Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности. 1 страница

(Ч. 3 ст. 7 Закона об аудите 2008 года.)

В предисловии Кодекса этики аудиторов России говорится о том, что отличительной особенностью аудиторской профессии является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Поэтому ответственность аудитора не исчерпывается исключительно удовлетворением потребностей отдельного клиента или работодателя. Действуя в общественных интересах, аудитор обязан соблюдать и подчиняться нормам профессиональной этики аудитора. Аудитор не должен участвовать в деятельности, которая оказывает или может оказать негативное влияние на его честность, объективность и репутацию профессии и в результате стать несовместимой с предоставлением профессиональных услуг.

Кодекс этики аудиторов России является сводом норм профессиональной этики аудитора, т.е. сложившихся и широко применяемых при ведении аудиторской деятельности правил поведения аудитора и аудиторской организации, не предусмотренных законодательством. Поскольку не представлялось возможным определить нормы профессиональной этики для всех ситуаций и обстоятельств, с которыми может столкнуться аудитор при ведении аудиторской деятельности, Кодекс этики аудиторов России содержит лишь базовые нормы.

Структура Кодекса этики аудиторов России 2007 года:

- в разделе 1 Кодекса приведены основные принципы профессиональной этики аудитора и руководство по применению этих принципов на практике (модель поведения аудитора и аудиторской организации). Аудиторы должны применять данную модель для выявления угроз нарушения основных принципов, оценки серьезности таких угроз, а в случаях, когда угроза оценивается иначе, чем явно незначительная, - для принятия мер предосторожности с целью устранения угрозы или сведения ее до приемлемого уровня, при котором соответствие основным принципам не подвергается опасности;

- в разделах 2 - 9 Кодекса описан порядок применения указанной модели поведения в конкретных ситуациях. В них приведены примеры мер предосторожности против угроз нарушения основных принципов. Кроме того, приведены примеры ситуаций, в которых невозможно принять достаточные меры предосторожности против угроз, и, следовательно, необходимо избегать действий или отношений, ведущих к возникновению таких угроз.

Нормы профессиональной этики, содержащиеся в Кодексе, действительны для всех аудиторов, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

В соответствии с Кодексом аудитор обязан соблюдать следующие основные принципы поведения: а) честность; б) объективность; в) профессиональная компетентность и должная тщательность; г) конфиденциальность; д) профессиональность поведения. При этом российские стандарты аудиторской деятельности закрепляют базовые этические принципы в составе Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 1 "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности". В этом документе такие качества, как независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность и профессиональное поведение, включены в состав общих принципов аудита.

Таким образом, делает вывод М.Е. Грачева, можно констатировать, что в настоящее время в российском аудиторском законодательстве нет четкого разделения между этическими нормами и собственно принципами аудита <1>.

--------------------------------

<1> Грачева М.Е. Кодекс этики MCA: интерпретация и раскрытие // Внедрение МСФО в кредитной организации. 2006. N 6.

Завершая рассмотрение вопроса о Кодексе этики аудиторов России, необходимо дать правовую оценку этому документу.

Анализ самого Кодекса, а также научной литературы, посвященной источникам права, позволяет прийти к выводу о том, что указанный документ является нормативным актом, поскольку содержит нормы права - общие правила поведения, адресованные аудиторам и обязательные для исполнения. Вместе с тем Кодекс не может быть отнесен к числу правовых актов.

Приведенная в самом Кодексе этики аудиторов России 2007 года дефиниция Кодекса как свода норм профессиональной этики аудитора, т.е. сложившихся и широко применяемых при ведении аудиторской деятельности правил поведения аудитора и аудиторской организации, не предусмотренных законодательством, дает основание квалифицировать данный документ в качестве обычая делового оборота, применяемого в рассматриваемой сфере предпринимательской деятельности - сфере аудита.

В соответствии со ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <1> было дано следующее разъяснение: "Под обычаем делового оборота, который в силу статьи 5 ГК может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.)".

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.

Следовательно, Кодекс этики аудиторов России представляет собой источник права - обычай делового оборота, применяемый при осуществлении аудиторской предпринимательской деятельности. Данный источник права содержит императивные нормы, обязательные для аудиторов и аудиторских организаций России. Кодекс этики аудиторов России регулирует как частные этические отношения, складывающиеся между аудитором и клиентом, между представителями данной профессии, так и публичные отношения между аудиторами, аудиторскими организациями и государством.

