Взаимосвязь товарной и валовой продукции

N т = НЗПнач + N в – НЗПкон.

N т = N в – ∆НЗП

N в = N т + ∆НЗП

N в – объем валовой продукции.

НЗП – остатки незавершенного пр-ва и остатки полуфабрикатов собственного пр-ва.

б) Объем реализованной продукции (Nр) – ст-ть продукции оплаченной потребителем (деньги поступили на расчетный счет фирмы-изготовителя).

Особенности показателя реализованной продукции.

1. Он связан с другим кругооборотом средств (произвели в 1-ом году, а реализовать можно в другом году. 2002-2003гг.)

2. Зависит от финансового состояния потребителя и продукции. (вкл. прошлый труд).

Взаимосвязь между реализованной и товарной продукцией.

N р = Nнереализ-я продук-я на нач.года + N т – Nнереализ-я продук-я на кон.года

N р = N т – ∆Nнереализ-я продукция

∆Nнереализ-я продукция – изменение нереализованной продукции (продукция находится на складе, в отгрузке, в пути, на ответственном хранении у покупателя).

Общая характеристика валовой товарной и реализованной продукции.

- Рассчитывается в полных ценах, т.е. включают и прошлый труд (промежуточное потребление) в виде сырья, материалов, комплектующих, аморт-ии, и живой труд в виде затрат предпр-я изготовителя, кот-ый выражается в з/п всего персонала фирмы-изготовителя и ее прибыли.

Включают многократный повторный счет.

3. Стоимостные показатели объема продукции исчислены через часть цены. (добавленную стоимость) – живой труд.

В эти показатели включают: объем чистой продукции и объем условно чистой продукции.

Nч = ∑Ц i доб * qi

Nч = N т – М – А

М + А - прошлый труд.

М – материальные затраты

А – амортизация

Nч = Зппп + Р

Зппп – з/п фирмы изготовителя

Р –прибыль

Особенности показателей чистой продукции

1.Отражает вклад только предприятия изготовителя;

2.Не учитывает прошлого труда;

3.Не включает повторный счет (его здесь нет);

4.По ней нельзя составлять договоры на реализацию;

5.Очень реагирует на НТП.

Условночистая продукция учитывает часть прошлого труда в виде амортизации.

Nуч = Nч - М

М- материальные затраты в широком смысле как внешние платежи за сырье, материалы, комплектующие, полуфабрикаты, энергию, работы промышленного характера, банковские платежи.

Nуч = Зппп + Р + А

∆Nв >=< ∆Nт ∆Nт >=< ∆Nч ∆Nт >=< ∆Nр

Вопрос 15. Структурные сдвиги в составе продукции, методы оценки их влияния на основные показатели деятельности фирмы

Структура – это взаимосвязь отдельных элементов в рамках целого. Структура продукции характеризует долю (удельный вес) каждого вида продукции в общем выпуске продукции. Структурные сдвиги (сдвиги в структуре выпускаемой продукции) – это отклонение от плановой структуры продукции, изменение долей отдельных видов продукции.

Структурные сдвиги относятся к побочным факторам (фактор – это движущая сила, причина).

Хороши ли структурные сдвиги? Изменение структуры оценивают положительно, если они учтены планом и улучшают сегодня или в перспективе финансовое состояние предприятия. Изменение структуры оценивают отрицательно, если это внеплановое изменение (уменьшение доли отдельной продукции, для которой уже запланированы материалы и др. ресурсы, появление нового товара, для которого не запланированы ресурсы).

Изменение структуры влияет:

1. на с/с всей продукции фирмы,

2. на материалоемкость, фондоемкость, трудоемкость всей продукции фирмы,

3. на рентабельность производства.

Эти изменения вызваны разной структурой затрат, а, значит, и разной структурой цены (табл.1).

Таблица 1

Структура затрат (цены) на изделие

Вид изделия Всего затрат (цены) В т.ч.
    М+А З/п Прибыль
Изделие 1 Изделие 2 Изделие 3

Проблемы структурных сдвигов не существовало бы, если бы структура цены всех изделий была одинаковой. При разной структуре цены структурные сдвиги влияют на все экономические показатели деятельности фирмы (материалоемкость, фондоемкость, рентабельность фирмы в целом) (табл.2).

Таблица 2

Влияние структурных сдвигов на общую рентабельность производства

Изделие По плану Фактически
  Объем N, % Рентабельность R, % Объем N, % Рентабельность R, %
Изделие 1 Изделие 2
Итого

Рентабельность производства по плану Rпл =10 * 50 / 100 + 20 * 50 / 100 = 15%,фактически Rф=10 * 30 / 100 + 20 * 70 / 100 = 17%. Таким образом, только за счет структурных сдвигов при прочих равных условиях рентабельность на фирме повысилась на 2 пп.

Оценить влияние структурных сдвигов на объем продукции можно следующими методами:

1. через соотношение стоимостных показателей объема производства (косвенный метод),

2. методом прямого счета.

1. Анализ соотношения стоимостных показателей производства.

Анализ оценивает какую долю в стоимости продукции фирмы составляют выплаты внешним партнерам (за услуги, материалы, оборудование и т.д.) и какова доля самой фирмы, ее вклад. Набор аналитических показателей представлен в табл.3.

Вывод. В каждом рубле продукции, произведенной фирмой, уменьшилась доля самой фирмы с 34,06 по плану до 33,41 фактически, т.е. на 0,65 руб. При этом величина добавочной стоимости (ЧП) составляла:

a) по плану NЧ пл= NЧпл*Кд пл/100= 412,*34,06/100=140,35

b) по плану на фактически произведенную продукции

NЧ пл(qф)= NЧф*Кдпл/100= 416,95*34,06/100=142,01

c) фактически NЧ ф= NЧф*Кдф/100= 416,95*33,41/100=139,30

Таблица 3

Наши рекомендации