Изменение способа и порядка исполнения
Изменение способа и порядка исполнения в основном возможно по так называемым факультативным судебным решениям, когда при отсутствии у должника имущества, подлежащего передаче взыскателю, с него взыскивается его стоимость, указанная в судебном решении (ч. 2 ст. 128 АПК, ст. 200 ГПК).
в каждом конкретном случае вопрос об изменении способа и порядка исполнения определяется содержанием вынесенного акта. Так, в соответствии с решением Сарапульского городского суда от 9 ноября 1995 г. акционерное объединение «Сарапульский электрогенераторный завод» было обязано предоставить гражданину Тимурбулатову во исполнение договора о трудовом участии в строительстве жилого дома от 6 июня 1987 г. двухкомнатную благоустроенную квартиру. В связи с неисполнением решения суда Тимурбулатов обратился в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения и взыскании в его пользу с АО «Сарапульский электрогенераторный завод» стоимости двухкомнатной благоустроенной квартиры. При этом он ссылался на то, что акционерное общество жилье не строит, жилищный фонд передало муниципалитету.
Изменение способа и порядка исполнения имеет свои пределы. В частности, если должник был присужден к выполнению определенных действий, которые не имеют стоимостной оценки, то в подобном случае недопустимо изменение способа исполнения на взыскание стоимости неполученного имущества. В этом плане можно привести постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 марта 1999 г. № 6534/98 по результатам рассмотрения протеста заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на определение Арбитражного суда Хабаровского края от 18 августа 1997 г. по делу № 798/17 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 декабря 1997 г. по тому же делу.
6.Отложение исполнительных действий
Отложение исполнительных действий близко по своей юридической характеристике к отсрочке исполнения. Однако в отличие от отсрочки исполнения отложение исполнительных действий в соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об исполнительном производстве» возможно по решению более широкого круга лиц:
· по заявлению взыскателя или должника;
· на основании определения судьи;
· по инициативе судебного пристава-исполнителя.
При этом по смыслу п. 1 и п. 2 ст. 19 Федерального закона «Об исполнительном производстве» заявление взыскателя или должника об отложении исполнительных действий не является обязательным для судебного пристава-исполнителя, поскольку окончательное решение вопроса об отложении и вынесении в этой связи постановления отнесено к компетенции судебного пристава-исполнителя.
Отложения исполнительных действий по инициативе должника или судебного пристава-исполнителя возможно на срок не более 10 дней. В остальных случаях предельные сроки отложения исполнительных действий определяются взыскателем либо в определении судьи. В ст. 19 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не оговорено предельное количество случаев отложения исполнительных действий, поэтому, на наш взгляд, данная мера может применяться неоднократно, но в рамках установленного законом срока на принудительное исполнение.
Отложение исполнительных действий судом оформляется путем вынесения определения соответствующим судом в зависимости от того, в отношении судебного акта какого суда (общей юрисдикции либо арбитражного) разрешается вопрос об отложении исполнительных действий. В остальных случаях отложения судебный пристав-исполнитель выносит постановление (в том числе, когда данное исполнительное действие совершается по инициативе сторон исполнительного производства). О вынесенном постановлении уведомляются стороны, суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.
Постановление судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных действий может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневныЙ срок со дня вынесения постановления.
7. Приостановление исполнит производства - одна из форм перерыва в совершении исполнит действий и мер принуд исполнения, наряду с отложением и отсрочкой исполнения, но обладает след особенностями: исполнит производство может быть приостановлено полностью или в части ( частичное приостановление например при сводном производстве по неск должникам или неск взыскателям); вопрос о приостановлении исполнит производства является прерогативой как суда, так и судебного пристава исполнителя; по своей природе обстоятельства, которые могут служить основанием для приостановления исполнит произ имеют объективный характер, поскольку не зависят от воли участников исполнит производства, а также устранимый характер, так как лишь временно препятствуют ходу исполнит производства; исполнит производство приостанавливается на неопред период; Судебный акт, акт иного органа или долн лица о приостановлении исполнит производства подлежит немедленному исполнению с момента его получения судебным приставом исполнителем ч 5 ст 45; по приостановленному производству до его возобновления применение мер принудит исполнения не допускается, но можно совершать исполнит действия; время, в течение которого исполнит произв было приостановлено, не включается в срок исполнит производств п 2 ч 7 ст 36 закона; после устранения обстоятельств, послуживших основан ем для приостановления, оно возобновляется по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава исполнителя.
