Правовые основы инвестиционной деятельности

Правовые основы инвестиционной деятельности на тер­ритории Российской Федерации определяются:

.Гражданским кодексом РФ;

.Законом «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (в редакции Федерального закона 1995 г.). В нем установлены условия осуществления инвестиционной дея­тельности, формы и методы ее государственного регулиро­вания, гарантии прав субъектов инвестиционной деятель­ности и защиты инвестиций;

.Федеральным законом «Об инвестиционной деятель­ности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений» (от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ, с изменениями и дополнениями Федерального закона от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ). Этот закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на тер­ритории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм соб­ственности. Признаны утратившими силу нормы преды­дущего закона, противоречащие настоящему закону. (От­метим, что такая форма отмены правовой нормы затрудня­ет исполнение закона, так как субъекты хозяйственных правоотношений должны искать и толковать противореча­щие нормы.);

.Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (от 25 июня 1999 г. № 160-ФЗ), который определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль.

Федеральный закон об изменениях и дополнениях к За­кону об инвестициях в форме капиталовложений уравнива­ет гарантии прав российских инвесторов с гарантиями, обес­печивающими защиту от неблагоприятного изменения зако­нодательства, предоставленными ранее иностранным инвес­торам (так называемая «дедушкина оговорка», см. § 9.4).

Условия осуществления инвестиционной дея­тельности. Все инвесторы имеют равные права на осуще­ствление инвестиционной деятельности. Инвестирование имущества и имущественных прав признается неотъемле­мым правом инвестора и охраняется законом. Инвестор вправе:

.самостоятельно определять объемы, направления, раз­меры и эффективность инвестиций и по своему усмотре­нию привлекать на договорной, преимущественно конкурс­ной, основе (в том числе через торги подряда) физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации ин­вестиций;

.контролировать целевое использование инвестиций;

.передать по договору (контракту) свои правомочия по инвестициям и их результатам гражданам, юридическим лицам, государственным и муниципальным органам в ус­тановленном законом порядке;

.владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществлять тор­говые операции и реинвестирование;

.объединять собственные и привлеченные средства со средствами других инвесторов в целях совместного осуще­ствления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством РФ.

Законодательством могут быть определены объекты, ин­вестирование в которые не влечет за собой непосредствен­но приобретения права собственности на них, но не исклю­чает возможности последующего владения, оперативного управления или участия инвестора в доходах от эксплуа­тации этих объектов,

Крупные (стратегические) инвесторы реализуют свое право самостоятельно определять объемы и направления инвестиций путем отбора предпочтительных для них инве­стиционных проектов по ряду критериев. Успех инвести­ций в основном зависит от правильного распределения средств инвестора по видам активов (основной капитал и финансовые активы) и отраслям производства. Существует ряд методов отбора инвестиционных проектов. Основными критериями оценки проектов являются чистый приведен­ный эффект (прибыль), индекс рентабельности инвестиций, риск. Доход и риск рассматриваются как две взаимосвя­занные категории.

Риск всегда присущ инвестиционным проектам, поэто­му инвесторы придают большое значение обеспечению обя­зательств заказчика по инвестиционному договору.

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

.соблюдать установленные законодательством нормы и стандарты, а также выполнять требования государствен­ных органов (в пределах их компетенции);

.иметь лицензию или сертификат на право осуществ­ления своей деятельности;

.использовать средства, направляемые на инвестиции, по целевому назначению.

Основным правовым документом, регулирующим про­изводственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является дого­вор (контракт) между ними.

Заключение договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйст­венных взаимоотношений являются исключительной ком­петенцией субъектов инвестиционной деятельности. В осу­ществлении договорных отношений между ними не допус­кается вмешательство государственных органов и долж­ностных лиц, выходящее за пределы их компетенции. Ус­ловия договоров (контрактов), заключенных между субъ­ектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою си­лу на весь срок их действия, за исключением случаев, пре­дусмотренных федеральными законами.

Незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестицион­ного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (за­казчиком) выполненных работ и услуг. В случае отказа ин­вестора (заказчика) от дальнейшего инвестирования проек­та он обязан компенсировать затраты другим его участни­кам, если иное не предусмотрено договором (контрактом).

Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капиталь­ных вложений подлежат экспертизе в целях предотвраще­ния создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государ­ства или не отвечает требованиям утвержденных в уста­новленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений. Проекты, финансируемые за счет средств госу­дарственного или регионального бюджета, и другие проек­ты, имеющие важное народно-хозяйственное значение, под­лежат государственной экспертизе, осуществляемой упол­номоченными на то органами государственной власти. Все инвестиционные проекты должны проходить также эколо­гическую экспертизу в соответствии с законодательством.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности. Государственное регулирование инвести­ционной деятельности, осуществляемой в форме капитало­вложений, предусматривает:

1. Создание благоприятных условий инвестиционной деятельности, в том числе путем:

.гарантирования прав инвесторов;

.совершенствования системы налогов, механизма на­числения амортизации и использования амортизационных отчислений;

.предоставления субъектам инвестиционной деятель­ности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодатель­ству Российской Федерации;

.создания и развития сети информационно-аналитичес­ких центров, осуществляющих регулярное проведение рей­тингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инве­стиционной деятельности (мера, направленная на усиление конкуренции участников инвестиционной деятельности);

.принятия антимонопольных мер;

.расширения возможностей использования залога при осуществлении кредитования;

.развития финансового лизинга. Следует обратить внимание на преимущественно декла­ративный характер указанных мер.