Отметим также, что в силу ч. 4 ст. 7 Закона об аудите 2008 года каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. Кодекс профессиональной этики саморегулируемой организации аудиторов - свод обычаев делового оборота саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования. О дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый саморегулируемой организацией кодекс профессиональной этики аудиторов, саморегулируемая организация аудиторов должна сообщать в Минфин России. Порядок, форма и сроки таких сообщений утверждены Приказом Минфина РФ от 10 ноября 2010 г. N 147н.

Таким образом, можно выделить международный, профессиональный и внутренний кодексы профессиональной этики аудиторов.

Наличие кодексов этики разных уровней может привести к определенным противоречиям <1>. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров МФБ в отношении данной проблемы предусматривает следующее: если какое-либо положение национального этического кодекса противоречит положению международного этического кодекса, то должно выполняться национальное требование. При оказании услуг в другом государстве следует руководствоваться тем этическим кодексом, в котором определены более жесткие (строгие) требования.

--------------------------------

<1> Юдина Г.А., Черных М.Н. Основы аудита. М., 2009. С. 60, 61.

В целом, завершая исследование проблематики нормативного правового регулирования аудита в современной России, необходимо сделать следующие выводы.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что совокупность правовых норм по регулированию аудиторской деятельности представляет собой комплексный межотраслевой правовой институт, включающий в себя нормы различных отраслей права, регулирующие как частные, так и публичные отношения.

Регулирование аудита в России строится на сочетании императивных и диспозитивных начал, что характерно для комплексных правовых образований.

Система источников правового регулирования аудиторской деятельности может быть выстроена на основе различных классификационных оснований и состоять из актов различной правовой природы. Рассматриваемая система источников включает в себя: нормативные правовые акты различной юридической силы; локальные нормативные акты; обычаи делового оборота.

Систему правового регулирования аудиторской деятельности можно рассматривать:

- в узком смысле, включая сюда лишь акты об аудите как профессиональной деятельности;

- в широком смысле, имея в виду регулирование аудиторской деятельности как предпринимательской.

Международные стандарты аудита оказывают влияние на становление стандартизации аудиторской деятельности в России, но сами при этом не входят в систему формальных источников правового регулирования аудита.

2.3. Саморегулирование аудиторской деятельности

Принятие Закона об аудите 2008 года, который пришел на смену Закону об аудите 2001 года, повлекло существенные изменения в правовом регулировании аудита и в правовом статусе субъектов аудиторской деятельности. Как уже указывалось, одним из наиболее важных изменений стал предусмотренный указанным Законом переход от лицензирования как способа государственного воздействия на аудит к саморегулированию.

Анализ саморегулирования аудиторской деятельности в России целесообразно предварить краткой характеристикой накопленного зарубежного опыта саморегулирования данной сферы общественных отношений.

Саморегулируемые организации образуются самостоятельно профессионалами в той или иной сфере деятельности для решения вопросов их сообщества. По принятому в международной практике определению саморегулируемая организация (Self-Regulating Organizations) - организация, которая осуществляет некоторую степень регулирующей власти над определенной сферой деятельности <1>.

--------------------------------

<1> Лабынцев Н.Т., Сычев Р.А. Деятельность саморегулируемых аудиторских организаций // Аудиторские ведомости. 2007. N 9.

Первая саморегулируемая организация возникла в США еще в 1889 году, когда Конгрессом была создана межштатная торговая комиссия. В настоящее время аудиторскую деятельность в США осуществляют дипломированные общественные бухгалтеры. Американский институт присяжных бухгалтеров США (AICPA) устанавливает профессиональные требования, проводит исследования и публикует материалы по тематике, связанной с бухгалтерским учетом, аудитом, консультационными услугами для администрации и налогами. У AICPA три главных функции: установление стандартов и правил, исследования и публикации, непрерывное обучение.

Повышению роли саморегулируемых организаций в Европе отчасти способствовала политика "приватизации" государства, или приватизации функций публичного управления, под которой понимаются адаптация к государственному управлению организационных форм, заимствованных из частного бизнеса, и передача государственных функций частному сектору.

В Великобритании неправительственные исполнительные органы получили наименование "кванго". В официальный перечень включены только те неправительственные организации, деятельность которых связана с государственными функциями управления: агентства, которым министерства делегировали свои исполнительные функции; консультативные органы, оказывающие научно-техническое содействие министерствам; трибуналы, занимающиеся проблемами лицензирования и разного рода апелляционными делами, например Промышленный трибунал, Земельный трибунал <1>.

--------------------------------

<1> Приватизация в Великобритании: социально-экономический и политический анализ / Под ред. В.А. Виноградова. М.: ИНИОН РАН, 2000.