Вопрос о приостановлении исполнит произв уполномочены решать: судебные приставы исполнители, суды ( правила разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитр судами содержатся в части 2 и 3 ст 45) органы и долж лица, выдавшие исполнит документ по делу об административном правонарушении если исполняется не судебный юрисдикционный акт.
Порядок приостановления: если вопрос разрешается судом, то порядок регулируется процессуальным законод ст 440 гпк, ст 327 апк. Заявление рассматривается в 10 дневный срок. Суд выносит определение, а суд пристав исполнит постановление о приостановлении. Определение суда, и постановление пристава могут быть обжалованы. Возобновление исполнит произв может быть произведено только тем органом, который принял решение о его приостановлении.
Основания для приостановления: 1 - обязательные ч 1 ст 39 и ч 1 ст40 закона. 2 - факультативные ч 2 ст 39 и ч 2 ст 40.
Исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению судом в случаях: 1) предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу; 2) оспаривания результатов оценки арестованного имущества; 3) оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и т.д.
Исполнительное производство может быть приостановлено судом полностью или частично (факультативное приостановление) в порядке, установленном процессуальным законодательством и Законом об исполнительном производстве в случаях: 1) оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ; 2) оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях; 3) нахождения должника в длительной служебной командировке; 4) принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий; 5) обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.
Приостановленное судом исполнительное производство возобновляется определением того же суда после устранения обстоятельств, повлекших за собой его приостановление.
Исполнительное производство подлежит приостановлению (облигаторное приостановление) судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях: смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство; утраты должником дееспособности; участия должника в боевых действиях; применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства; принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора; направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.
Факультативное приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем (полностью или частично) допускается в случаях: нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении; розыска должника, его имущества или розыска ребенка; направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения.
О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, к должностному лицу, приводящим это определение в исполнение.
Исполнительное производство приостанавливается судом или судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства.
8. 1. Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:
· 1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;
· 2) фактического исполнения за счёт одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;
· 3) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьёй 46 настоящего Федерального закона;
· 4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;
· 5) утратил силу с 1 января 2012 года. - Федеральный закон от 03.12.2011 N 389-ФЗ;
· 6) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;
· 7) признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;
[о пункте] [о пункте] (п. 7 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)
· 8) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;
· 9) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учётом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта.
2. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 196-ФЗ)
3. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание.
4. В постановлении об окончании исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах, отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ограничения прав должника на его имущество.
[инфо] (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 196-ФЗ, от 03.12.2011 N 389-ФЗ, от 28.11.2015 N 340-ФЗ)
5. Если после окончания основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное частью 7 настоящей статьи, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.
6. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днём его вынесения, направляются:
· 1) взыскателю и должнику;
· 2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;
· 3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;
· 4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.
7. Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, должнику, а при необходимости и другим лицам.
[инфо] (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 225-ФЗ, от 28.12.2013 N 441-ФЗ)
8. По оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные пунктом 16 части 1 статьи 64 настоящего Федерального закона, самостоятельно или в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона.
9. В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
9. Итак, исполнительное производство может быть прекращено двумя способами. Первый – это по решению суда. И второй — по решению судебного пристава-исполнителя. Рассмотрим оба варианта.
Исполнительное производство может прекратить суд:
— в случае смерти взыскателя либо должника, если речь идет о физических лицах, а так же в случаях объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим. Главное в этом случае, чтобы, у такого должника или взыскателя не было правопреемников, в пользу которых могло бы быть исполнено решение суда.
— в случае, когда исполнительный документ обязывал должника совершить в пользу взыскателя определенные действия, однако возникли обстоятельства, при которых утратилась возможность совершить именно эти действия.
— в случае, если сам взыскатель отказался принять от должника определенную вещь. Конечно, при условии, что исполнительный документ предусматривал требование о передачи этой вещи взыскателю.
— а так же в иных случаях, предусмотренных Законом. На самом деле, это очень удобная формулировка, поскольку оставляет поле для фантазии. Иными словами, говорит нам законодатель, нет ничего невозможного, и все в Ваших руках.
Я думаю, Вы понимаете, что, практически все эти случаи не позволят здоровому и жизнелюбивому должнику прекратить исполнительное производство. Но, я даю Вам эти знания, чтобы Вы представляли реальное положение вещей и, во-первых, не тешили себя напрасными надеждами избежать возврата долга, а, во-вторых, чтобы Вы не велись на уловки всяких мошенников, которые предлагают избавить от всех долгов с минимальными затратами.
