. Коэффициент автономии характеризует зависимость предприятия от внешних займов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Низкое значение коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения у предприятия дефицита денежных средств:
Считается нормальным, если значение показателя коэффициента автономии больше 0,5, то есть финансирование деятельности предприятия осуществляется не менее, чем на 50% из собственных источников.
2. Долю заемных средств определяют по формуле
Данное отношение показывает, сколько заемных средств привлекало предприятие на 1 руб. собственных средств, вложенных в активы.
3. Коэффициент инвестирования - соотношение заемных и собственных средств – является еще одной формой представления коэффициента финансовой независимости:
Рекомендуемые значения: 0,25 – 1.
Коэффициенты рентабельности. Кроме уже рассмотренных коэффициентов рентабельности, при анализе финансового состояния рассчитывают и другие модификации, характеризующие различные стороны деятельности предприятия.
1. Коэффициент рентабельности продаж. Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия:
2. Коэффициент рентабельности собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компании:
3. Коэффициент рентабельности оборотных активов. Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства:
4. Коэффициент рентабельности внеоборотных активов демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства:
5. Коэффициент рентабельности инвестиций показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности:
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Среди этих коэффициентов рассматриваются такие показатели как фондоотдача, когда речь идет о внеоборотных активах, оборачиваемость оборотных средств, а также оборачиваемость всего капитала.