Как отмечает А. Крикунов <1>, в Великобритании на начало 2000 года основными "игроками" в области регулирования аудиторской деятельности являлись: Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (TCAEW), Институт присяжных бухгалтеров Шотландии (ICAS), Институт присяжных бухгалтеров Ирландии (ICAI). Одним из старейших в мире профессиональных объединений бухгалтеров является Институт присяжных бухгалтеров Шотландии <2>. Членство в одном из указанных институтов, а также в Ассоциации дипломированных бухгалтеров дает право заниматься аудитом бухгалтерской финансовой отчетности <3>. В Великобритании тремя ведущими профессиональными объединениями в целях осуществления контроля качества создан Объединенный отдел мониторинга (JMO).

--------------------------------

<1> Аудит в России. Антология российского аудита / Под ред. А.В. Крикунова. 2-е изд., с доп. и изм. (с использованием CD-диска). М., 2006.

<2> С 1854 г. все выпускники Института получают квалификацию присяжного бухгалтера (имеют право подписывать аудиторские отчеты при наличии и соответствии других составляющих, соответствующих аудиторской профессии). Институт присяжных бухгалтеров Шотландии получил королевскую грамоту на свое основание и с 1951 года включил в свой состав существовавшие ранее отдельно институты присяжных бухгалтеров Эдинбурга, Глазго и Абердина.

<3> Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит. М., 2009. С. 45.

В законодательстве Франции независимые органы административной власти появились в 1978 г. Они создавались в областях, "чувствительных" для прав граждан, таких как борьба против бюрократии, информация и коммуникации. Поэтому они выполняют двойную роль - представление как граждан, так и публичной власти. К этим органам относятся банковская комиссия, совет по конкуренции, комиссия по биржевым операциям, комиссия по налоговым нарушениям, комиссия по безопасности потребителей, Высший совет агентства ФрансПресс, комиссия по доступу к административным документам, комиссия по контролю за страхованием и др. Независимые органы административной власти не ответственны сами за регуляцию сектора, но разделяют эту функцию с правительством и судом и представляют доклад о своей деятельности, зачастую публичный.

Основная работа в области аудита возложена на профессиональную организацию - Национальную компанию комиссаров по счетам Франции (в другом переводе - Общество комиссаров по счетам <1>, Национальная компания ревизоров по проверке счетов <2> - National des Commissaires aux Comptes, CN CC), зависящую от Министерства юстиции Франции. CN CC состоит из квалифицированных аудиторов, имеющих право проводить аудиторские проверки в тех случаях, когда компаниям предписывается пройти через них. Главная цель деятельности компании - контроль за правильным осуществлением аудиторами своей профессиональной деятельности, защита чести и независимости ее членов. На региональном уровне организацией и регулированием профессиональной деятельности занимаются региональные компании, состоящие исключительно из профессионалов. Региональные компании объединяют всех аудиторов (физических лиц и аудиторские фирмы), относящихся к административным центрам каждого апелляционного суда <3>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 48.

<2> Мазуренко А.А. Зарубежный бухгалтерский учет и аудит. М., 2005. С. 103.

<3> Лабынцев Н.Т., Сычев Р.А. Деятельность саморегулируемых аудиторских организаций // Аудиторские ведомости. 2007. N 9.

В последнее время все сильнее проявляется тенденция объединить National des Commissaires aux Comptes (CNCC) с Ordre des Experts Comptables et Comptables Agrees (OECCA), которая зависит от Министерства финансов Франции, объединяет бухгалтеров-экспертов, занимающихся составлением ежегодных бухгалтерских отчетов. Эти специалисты могут также проводить аудиторские проверки, не носящие обязательного характера.

Признанные квалифицированные аудиторы Германии в 1932 году самостоятельно объединились в профессиональную организацию, так называемый Institut der Wirtschaftspriifer <1>. Организация профессионального самоуправления аудиторов в Германии призвана представлять профессиональные интересы всех аудиторов, присяжных ревизоров бухгалтерских книг, аудиторских фирм и обществ по ревизии бухгалтерских книг, а также осуществлять надзор за выполнением ими профессиональных обязанностей. Палата аудиторов имеет семь представительств в федеральных землях, которые содействуют главному представительству, но не имеют юридической самостоятельности <2>.

--------------------------------

<1> Мазуренко А.А. Зарубежный бухгалтерский учет и аудит. М., 2005. С. 92.

<2> Лабынцев Н.Т., Сычев Р.А. Деятельность саморегулируемых аудиторских организаций // Аудиторские ведомости. 2007. N 9.