Судебный пристав-исполнитель прекращает исполнительное производство:
— в случае принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа.
— в случае, когда суд принял отказ взыскателя от взыскания.
— в случае утверждения в судебном порядке мирового соглашения между взыскателем и должником.
— в случае отмены судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный лист. Имеется в виду отмена судебного приказа, отмена заочного решения суда, а также успешное обжалование решения суда в кассационном порядке либо в порядке надзора. И это, на мой взгляд, самые реально выполнимые возможности, которые позволят должнику прекратить исполнительное производство если не на совсем, то хотя бы на время.
— в случае отмены (либо признания недействительным) исполнительного листа, на основании которого было возбуждено исполнительное производство.
И я еще добавлю, что в случае прекращения исполнительного производства по любому из оснований, судебный пристав обязан отменить все аресты с имущества должника, все ограничения, наложенные на самого должника (включая ограничение выезда с территории РФ), да и вообще пристав должен будет снять все санкции, примененные к должнику или его имуществу в ходе исполнительного производства. Собственно, именно для достижения этой цели и стоит пытаться прекратить исполнительное производство.
Кстати, в качестве анонса к следующей статье, скажу Вам, что исполнительное производство может окончиться в связи с невозможностью исполнения. Так происходит, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, а так же официально подтвержденные источники доходов. Есть и другие основания, я обязательно расскажу о них в отдельной статье. Не пропустите.
Да, и это, конечно, идеальное условие, которое позволило бы избежать принудительного взыскания долга. Разве не это залог финансовой свободы? Всего-то нужно выполнить два условия:
— отсутствие собственного имущества (как движимого так и недвижимого),
— отсутствие официального источника дохода, проще говоря, работы.
Однако, при наличии у гражданина такого «багажа», ни один банк не даст ему кредит. И это, скорее минус. Хотя, с другой стороны, нет кредита – нет долга. Финансовая свобода в действии.
10. Расходы в исполнительном производстве - это денежные затраты, возникающие в связи с принудительным исполнением судебных, иных актов, предусмотренных законом.
В исполнительном производстве у сторон могут быть самые разнообразные расходы. Необходимость их осуществления обычно возникает по объективным причинам, не зависящим от сторон. Например, расходы, затраченные на перевод (пересылку) по почте взыскателю взысканных сумм. В некоторых случаях расходы в исполнительном производстве могут быть связаны с неправомерным поведением должника и выступают в качестве своеобразной санкции процессуальной ответственности в виде неблагоприятных процессуальных последствий (взыскание суммы исполнительского сбора).
Основная функция института расходов заключается в возмещении расходов государства в связи с принудительным исполнением. В качестве дополнительной функции выступает функция предупреждения неправомерного поведения со стороны должника, выражающегося в неисполнении требований, содержащихся в исполнительном производстве.
По общему правилу, обязанность по уплате расходов в исполнительном производстве возлагается на стороны (взыскателя и должника).
Однако в исключительных случаях, например в случае прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным п. 4 и 5 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве, расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета (ч. 2 ст. 117 Закона об исполнительном производстве).
Расходы в исполнительном производстве состоят из исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Последние законодательные изменения не повлияли на определение сущности исполнительского сбора как одного из видов расходов в исполнительном производстве, хотя с точки зрения законодательной техники нормы об исполнительном производстве находятся не в гл. 16 "Расходы по совершению исполнительных действий", а в гл. 15 Закона об исполнительном производстве, где также сосредоточены нормы об ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве.
Исполнительский сбор - это денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
В отличие от государственной пошлины, которая в судах обычно взыскивается с истцов, заявителей, исполнительский сбор взыскивается с противоположной стороны - с должника.
Размер исполнительского сбора устанавливается законом в зависимости от характера исполнительного документа, либо пропорционально взыскиваемой сумме или стоимости имущества должника, либо в твердой денежной сумме.
Согласно ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 руб., с должника-организации - 5000 руб.
С должника исполнительский сбор взыскивается судебным приставом в максимальном размере, так как Закон об исполнительном производстве в этом смысле в ст. 112 содержит императивные нормы. В этом направлении развивается и правоприменительная практика. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20.07.2004 N А56-12632/04 отмечается, что, поскольку из материалов дела следует, что предприятием был пропущен срок добровольного исполнения исполнительного документа без уважительных причин, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с предприятия исполнительского сбора в максимальном размере.
