Налоговое бремя и экономический рост. Пути снижения налогового бремени

Налогоплательщик, по определению, обязан производить отчисления со своих доходов в бюджет. С этой целью государством вводятся различные налоги и устанавливаются их определенные ставки. А поэтому та часть дохода, которая изымается у предприятия в пользу бюджета и внебюджетных фондов в виде налогов, пошлин и сборов, количественно определяет уровень налогового бремени. Данному показателю на макроуровне соответствует отношение общей суммы поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет страны к сумме стоимости всех товаров конечного потребления и оказанных услуг, произведенных на территории страны (ВВП).

Одним из методов расчета показателя валового внутреннего продукта страны является суммирование произведенной на предприятиях добавленной стоимости.

На уровне предприятия налоговое бремя может быть определено как:

· отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме выручки-нетто, операционных и внереализационных доходов предприятия. Этот показатель рассчитывается по данным обязательной бухгалтерской отчетности (формы № 1, 2, 4) и определяет сопоставимую эффективность налогообложения на предприятии. Недостатком данного показателя является структурная несопоставимость его базы расчета с соответствующим расчетом на макроуровне;

· отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме добавленной стоимости. Данный показатель структурно сопоставим с показателями налогового бремени по экономике в целом. Его расчет возможен несмотря на отсутствие прямых данных о произведенной предприятием добавленной стоимости в обязательной отчетности.

Упрощенно расчет добавленной стоимости предприятия (ДС) может быть произведен в виде суммы следующих составляющих за отчетный период:

ДС = ФОТ + ЕСН + ПОФ + ПНП + ПР,

где

ФОТ — оплата труда;

ЕСН — единый социальный налог, начисляемый на фонд оплаты труда;

ПОФ — потребление (амортизация) основных фондов, нематериальных активов и запасов;

ПНП — прямые и косвенные налоги предприятия, выплачиваемые из ДС;

ПР — балансовая прибыль.

Показатель налогового бремени предприятия (НБП) может быть рассчитан как по факту выплаты налогов (данные формы № 4), так и по факту их начисления (данные налоговых деклараций или данные бухгалтерского баланса о суммах задолженности перед бюджетом и фондами с учетом данных формы № 4):

НБП = (ПНП+ЕСН)/ДС.

Фактические значения налоговой нагрузки (по фактам начисления или выплат налогов) сопоставляются с показателем номинальной налоговой нагрузки (бремени) предприятия, под которой понимается средневзвешенная налоговая ставка предприятия на рубль фактической выручки или добавленной стоимости предприятия.

Расчет показателя номинального налогового бремени

Данный показатель рассчитаем как средневзвешенную величину налоговой ставки предприятия на рубль фактической выручки и добавленной стоимости предприятия при табулированных значениях баз налогообложения. Все расчеты проводятся по данным НК РФ и при неизменных ставках налогов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) 18%.

Акцизы - ставки акциза определяются отдельно по каждому виду подакцизного товара.

59. Налоговая система РФ, основные направления её совершенствования.

Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

Это определение включает в себя ряд обязательных элементов, которые непосредственно формируют налоговую систему любого государства:

- систему налоговых органов,

- систему и принципы налогового законодательства, принципы налоговой политики,

- порядок распределения налогов по бюджетам,

- формы и методы налогового контроля,

- порядок и условия налогового производства,

- подход к решению проблемы международного двойного налогообложения и др.

Важной политико-правовой характеристикой организации налоговой системы является соотношение компетенций центральных и местных органов власти в деле регулирования налоговой сферы. В обобщенном виде содержание данной характеристики состоит в праве органов власти определенного уровня устанавливать и вводить налоги. Существуют три варианта соотношения компетенций:

1) вариант «разные налоги» подразумевает полное разделение прав и ответственности в установлении налогов либо неполное разделение, когда центральная власть устанавливает исчерпывающий перечень налогов и вводит общегосударственные налоги, а местные налоги вводят по своему усмотрению органы на местах,

2) для соотношения «разные ставки» характерно введение центральной властью закрытого перечня налогов, а в свою очередь органы власти на местах устанавливают конкретные ставки в пределах, установленных центральной властью,

3) соотношение «разные доходы» состоит в том, что суммы уже собранного налога делятся между властными органами различных уровней.

Виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, предусматриваются исключительно нормами кодекса. Классификация обязательных платежей, установленных НК РФ, проводится в зависимости от органа, который устанавливает и конкретизирует налоги, а именно на федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) налог на наследование или дарение;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Наши рекомендации