Профессиональная организация аудиторов Швеции - Foreningen Auktoriserade Revisorer (FAR) - издает рекомендации по вопросам бухгалтерского и аудиторского дела. Хотя эти рекомендации не являются обязательными, на практике они оказывают большое влияние на деятельность специалистов <1>. FAR объединяет уполномоченных присяжных бухгалтеров-аудиторов, общая численность которых составляет около 1400 человек. Хотя для этих специалистов членство в FAR не является по закону обязательным, большинство из них в эту организацию вступают, хотя членские взносы очень высокие. FAR публикует рекомендации по вопросам бухгалтерского и аудиторского дела, а также издает большое количество реферативно-справочной литературы на английском языке, в которой объясняются шведские бухгалтерские реалии <2>.

--------------------------------

<1> Блейк Д., Амат О. Европейский бухгалтерский учет: Справочник / Пер. с англ. М., 1997. С. 305.

<2> Мазуренко А.А. Указ. соч. С. 114.

Повышение роли профессиональных аудиторских организаций отмечено во Вьетнаме. Более 20 лет во Вьетнаме осуществляют свою деятельность два объединения: Ассоциация аудиторов Вьетнама - VACPA (Vietnam Association of Certified Public Accountants) и Объединение бухгалтеров и аудиторов Вьетнама - VAA (Vietnam Association of Accountants and Auditors). Поскольку последнее наделено полномочиями только в области бухгалтерского учета, то с точки зрения функционирования в аудиторской среде в первую очередь представляет интерес работа объединения аудиторов Вьетнама. На конец 2009 года Ассоциация объединяла 146 членов, среди которых - аудиторские компании и аттестованные аудиторы. Проводится масштабная работа в области обучения и повышения квалификации, тестируется качество оказываемых аудиторских услуг, контролируется соблюдение этики, организуется работа по обмену опытом с целью повышения качества аудиторских услуг и квалификации членов ассоциации, вносится существенный вклад в поддержку и развитие бухгалтерско-аудиторской деятельности во Вьетнаме и за рубежом. В 2005 году издан нормативный акт о частичной передаче ряда функций Минфина по управлению бухгалтерско-аудиторской деятельностью Ассоциации. При этом задачей Минфина является обеспечение частичной финансовой поддержки Ассоциации для выполнения переданных ей полномочий, а также осуществление контроля за деятельностью VACPA. Ассоциация обязана ежегодно подводить итоги, оценивать качество аудиторских услуг в целом и по отдельным ее членам, направлять полученные результаты Минфину. С 2008 года Ассоциация совместно с Минфином организует экзамены и выдает аттестаты аудиторам и бухгалтерам <1>.

--------------------------------

<1> Юшкова С.Д. Аудиторская деятельность во Вьетнаме // Аудиторские ведомости. 2010. N 4.

Японский Институт дипломированных (в другом переводе - сертифицированных) общественных бухгалтеров (JICPA) <1>, основанный в 1949 году как самоуправляющаяся, саморегулирующаяся ассоциация, является единственной организацией для сертифицированного общественного бухгалтера. В 1966 году JICPA был реорганизован в соответствии с новыми положениями Закона о дипломированных общественных бухгалтерах (CPA), согласно которым все дипломированные общественные бухгалтеры должны быть членами JICPA. Таким образом, квалифицированные специалисты, которые намерены заниматься практической деятельностью, имея звание сертифицированного общественного бухгалтера, должны зарегистрироваться в Институте и стать его членами. Для аудиторов, недобросовестно выполняющих свою работу, введены административные санкции вплоть до аннулирования регистрации. В 1999 году в Японии были приняты меры по повышению качества аудита - введено постоянное обязательное обучение аудиторов и проверки работы аудиторских фирм со стороны JICPA <2>. Интересно, что по итогам каждой аудиторской проверки в JICPA представляется отчет с заключением <3>.

--------------------------------

<1> Мазуренко А.А. Указ. соч. С. 154, 155.

<2> Мазуренко А.А. Зарубежный бухгалтерский учет и аудит. М., 2005. С. 160.

<3> Лабынцев Н.Т., Сычев Р.А. Деятельность саморегулируемых аудиторских организаций // Аудиторские ведомости. 2007. N 9.

На основании изучения зарубежной практики профессионального самоуправления аудиторов специалисты отмечают следующее. Субъекты регулирования аудита в большинстве стран придерживаются точки зрения, в соответствии с которой эффективное саморегулирование аудиторской деятельности возможно только при передаче этих функций одному аудиторскому объединению. Так, в Германии, Франции, США, Японии действует единственное саморегулируемое объединение, а наличие трех аудиторских объединений в Великобритании обусловлено только различной территориальной принадлежностью данных организаций <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

Этапы в развитии института саморегулирования в России:

первый этап продолжался с начала 90-х годов XX века до принятия Закона об аудите 2001 года;

второй этап начался со вступлением в силу Закона об аудите 2001 года;

третий этап связан с введением в действие Закона об аудите 2008 года.

