Выбор дивидендной политики. Методы начисления и условия выплаты дивидендов
Для максимизации прибыли достаточно часто используют вариантные расчеты прибыли при различных ценах и объемах производства. На основе этих расчетов осуществляется выбор оптимального размера производства и цен. Выпуск каждой дополнительной единицы продукции связан с приростом выручки.
Предельная выручка. Если предельная выручка превышает предельные издержки, то прибыль увеличивается.
Необходимо иметь ввиду, что наибольшая прибыль формируется за счет рационального выбора объемов выпуска и цены продукции. Одной из функций финансового менеджмента является рациональное распределения полученной прибыли, при этом считается необходимым достижение оптимальных пропорций в области инвестирования прибыли. Особое внимание в акционерных обществах уделяется дивидендной политике, как одному из методов распределения прибыли.
Организационная сложность заключается в том, что при выплате дивидендов учитываются интересы собственников, интересы самого предприятия и возможные изменения на фондовом рынке.
Дивидендная политика фирмы осуществляется на основе следующих показателей:
1. Дивиденд на акцию
2.Ставка дисконта
3. Доход на одну обыкновенную акцию
4. коэффт выпл дивиденд
5. Дивид. доход
6. Коэффт характ разн межд доход
Информации о данных показателях крупные АО обязаны публиковать.
Различные теории дивидендной политики связаны с ответами на 3 основных вопроса: Влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного дохода акционеров, которые складываются из суммы дивидендов и курсовой стоимости. Если влияет, то какой должна быть стоимостная величина дивидендов и какая дивидендная политика может обеспечить максимальный прирост дохода акционеров.
В настоящее время существует две тории начислении дивидендов:
1. Начисление дивидендов по остаточному принципу: дивидендный фонд по обыкновенным акциям формируется после погашения всех расходов за счет прибыли. То есть приоритетной является инвестиционная политика.
2. Начисление дивидендов по приоритетному принципу: сначала начисляются проценты по акциям, а потом уже инвестирование.
Основательным считается политика без резких колебаний, при которых выплачивается стабильный доход ежегодно.
В случае если предприятие определило необходимость выплаты дивидендов, то осуществляется выбор наиболее оптимального способа их начисления:
1. Постепенное процентное распределение прибыли. В этом случае определение размера выплаты дивидендов осуществляется по формуле:
Дивидендный фонд учитывается за вычетом дивидендного фонда по привилегированным акциям. Данный метод используется редко, так как при изменениях прибыли существенно меняется объем дивидендов.2. Фиксированные выплаты дивидендов. Основан на регулируемых выплатах дивидендов в неизменном размере, не зависимо от курса акций в долгосрочном периоде. Метод позволяет избежать колебание дивидендной политики и привлекает акционеров стабильностью. Недостатком метода является то, что при существенном снижении прибыли выплаты фиксированных дивидендов скажется на ликвидности и платежеспособности предприятия.3. Выплата гарантированного минимума дивидендов и выплата экстра дивидендов в случае эффективной работы предприятия.4. Выплата дивидендов акциями. Применяется в случае, когда в предприятии существует проблема с денежной наличностью. За счет подобных выплат обеспечивается решение проблем ликвидности при неустойчивом финансовом положении:а) У предприятия существует потребность в средствах на развитие.б) Имеется необходимость изменения структуры и источников средств.в) Существует необходимость обеспечения заинтересованности работников предприятия.В большинстве случаев считается, что развитый фондовый рынок может не почувствовать увеличение количества акций, если оно не превышает 20%.Согласно российскому законодательству дивидендные акции осуществляются ежегодно по результатам работы предприятия. Сама процедура выплаты законом не регулируется.В большинстве стран используется следующая процедура выплаты дивидендов:1. Объявление дивидендов – определяется день, когда совет директоров принимает решение о выплате дивидендов, определяется размер дивидендов, дата, переписи, и дата выплаты.2. Назначение эксдивидендной даты устанавливается за несколько дней до переписи.3. Осуществляется перепись акционеров, имеющих право на получение объявленных дивидендов.4. Выплата дивидендов.
Задачи, объекты, и методы внутрифирменного финансового планирования.
Цель - определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей.
Задачами планирования являются: определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направлений их расходования; установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами; выявление путей наиболее рационального вложения капитала и его эффективного использования; увеличение прибыли за счет экономного использования финансовых ресурсов предприятия; осуществление контроля за использованием и расходованием денежных средств и другие.
Важным моментом финансового планирования является его стратегия. Содержанием стратегии финансового планирования является определение его центров доходов и центров расходов. Центры дохода - это его подразделения, которые приносят максимальную прибыль. Центры расходов - это подразделения, являющиеся малорентабельными или вообще некоммерческими, но играющими важную роль в общем производственном процессе.
Различают три вида финансового внутрифирменного планирования: долгосрочное (перспективное), краткосрочное (текущее) и оперативное.