Исполнительский сбор призван компенсировать расходы государства в исполнительном производстве, поэтому 100% от суммы исполнительского сбора отчисляются в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве (по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, или в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства в случаях немедленного исполнения), если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.
Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:
1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве;
2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;
4) по судебным актам по обеспечительным мерам.
Должник вправе в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В случае принятия судом к рассмотрению указанных в ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.
Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:
1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;
2) исполнительного документа;
3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. Однако в настоящее время такого нормативного правового акта не существует.
Изложенные правила о сущности, размере, порядке уменьшения или освобождения от уплаты исполнительного сбора вытекают и взаимосвязаны с постановлением Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский"".
В частности, в указанном постановлении отмечается (применительно к ранее действовавшему законодательству об исполнительном производстве), что, по смыслу ст. 81 указанного закона во взаимосвязи с его ст. 1, 7, 9, 44, 45, 77, 84, 85 и 87, предусмотренная в данной статье сумма, исчисляемая в размере семи процентов от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий). Эта мера представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В отмеченном постановлении Конституционного Суда РФ подчеркивается, что исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции*(163): он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.
В судебном порядке размер исполнительского сбора может быть уменьшен или должник вообще может быть освобожден от обязанности уплаты исполнительского сбора.
При применения, такого вида юридической ответственности, как исполнительский сбор, суд должен учитывать смягчающие вину должника обстоятельства, а также наличие определенных уважительных причин. При этом уважительные причины не должны толковаться слишком широко. Именно в таком смысле понимается срок добровольного исполнения. Например, по одному делу ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 27.12.2004 N А05-10405/04-21 отметил, что отсутствие денежных средств на счетах должника, равно как и отсутствие возможности распорядиться имеющимися денежными средствами при том, что сведения о предпринимаемых должником действиях по исполнению исполнительного документа в добровольном порядке им не представлены, не может быть признано в качестве уважительной причины неисполнения исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Необходимо также учитывать, что ранее в соответствии со сложившейся практикой было невозможно взыскание исполнительского сбора в рамках отдельного исполнительного производства. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2004 N А66-225/04 отмечается следующее: поскольку материалами дела установлено, что в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об окончании основного исполнительного производства, а взыскание исполнительского сбора в рамках отдельного самостоятельного производства не допускается, суд признал незаконными действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании с должника исполнительского сбора за счет денежных средств на счетах в банках.
Однако сейчас в ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве прямо предусмотрено, что основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Расходы по совершению исполнительных действий - это денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.
В соответствии с ч. 2 ст. 116 Закона об исполнительном производстве к расходам по совершению исполнительных действий относятся средства, затраченные на:
1) перевозку, хранение и реализацию имущества должника;
2) вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов;
3) перевод (пересылку) взыскателю денежных средств;
4) розыск должника, его имущества, розыск ребенка;
5) проведение государственной регистрации прав должника;
6) совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа.
Перечень расходов, указанный в ст. 116 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, а подлежит более широкому толкованию, так как к ним могут быть отнесены и другие необходимые исполнительные действия, совершаемые в процессе исполнения исполнительного документа.
По своей правовой природе и назначению расходы по совершению исполнительных действий схожи с институтом издержек, связанных с рассмотрением дела в суде (ст. 94 ГПК РФ, ст. 106 АПК РФ). По ранее действовавшему гражданскому процессуальному законодательству (ст. 86 ГПК РСФСР) к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относились расходы, связанные с исполнением решения суда (п. 4 ст. 86 ГПК РСФСР). Однако ввиду того, что в исполнительном производстве исполняются не только различные судебные акты, но и некоторые другие юрисдикционные акты, предусмотренные законом (ст. 12 Закона об исполнительном производстве), при исполнении которых также могут возникнуть расходы по совершению исполнительных действий, такой вид расходов в современном гражданском процессе не выделяется.
Сейчас, когда исполнительное производство может рассматриваться как самостоятельная отрасль права, наличие норм о расходах, связанных с исполнением, в ГПК РФ и АПК РФ представляется лишним, так как для правового регулирования этого вопроса соответствующих положений законодательства об исполнительном производстве вполне достаточно.
В ст. 117 Закона об исполнительном производстве предусмотрен порядок возмещения расходов по совершению исполнительных действий.
Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника.
В случае прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным п. 4 и 5 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве, расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета.
Взыскание с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, а также возмещение расходов лицу, которое их понесло, производятся на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом.