Анализ и управление объемом производства и продаж

Цель анализа — выявление резервов роста объемов производ­ства и продаж качественных и рентабельных товаров.

Задачи анализа:

· анализ динамики уровня производства и реализации;

· оценка ритмичности производства;

· факторный анализ производства и объемов продаж по отдель­ным видам товаров;

· анализ структуры, ассортимента, качества и конкурентоспо­собности товаров.

Анализ начинают с расчета базисных и цепных темпов роста и прироста как по стоимостным, так и по натуральным показателям. Результаты анализа показывают, насколько изменился объем про­изводства и продаж за последний период. Темпы роста объемов производства сравнивают с темпами роста объемов продаж. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, то это свидетельствует о накоплении остатков нереа­лизованных товаров на складах предприятия и неоплаченной по­купателями продукции. И наоборот, если продажи возрастают в большей степени, чем производство, то это характеризует активи­зацию маркетинговой деятельности, расширение рынков сбыта и их емкости.

В процессе анализа рассчитывают:

1. Уровень выполнения плана — делением фактического объема производства (реализации) на запланированную величину, и ре­зультат умножают на 100%.

2. Уровень использования производственных мощностей — деле­нием фактического объема производства на максимальный объем загрузки оборудования (среднегодовую мощность оборудования), результат умножают на 100%.

3. Коэффициент ритмичности — делением разности планового выпуска продукции за определенный период времени (день, неде­ля, декада, месяц) и объема, по которому план не выполнен, на плановый объем производства

анализ и управление объемом производства и продаж - student2.ru

4. Уровень товарности — делением объема продаж на объем производства, и результат умножают на 100%.

Для сопоставимости анализа стоимостных показателей необхо­димо учесть инфляционные процессы, т.е. данные базисного года умножить на коэффициент инфляции.

Факторный анализ производства проводят по следующей моде­ли:

анализ и управление объемом производства и продаж - student2.ru

где Кi — объем производства i-го товара; УД i — удельный вес i-го товара в структуре производства; Цi — цена реализации i-го товара.

Особо акцентируется внимание на правомерность изменения структуры производства. Важность ее изучения определяют влия­нием на планирование производственных затрат и потребности в ресурсах (материалах, сырье, комплектующих, оборудовании и персонале), а следовательно, и на финансовые результаты.

Приведем пример факторного анализа производства конкрет­ного вида продукции аграрной сферы экономики (производства зерна) с помощью индексного метода (табл. 33).

Таблица 33

Наши рекомендации