Долгосрочное (перспективное) внутрифирменное финансовое планирование - это планирование на несколько лет (пятилетку) с разбивкой по годам. Краткосрочное внутрифирменное финансовое планирование - это планирование на год с разбивкой по кварталам, месяцам. Оперативное финансовое планирование - это планирование на квартал c разбивкой на более короткий период: месяц, декаду, неделю, день.
Метод определения плановой прибыли. План денежных потоков.
Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость правильного ее исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для народного хозяйства в целом. Планируется прибыль раздельно по видам:
от реализации товарной продукции; от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; от реализации основных фондов и другого имущества; от внереализационных доходов и расходов.
Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции. Главные их них - метод прямого счета и аналитический. Раскрою на примерах эти традиционные методы исчисления прибыли с тем, чтобы в дальнейшем на их основе сформулировать укрупненный подход к максимизации прибыли с учетом опыта других европейских государств. МЕТОД ПРЯМОГО СЧЕТА наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов. Расчет ведется по формуле:
П = (В*Ц) - (В*С),
где П - плановая прибыль; В - выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении; Ц - цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С - полная себестоимость единицы продукции. Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого года. Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок. АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля.
План денежных поступлений и расходов (основа - анализ денежных потоков). Он показывает объемы необходимого финансирования текущей деятельности, потребность в привлечении заемных средств, оценивает вероятность краткосрочной неплатежеспособности и, следовательно, банкротства.
23. Формирование отчётно-финансовых документов.
Эффективное управление любым объектом, в том числе и финансами, предполагает достоверную оценку его состояния. Данные о состоянии финансов компании содержатся в ее финансовой отчетности, которая включает:
баланс (балансовый отчет);
отчет о финансовых результатах и их использовании (о прибылях и убытках, доходах и расходах);
кассовый отчет (отчет о денежных потоках);
другие отчетные формы в соответствии с требованиями внешних контрольных органов и внутренними потребностями компании.
Российские предприятия представляют свою отчетность по установленной форме, компании США - по достаточно произвольной форме, соответствующей общепринятым принципам бухгалтерского учета GAAP.
Основным источником информации для оценки финансового состояния является бухгалтерский баланс, содержащий данные об источниках формирования средств компании (пассив баланса), и о направлениях их использования (актив баланса). В отчете о финансовых результатах и их использовании (отчете о прибылях и убытках) содержатся обобщенные данные о статьях доходов и расходов, балансовой прибыли, уплаченных налогах и использовании чистой прибыли. Отчет о движении денежных средств дает информацию о денежных поступлениях и денежных платежах. На основе этого отчета можно также прогнозировать ликвидность компании и ее возможность своевременно погашать долговые обязательства.
Методами анализа финансовой отчетности являются:
горизонтальный анализ;
вертикальный анализ;
анализ финансовых коэффициентов.
Горизонтальный анализ предполагает сравнение позиций отчетных документов в динамике за один или несколько отчетных периодов. При вертикальном анализе определяются процентные доли позиций отчетных документов по отношению к базовым величинам - активам или выручке от основной продукции, которые также затем рассматриваются в динамике за несколько лет. Увеличение темпов роста доходных статей в абсолютном и относительном выражении по сравнению с расходными статьями говорит о положительных тенденциях в деятельности компании. Результаты горизонтального и вертикального анализа должны также сравниваться с аналогичными показателями конкурентов и со среднеотраслевыми значениями.
Финансовые коэффициенты, рассчитываемые по данным финансовой отчетности, дают возможность оценить такие характеристики компании:
зависимость от источников внешнего финансирования;
состояние основных средств;
деловая активность;
рентабельность (прибыльность);
ликвидность;
положение на рынке ценных бумаг.
24. Расчёт объёмов производства. Расчёт прямых производственных затрат.
направлением влияния финансовых менеджеров на финансовые результаты является анализ структуры затрат и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. При подобном финансовом анализе затраты делятся на переменные и постоянные. К переменным относятся затраты, изменяющиеся при изменении объемов производства (расходы на закупку сырья, потребление энергии, зарплата рабочим, торгово-комиссионные расходы и др.). К постоянным затратам относятся такие, которые для принятых условий анализа можно считать не зависящими от объемов производства (амортизация, проценты за кредит, арендная плата, оплата управленческого персонала и др.).
Анализ переменных и постоянных затрат позволяет также определить точку безубыточности (точку равновесия, порог рентабельности), то есть уровень выручки от продаж или количество проданных изделий при постоянной цене, при которой выручка В будет равна сумме постоянных Зпост и переменных Зпер затрат. Поскольку выручка равна:
В = К х Ц,
где К - количество реализованных изделий;
Ц - цена за 1 изделие;
а переменные затраты на производство К изделий равны:
Зпер = К х Зпер,
где Зпер - переменные затраты на производство одного изделия, из соотношения
В = К* х Ц = Зпост + Зпер = Зпост + К* х Зпер,
получаем:
Зпост
К* = -------------
Ц - Зпер
где К* - точка безубыточности по количеству единиц проданного товара, которая при постоянной цене продажи зависит от соотношения постоянных и переменных затрат.