На первом этапе в России создавались профессиональные объединения аудиторов. В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263, аудиторы и аудиторские фирмы могли по законодательству Российской Федерации образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов, однако функциями саморегулирования они не наделялись.

Законом об аудите 2001 года, ознаменовавшим переход ко второму этапу, впервые было декларировано существование и разделение государственного и общественного регулирования аудиторской деятельности, введен институт аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые сыграли значительную роль в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного контроля за качеством аудиторских услуг. Аудиторы и аудиторские организации в целях обеспечения условий своей деятельности, защиты интересов получили право создавать профессиональные аудиторские объединения.

Такие объединения действовали на некоммерческой основе. Они устанавливали обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики, осуществляли систематический контроль за их соблюдением.

Официальное признание профессиональных объединений осуществлялось посредством их аккредитации уполномоченным федеральным государственным органом. Порядок аккредитации был определен в ст. 20 Закона об аудите 2001 года и во Временном положении о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Минфине России, утвержденном Приказом Минфина России от 29 апреля 2002 г. N 38н <1>. Обязательными условиями аккредитации являются наличие: в составе объединения не менее 1 тыс. аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций; соответствующих рабочих органов (комитетов, комиссий) для эффективного исполнения функций; обязательных для своих членов правил (стандартов) аудиторской деятельности и Кодекса профессиональной этики; разработанной системы контроля за соблюдением членами объединения правил (стандартов) аудиторской деятельности и профессиональной этики, за качеством аудита членов объединения.

--------------------------------

<1> БНА. 2002. N 25. Действует с изменениями от 17 июня 2005 г., 11 мая 2006 г.

Официальным документом, удостоверяющим аккредитацию, служило Свидетельство об аккредитации <1>. Аккредитация осуществлялась на срок три года при соблюдении ее условий. Государственный реестр аккредитованных профессиональных аудиторских объединений вел Минфин России <2>.

--------------------------------

<1> Форма свидетельства об аккредитации утверждена Приказом Минфина России от 29 апреля 2002 г. N 38н в качестве приложения N 6.

<2> См.: Временное положение о ведении государственных реестров в области организации аудиторской деятельности, утвержденное Приказом Минфина России от 23 июня 2002 г. N 64н // БНА. 2002. N 34.

Права и обязанности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений также были определены ст. 20 Закона об аудите 2001 года и Временным положением о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Минфине России. В частности, объединения наделялись правом: участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности; проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами; по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и обращаться в Минфин России с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц; ходатайствовать перед Минфином России о выдаче претендентам квалификационных аттестатов, о приостановлении действия и об аннулировании квалификационных аттестатов аудитора в отношении своих членов; ходатайствовать о выдаче, приостановлении действия и об аннулировании лицензии в отношении своих членов; участвовать через своих представителей в работе Совета по аудиторской деятельности при Минфине России.

К моменту принятия Закона об аудите 2008 года при Минфине России были аккредитованы следующие профессиональные аудиторские объединения:

- некоммерческое партнерство "Аудиторская палата России";

- некоммерческое партнерство "Московская аудиторская палата";

- некоммерческое партнерство "Институт профессиональных аудиторов";

- некоммерческое партнерство "Российская коллегия аудиторов";

- некоммерческое партнерство "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России".

Профессиональные аудиторские объединения вели весьма активную деятельность. Так, некоммерческое партнерство "Московская аудиторская палата" объединяло примерно 1700 юридических и физических лиц, представляющих около 70% субъектов Российской Федерации. Помимо реализации определенных Законом об аудите 2001 года функций "Московская аудиторская палата" вносила свои предложения по проектам федеральных законов, постановлений Правительства РФ, правовых актов федеральных министерств, нормативных правовых актов Москвы, относящихся к аудиторской деятельности <1>, тесно сотрудничала с государственными органами по различным вопросам правового регулирования экономических отношений в России <2>. "Московская аудиторская палата" разработала Концепцию региональной политики Палаты, основанную на взаимодействии с регионами на базе соглашений о сотрудничестве. Уполномоченные представители Палаты успешно работали в Дальневосточном, Сибирском, Северо-Западном, Приволжском, Южном федеральных округах, в Астраханской области и др. <3>.

--------------------------------

<1> Например, специалисты МоАП формулировали и представляли предложения по законопроектам "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" и "О саморегулируемых организациях" в экспертные советы и рабочие группы, созданные при некоторых комитетах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Были разработаны рекомендации по обновлению и реализации таких важных законов, как "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", "О бухгалтерском учете" и др.

Наши рекомендации