2. Прямое участие государства в инвестиционной дея­тельности, осуществляемой в форме капитальных вло­жений, в частности, путем:

.разработки, утверждения и финансирования инвести­ционных проектов, осуществляемых РФ совместно с ино­странными государствами, а также финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъек­тов РФ;

.формирования перечня строек и объектов техничес­кого перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

.предоставления на конкурсной основе государствен­ных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития РФ), а также за счет средств бюджетов субъектов РФ;

.размещения на конкурсной основе средств федераль­ного бюджета (Бюджета развития РФ) и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проек­тов (осуществляется на возвратной и срочной основах с уп­латой процентов за пользование ими в размерах, определя­емых федеральным законом о федеральном бюджете на со­ответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта РФ, либо на условиях закрепления в государственной соб­ственности соответствующей части акций создаваемого ак­ционерного общества, которые реализуются через опреде­ленный срок на рынке ценных бумаг с направлением вы­ручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов);

.защиты российских организаций от поставок мораль­но устаревших, материалоемких, энергоемких и ненаукоем­ких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

.разработки и утверждения стандартов (норм и пра­вил), а также осуществления контроля заих соблюдением;

.вовлечения в инвестиционный процесс временно при­остановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

.предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Осуществление государственных капиталовло­жений. Решения об осуществлении государственных ка­питальных вложений принимаются органами государст­венной власти. Расходы на финансирование федеральных и региональных инвестиционных проектов предусматрива­ются соответственно в федеральном и региональных бюд­жетах. Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы, а финансируемые за счет региональных бюджетов — региональные инвестиционные программы. Решения об использовании средств федераль­ного бюджета для финансирования инвестиционных про­ектов и (или) инвестиционных программ, осуществляемых РФ совместно с иностранными государствами, принимают­ся после заключения соответствующих межгосударствен­ных соглашений.

Размещение заказов на подрядные строительные рабо­ты для государственных нужд при реализации соответст­вующих инвестиционных проектов производится государ­ственными заказчиками путем проведения конкурсов.

Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капиталь­ные вложения, осуществляют Счетная палата РФ, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнитель­ной власти, а контроль за целевым и эффективным исполь­зованием средств региональных бюджетов — уполномочен­ные на то соответствующими субъектами РФ органы.

Регулирование инвестиционной деятельности органами местного самоуправления. Регулирование органами местного самоуправления инвестиционной дея­тельности, осуществляемой в форме капитальных вложе­ний, предусматривает:

1. Создание благоприятных условий для инвестицион­ной деятельности, в частности, путем:

.установления льгот по уплате местных налогов и пре­доставления льготных условий пользования землей и дру­гими природными ресурсами, находящимися в муници­пальной собственности;

.защиты интересов инвесторов;

.расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-куль­турного назначения.

2. Прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в фор­ме капитальных вложений, в том числе:

.разработка, утверждение и финансирование инвести­ционных проектов, осуществляемых муниципальными об­разованиями;

.размещение на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов, аналогично тому, как это делается при государственном регулировании;

.выпуск муниципальных займов;

.вовлечение в инвестиционный процесс временно при­остановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвести­ционным проектам за счет средств местных бюджетов, в порядке, утвержденном представительным органом. Расхо­ды на финансирование инвестиционной деятельности пре­дусматриваются местными бюджетами. Контроль за ис­пользованием средств осуществляют органы, уполномочен­ные представительными органами.

Если органы местного самоуправления участвуют в фи­нансировании федеральных или региональных инвестици­онных проектов, то при разработке и утверждении таких проектов необходимо их согласование с органами местного самоуправления.

Гарантии прав субъектов инвестиционной деятель­ности. Государство гарантирует всем субъектам инвестици­онной деятельности независимо от форм собственности:

.обеспечение равных прав при осуществлении инвес­тиционной деятельности;

.гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

.право обжалования в судебном порядке любых реше­ний, действий (бездействия) органов государственной влас­ти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

.защиту капитальных вложений;

.неувеличение совокупной налоговой нагрузки и ста­бильность режима запретов и ограничений на срок реали­зации инвестиционного проекта (как правило, не более 7 лет), в установленных законом случаях (аналогично гаран­тиям для иностранных инвесторов).

Для защиты капитальных вложений законодательством предусмотрено, что капитальные вложения могут быть:

.национализированы только при условии предваритель­ного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в со­ответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ;

.реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.

Наши рекомендации