Как правило, чем ниже точка безубыточности, тем выше прибыль и ниже риск деятельности компании при прочих равных условиях.
25. Обеспечение постоянной и сезонной потребности в оборотных средствах. Политика финансирования оборотных средств.Основные задачи финансового управления оборотным капиталом сводятся к следующему: своевременное осуществление текущих расчетов, повышение уровня ликвидности, повышение эффективности использования оборотных средств.
Для решении этих задач необходимо произвести расчет постоянной потребности в оборотных средствах. Эта потребность зависит от размера предприятия, материалоемкости, продолжительности производственного цикла. Постоянная потребность в оборотных средствах состоит из двух частей: минимально необходимый размер средств для всех запасов и средний размер средств, постоянно находящихся в расчетах с дебиторами.Для определения минимально необходимого размера средств в запасах используют следующие методы:1. Метод прямого счета – основан на расчете нормы запасов по всем их видам. Выделяют следующие виды запасов:- транспорт, на время нахождения в пути- подготовительных запасы, связанные с подготовкой производства.- текущие запасы, связанные с осуществлением производственной деятельности- страховой запас, на случай перебоев в обеспечении запасов.
Минимальный размер основных средств в производственных запасах рассчитывается путем умножения однодневного расхода сырья на норму оборотных средств.
К единовременным затратам относят расход сырья и основных материалов, расход полуфабрикатов. При неравномерном нарастании затрат возможен расчет следующего коэффициента нарастания:
, где
Z – затраты на i-тый период времени имеющегося запаса с нарастающим итогом
С – плановая себестоимость
T – продолжительность технологического процесса
Продолжительность пребывания средств в запасах готовой продукции зависит от времени выполнения необходимых складских операций
Минимально-необходимый размер основных средств в запасах готовой продукции рассчитывается путем умножения однодневного объема выпуска продукции на норму оборотных средств в днях. Метод прямого счета позволяет наиболее четко проследить продолжительность производственного цикла, но из-за трудности расчетов данный метод применяется только при стабильных условиях производственно-хозяйственной деятельности
2. Расчетно-аналитический. Позволяет избежать трудоемких расчетов, норму оборотных средств в соответствии с этим методом определяют следующим образом:
Потребность в оборотных средствах определяется как произведение производственной нормы оборотных средств на прибыль от реализации.
3. Упрощенный метод. Предполагает расчет нормы оборотных средств на основании формулы:
4. Метод расчета операционного цикла.
Операционный цикл представляет собой время, в течение которого средства пребывают в запасах и в расчетах с дебиторами. Он состоит из производственного цикла и среднего периода погашения дебиторской задолженности.
Под производственным циклом понимают период пребывания оборотных средств во всех видах запасов. Средняя продолжительность операционного цикла определяется следующим образом:
, где
Т1 – средняя продолжительность одного оборота средств в запасах
Т2 – средняя продолжительность одного оборота дебиторской задолженности
Постоянная потребность в оборотных средствах рассчитывается путем умножения средней продолжительности операционного цикла на средние ежедневные операционные (денежные) расходы. Финансовый цикл представляет собой время от оплаты счетов за полученные сырье и материалы до получения денежных средств за отгруженную продукцию.
Переменная потребность в оборотных средствах может возникать сезонно и быть связанной с неравномерностью в производстве и реализации, необходимостью приобретения дополнительных сезонных запасов.
На предприятиях с неравномерным циклом производства переменная потребность в оборотных средствах в течение года может отклоняться от среднего значения. Диапазон этих колебаний зависит от специфики деятельности предприятия. Для осуществления управления оборотным капиталом в этом случае рассчитываются средние показатели и достаточно часто используется помесячное планирование в отношении денежных поступлений и расходов.
Управление запасами.
Цель управления запасами заключается в поддержании их на таком уровне, который позволил бы вовремя выполнять заказы, не допускать прерывания производственного цикла и минимизировать затраты. С производственными запасами непосредственно связаны следующие группы затрат:1. Расходы на хранение – включает содержание складских помещений, заработную плату работникам склада, компенсация потери в случае порчи или потери.2. Упущенная выгода от вложения средств в запасы и отказ от более выгодных вариантов инвестиций.3. Расходы на возобновление запасов – составление заказа, расходы на обработку дополнительной информации, расходы на составление и оформление документов.
4. Инвестиции, связанные с временным отсутствием запасов. Включают расходы вследствие нарушения производственного цикла, потерь заказчиков.5. Упущенная выгода (экономия) от приобретения запасов по цене со скидкой.Задача финансового анализа состоит в оптимизации инвестиций, связанных с запасами, при этом необходимо иметь в виду, что снижение одновременно всех затрат невозможно. При снижении затрат из групп 3, 4 и 5 происходит рост объемов затрат по группам 1 и 2.Для минимизации инвестиций, связанных с запасами, существуют теоретические модели управления запасами.Наиболее распространенными из них являются модели оптимизации запасов. С их помощью можно определить объем заказа, минимизирующий расходы на оптимизацию заказов и хранение запасов.